От Февраля к Октябрю: распад российского государства и общества. Часть VIII

9 апреля 2017  00:20 Отправить по email
Печать

Ход пореформенного периода в Российской империи и общеевропейского перехода от доиндустриального общества к индустриальному оказали серьезное влияние на все религии в империи. Из-за идеологических предрассудок исследователе история религии недостаточно освещена в истории России и Европы.

В общеевропейской истории, начиная с французской революции, часто дается упрощенный нарратив о падении и маргинализации религии в государствах, а также о росте и торжестве секуляризма и других передовых идей. Главные темы об истории религии в пореформенной России – реакционность Русской православной церкви, его тесные связи с правительством, заведомое мракобесие среди крестьянства через смешивание дохристианских и христианских обрядов («двоеверие»), участие иерархии и духовенства в черносотенных движениях, его сотрудничество с режимом в преследовании других вероисповеданий. История не православных религий трактуется как бесконечное прессование со стороны самодержавия и православной церкови.

История религии в этом периоде и в России, и в Европе более сложная. Верующие составляли большинство населения во всех европейских странах. Миллионы верующих в России участвовали в революциях 1905 г. и 1917 г., а также в гражданской войне. Как и национальные, религиозные партии и движения охватывали весь политический спектр. Важно отметить, что во французской и русских революциях религиозные фактор использовали для обострения межконфессиональных и внутриконфессиональных конфликтов.

Изучать религию в русских революциях нужно. Ведь в России и Европе все религии и политические идеологии включают сильные элементы эсхатологии – учение о конце мира и человечества. Степень интенсивности эсхатологии колеблется в каждой религии и идеологии, но она всегда есть. Все европейские идеологии заимствовали элементы иудео-христианского понимания исторического процесса эсхатологии. Процесс включает: космическую борьбу с начала времени между добрыми и злыми силами; падение человечество из рая; обвинения и демонизация против внешних и внутренних врагов в падении человечества; окончательный бой между добрыми и злыми силами; страшный суд с наказанием и уничтожением злых сил; заря нового мира для добрых.

Во всех эсхатологических религиозных и политических движениях в Европе и России, бросается в глаза стремления людей торопить конец мира вместе того, чтобы пассивно ожидать конец. [1] Накал страстей и истерия о внутренних врагах во французской революции были мощным взрывом эсхатологического менталитета. [2] В Российской империи религиозные и политические эсхатологические ожидания сочетались особенно в революции 1917 года и в гражданской войне.

Это учение о конце мира не утратило свою привлекательность в современной России и Европе особенно среди националистических, крайне-правых партий и движений.

История религиозных движений в России имеет актуальность для современной Европы. Особенно когда речь идет об ассимиляции миллионов мусульман в европейских странах. Мусульмане России переживали разные периоды модернизации и европеизации в пореформенный период. Например, казанские и крымские татарки организовали движение за эмансипацию женщин. Первый всероссийский мусульманский съезд 1917 года принял великий прецедент в мусульманском мире, провозгласив равноправие мужчин и женщин. [1]

Россия была самая большая многорелигиозная страна в Европе. Однако, во всеобщей переписи населения 1897 года правительство и Синод Русской православной церкви заведомо занизили данные о старообрядцах и сектантах. [2] Некоторые исследователи предположили, что на территории империи проживало 20 млн старообрядцев и 6 млн сектантов. Предполагается, что постоянная утрата миллионов самых стойких верующих подорвала способность православной церкви сопротивляться большевикам после Октябрьской революции.

Во второй половине XIX века условия жизни религий в России имели и сходства, и различия по сравнению с европейскими странами. После французской революции правительства обычно проводили политики веротерпимости, и евреи обычно получали равноправие. Однако, либеральные правительства и партии часто выступали за политику антиклерикализма – уменьшение роли духовенства в государственных и общественных делах. Соблюдение религии должно стало быть частным делом. Правительства отняли у религиозных общин право регистрации актов гражданского состояния. Отношения между правительствами и религиозными общинами регламентировались разными законами. Такие законы не утратили силу в современной Европе. [3]

Антиклерикальные выступления и правительственные меры, особенно антикатолического характера, часто отталкивали многих людей от либерализма. Организовывали конфессиональные партии, выступающие в защиту интересов церквей. Возникали первые христианско-демократические и христианско-социалистические партий. Неудивительно, что либеральные намерения и меры для устройства «свободной церкви в свободном государстве» углубляли разделение населения по религиозным направлениям. Многие европейцы отождествляли либеральный секуляризм с евреями и организовали крайне-правые партии на базе политического антисемитизма.

Во всех церквах шли конфликты между противниками и сторонниками о роле церквей в новых государственных и общественных условиях. Великие перемены в Европе имели глубокое влияние на соблюдение христианства. Везде в Европе, как в России, имело большое место смешивание дохристианских и христианских верований и обрядов, особенно среди крестьянства. Этот период можно охарактеризовать как воцерковлением христианствa. Шли организация и наставления мирян в церквах, устраивались разные церковные сообщества, улучшился уровень образования духовенства. Главным результатом было сокращение соблюдения дохристьянских верований и обрядов. [4]

Везде в Европе, националисты всех оттенков чаще отождествляли религию с национальных идентификаций. Например, католичество с ирландской национальностью, протестантизм с немецкой, православие с сербской. Националисты рассматривали свою религию как национальную веру в противовес к государственной религии. Например, чешские и венгерские националисты рассматривали протестантизм носителем национальных ценностей в противовес немецкому католичеству австрийских правителей. Даже секуляристы и атеисты видели пользу религии для политических целей.

Положение религиозных дел в России имели свои сходства и сильные различия от европейских стран. Членство в вероисповеданиях было обязательно для всех российских подданных. Регистрация актов гражданского состояния была ответственностью вероисповеданий. [7,182] До революции 1905 года государство старалось регламентировать религиозную самоидентичность населения. Русская православная церковь имела исключительную привилегию проводить миссионерскую работу среди членов всех других вероисповеданий и верований (в том числе среди язычников, т.е. приверженцев традиционных религий). Переход от православия в другие исповедания наказывался уголовным кодексом. Католичество, протестантизм, армянское григорианство, иудаизм, караизм, ислам и буддизм имели законное положение «иностранных исповеданий», потому что большинство приверженцев жило заграницей. Старообрядчество находилось на полулегальном положении. Христианские секты и «доморощенные» (молокане, духоборцы), «импортируемые» (баптисты, адвентисты, пятидесятники) были разделены на категории «более пагубные» или «менее пагубные».

Надо учитывать и другие сложности религиозного положения в России. Русские, украинцы и белорусы составляли большинство православных, но членами церкви были также представители других национальностей. В рядах православных были миллионы добровольных и недобровольных обращённых и их потомков (особенно среди бывших греко-католиков и их потомков в Белоруссии и на Украине). Неудивительно, что многие недобровольно обращенные и их потомки были под подозрением церкви в стремлении вернутся к вере своих предков. Даже среди традиционных православных имелись сильные сектантские явления под подозрением церковного руководства. Примеры включили странников, старцев, членов харизматических групп, людей утверждая видения Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых. Эти явления были под подозрением иерархии из- за возможности утратить контроль церкви над народной религиозностью. Cектантство внутри церкви могло стать начальным этапом перехода от православия в секты. В России были и мессианские националистические движения, которые провозглашали новую веру и пришествиe нового мира без русских правителей и священников. [8]

Историки и религиоведы замечают смешивания дохристианских и христианских верований среди русских православных. Смешивание верований и обрядов было нормой для всех оттенков христианства, иудаизма, ислама и буддизма как России, так и в Европе. Только великие перемены перехода от доиндустриального общества к индустриальному сократил явление «двоеверия». В этом смысле Россия отставалa от европейских стран.

Великие перемены имели огромное влияние на историю всех вероисповедания в России. В каждой религии шли конфликты между традиционалистами и реформистами, противниками и сторонниками перемен в обществе. Политизация религий обострилaсь когда этнические, религиозные и социальные фактора пересекались. Рассмотрим как религии России, особенно православная церковь, внесли свой вклад в бурные события Первой русской революции.

Продолжение следует…

Тони Рокки – магистр в области исторических наук (Торонто, Канада), специально для ИА REX

Примечания

1.Cohn, Norman. The pursuit of the millennium: revolutionary millenarians and mystical anarchists of the Middle Ages. Revised and expanded ed. London: Maurice Temple Smith Ltd., 1970.


2.Tackett, Timothy. The coming of the terror in the French Revolution. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University Press, 2015.

3.Исхаков, С. М. Российские мусульмане и революция: (весна 1917 г.–лето 1918 г.). 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство «Социально-политическая мысль», 2004.

4.Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г.
Распределение населения по вероисповеданиям и регионам

5.Earthly powers: the clash of religion and politics in Europe from the French Revolution to the Great War. New York: HarperCollins Publishers, 2006.

6.Religlaw: International center for law and religion: Countries

7.Weber, Eugen. Peasants into Frenchmen: the modernization of rural France, 1870-1914. Stanford CA: Stanford University Press, 1976.

8.Werth, Paul W. Arbiters of the Free Conscience: Confessional Categorization and Religious Transfer in Russia, 1905-1917. in Re-Bounding Identities in Russia and Ukraine, ed. Blair Ruble, Dominique Arel, and Nancy Popson (Washington DC: Woodrow Wilson Institution Press, 2006), 181-207.

9.Kolarz, Walter. Religion in the Soviet Union. London: Macmillan, 1961.

10.Lanternari, Vittorio. The religions of the oppressed; a study of modern messianic cults. London, MacGibbon & Kee, 1963

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть