29-30 марта 2017 г. в Архангельске прошел международный Арктический форум «Арктика – территория диалога», на котором собрались представители России и других примыкающих к Арктике государств, представители международных организаций, научной и бизнес сфер. Основная повестка дня – консолидация подходов к налаживанию сотрудничества в Арктике, а также улучшение жизни людей на этой территории. Ежегодно форум собирает наиболее влиятельные политические силы. От Российской Федерации на форуме в 2017 г. присутствовали основные лица, принимающие внешнеполитические решения, Президент В.В. Путин и Министр иностранных дел С.В. Лавров. Их присутствие побудило западных представителей задавать вопросы, не относящиеся напрямую к арктическому региону, и именно эти вопросы в наибольшей степени привлекли внимание западных СМИ. Основной удар принял на себя Президент России.
В роли модератора форума выступил американский журналист, ведущий телеканала CNBC Джефф Катмор. Он задал российскому Президенту ряд вопросов, добавив остроты в арктическую дискуссию. Одним из первых был вопрос про «отношения России с западными странами (прежде всего с США и Европой), которые находятся на низком уровне из-за Украины и Крыма. Каким образом предполагается налаживать отношения с США?». В.В. Путин ответил в духе российских традиций внешней политики.
Изначально разрядив обстановку, намекая на то, что ожидал подобного развития событий, он похвалил Джеффа Катмора за то, что тот разделил проблемы Украины и Крым. Реакция Катмора показала, что он не ожидал такого поворота, ведь ввиду имелся совсем другой подтекст. Однако В.В. Путин мастерски повернул его слова в правильное русло. Таким образом, отвечая на вторую часть вопроса, Президент показал, что не намерен вступать в полемику относительно принадлежности Крыма, а вот украинский кризис без участия России решаться не будет.
Первая же часть вопроса Катмора относительно налаживания двухсторонних отношений между Россией и США вообще оказалась неактуальной. Путин заявил, что в России США рассматривают как Великую Державу, с которой можно и нужно выстраивать партнерские отношения. Но это не всегда удается из-за усилий определенных групп в американском истеблишменте. Внутриполитическая американская риторика настраивает общество на то, что к России надо относиться как к врагу. Это ежедневно доказывает и американская пресса, и выступления некоторых официальных представителей США. Индекс агрессивности со стороны американской прессы по отношению к России и, в частности, к ее лидеру стабильно высокий, что создает ложное представление о нашей стране в общественных кругах. Если происходит какое-то событие, противоречащее интересам некоторых американских сил, то в этом сразу можно узреть «руку Москвы». Это крайне удобная схема: всегда есть кого обвинить в провалах и неудачах.
Российские граждане на территории США воспринимаются в лучшем случае как шпионы, в худшем – национальные враги Америки. На эту тему также высказался В.В. Путин на Арктическом форуме. Он подчеркнул, что в отличие от американской стороны, в России послу США не чинят препятствий в общении с политическими, экономическими, финансовыми кругами, наоборот, приглашают на такие мероприятия, как Арктический форум, где собираются представители крупного бизнеса и видные политические деятели. Российский посол в США такого содействия не получает, наоборот, его максимально ограничивают в общении с официальными лицами, а любые шаги воспринимаются как шпионаж в пользу России. Это подрывает основы международного регулирования дипломатической службы, закрепленные в Венской конвенции 1961 г. «О дипломатических сношениях», где прописано, что дипломат имеет: «право на свободу передвижения по территории государства пребывания за исключением зон, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности». Именно для российского посла американская сторона максимально расширяет эти запретные зоны, чем искусственно подрывает российско-американские отношения.
Как только Джефф Катмор понял, что российский Президент очерчивает наиболее острые углы, мешающие России и США выстраивать отношения, он решил пойти ва-банк и задать вопрос, который, видимо, мучал его все время: «Вы российское правительство никогда не пытались повлиять на выборы в США? И свидетельство этому не будет обнаружено?». Чего ждал Катмор от Президента России? – очевидно, что он, также как многие западные политики, пустится в пространные объяснения о том, что Россия не вмешивается во внутреннюю политику других стран мира, что этого не допускают нормы международного права и т. д. Но ответ В.В. Путина был более лаконичен и доходчив – «Читайте по губам «NO». Этот ответ также несет определенную психологическую нагрузку. Западные представители не слышат, что говорит российская сторона; сколько ни говори, сколько ни объясняй – это долетает до США, бьется об невидимую стену и возвращается обратно с новыми упреками, претензиями и обвинениями. Может быть прочтенные по губам слова, тем более такие простые, будут более понятны нашим американским партнерам.
После таких ответов В.В. Путина, способного вести диалог на своих условиях, Катмор стал более аккуратным с вопросами и выражениями. Он спросил, когда и где состоится встреча российского и американского президентов? Путин ответил, что это вопрос времени, когда в США некоторые силы перестанут вставлять палки в колеса избранному Президенту Дональду Трампу и он сможет исполнять свою предвыборную программу, тогда и произойдет встреча.
После этого нейтрального ответа Путина Катмор снова расслабился и сам загнал себя в тупик, заявив, что Россия действует агрессивно, укрепляя военную инфраструктуру на своей территории в Арктике. Вопрос укрепления инфраструктуры – это вопрос внутренней политики России и американская сторона, тем более в лице журналиста, не имеет права даже интересоваться им, не то, что упрекать в развитии инфраструктуры. В.В. Путин не стал сразу напоминать журналисту об одном из основополагающих принципов Устава ООН, но заметил, что «то, что делает Россия имеет локальный характер, а то, что делают, например, США на Аляске имеет глобальный характер (развитие системы ПРО)». В этом суть американского и российского стилей внешнеполитической деятельности: Россия усиливает свой потенциал, а США ослабляют чужой.
Джефф Катмор не понял своей ошибки и не услышал Путина, который пытался объяснить, что Россия не потерпит вмешательства в свои внутренние дела, и задал очередной вопрос, касающийся внутренней политики России. Вопрос касался освобождения протестующих и лидера оппозиции, о чем постоянно судачат западные СМИ. На этот раз Президенту пришлось открыто заявить о том, что не следует даже пытаться оказывать влияние на внутреннюю политику России и предложил обратить внимание, например, на поведение французской полиции, расправляющейся с демонстрантами значительно жестче. Но почему-то американские таблоиды не проявляют интереса к французским событиям. На страницах американской газеты New York Times появились лишь несколько нейтральных статей на эту тему. Зато в связи с протестами в России газета высказалась и по поводу недемократичности российской власти, и по поводу влияния Путина на все негативные события в западном демократическом мире. Такой дисбаланс в освещении событий говорит об ангажированности прессы, не согласующейся с демократическими ценностями.
Оперативно отреагировала New York Times и на форум в Архангельске, причем арктические вопросы остались за пределами ее интересов. Ответы российского Президента на вопросы американского журналиста были повернуты таким образом, что, если не посмотреть трансляцию с форума, то и правда можно поверить в то, что Путин отвечал на вопросы в стиле «после меня хоть потоп». В статье В.В. Путин представлен человеком не заинтересованным в долгосрочном процветании России, и, даже борющемся с коррупцией себе в угоду. Его слова относительно протестов в России представлены как борьба за президентское кресло на выборах, которые состоятся в 2018 г.
Очевидно, что западные силы готовы использовать любой повод для того, чтобы дискредитировать Россию, а если такого повода не находится они его сочинят, перевирая слова российских представителей и официальных лиц. На Арктическом форуме В.В. Путин показал всем еще раз, что без участия России не могут решаться вопросы международной безопасности; ни сирийский, ни украинский кризисы. Россия не останется в стороне, когда речь идет о ее национальных интересах и не позволит задвинуть ее в дальний угол, в то время как США и их западные партнеры будут решать кому быть демократическим государством, а кому и вовсе отдать на закланье государственный суверенитет. Весь облик и поведение российского Президента говорили о том, что государственные интересы не размениваются и не продаются. Во время ответов на вопросы он сидел в расслабленной позе, открытый к диалогу и дискуссии, в то время как Джефф Катмор, Президент Финляндии Саули Нийнистё и Президент Исландии Гвюдни Йоуханнессон сидели положив ногу на ногу. Такая поза в традициях невербальной коммуникации считается закрытой позицией (сродни скрещенным рукам), через которую обычно сложно достучаться до собеседника. Эта позиция и олицетворяет отношения между Россией и западными странами, каждый раз приходиться пробивать их стереотипное мышление, нежелание идти на компромисс, а также предрассудки времен «холодной войны». Но как показывает время Россия все более успешно преодолевает эти препятствия.
Комментарии читателей (0):