Не имея отношения к МГИМО и не представляя какую-либо из «фракций» в среде международно-политической общественности и/или науки, всецело поддерживаю инициативу руководства агентства REX о присвоении МГИМО (У) – этой ведущей кузнице кадров отечественной дипломатии – имени выдающегося дипломата, верного сына нашего Отечества Виталия Ивановича Чуркина.
Как кадровый офицер, еще с советских времен, напряженно наблюдал за деятельностью нашего дипломатического корпуса, отчетливо осознавая, что несмотря на весь масштаб происходящих в мире перемен, дипломат и солдат – это профессии, которые теснее многих, если не всех остальных, связаны с отстаиванием национальных интересов страны. Война остается продолжением политики; ее развязывают и приходит черед солдат там, где не находят решений и развязок сложнейших международных проблем дипломаты. И именно через призму этого фундаментального положения следует рассматривать деятельность В.И. Чуркина. На его долю выпало тяжелейшее десятилетие, связанное с пересмотром руководством нашей страны либерально-пораженческих перестроечных установок горбачевско-ельцинской эпохи. Подниматься, перед этим упав, всегда намного сложнее, чем последовательно и целеустремленно идти к своей цели, как это делал Советский Союз, как демонстрирует это сегодня Народный Китай.
Отстаивать интересы страны, которую раньше уважали и боялись, но уже привыкли видеть в числе аутсайдеров и не желают ее возвращения в «высшую лигу» международной политики – очень трудно. И в этом смысле В.И. Чуркину, оказавшему на самой настоящей «передовой», защищавшему Россию, ее позицию часто в одиночку, под гул неодобрения и неприкрытой ненависти, - было стократ сложнее, чем любому из блестящей плеяды советских постпредов в ООН. Ведь за ними стоял не только возрождающийся моральный авторитет нашей страны, но и ее военная мощь, высокий уровень экономического и социального развития, самые передовые технологические позиции, мобилизующая идеология.
Виталий Иванович Чуркин со своей задачей справился даже не на сто. На все триста процентов, если есть такой эквивалент, которым можно было бы измерить его выдающийся вклад в нашу общую Новейшую историю. Искреннее восхищение и восторг у меня лично вызывало его уникальное умение выходить из самых сложных ситуаций. Никогда не забуду его феноменальную полемику с постпредом США Залмаем Халилзадом, когда Виталий Иванович филигранно парировал претензии в якобы попытке Москвы свергнуть «демократически избранное» грузинское руководство, устроившее кровавый кошмар в Цхинвале. Это была полемика титана и пигмея, состязание блестящего ума, компетенции и – что тут скажешь – находчивости с тупым силовым расчетом и привычкой всех «нагибать». И сила, как и во многих других случаях, отступила перед очевидным моральным и нравственным превосходством.
Безвременная кончина Виталия Ивановича Чуркина отзывается в сердце глубокой скорбью и болью. И тем яснее видна настоятельная необходимость увековечить его Светлую Память на скрижалях отечественной дипломатии, поднятой им поистине на недосягаемую высоту.
Присвоение МГИМО(У) имени Виталия Ивановича Чуркина будет достойной оценкой его выдающегося вклада в защиту национальных интересов России, признанием его уникальных заслуг перед Родиной и родным вузом, который дал ему путевку в большую и яркую жизнь.
Павленко Владимир Борисович - доктор политических наук, действительный член Академии геополитических проблем
Комментарии читателей (0):