10 марта в Москву прибыла делегация из Турции во главе с президентом. Состоялась встреча президентов России и Турции. В тот же день прошло заседание Совета сотрудничества высшего уровня между Россией и Турцией. По итогам рабочего дня прошла пресс-конференция двух президентов.
Главным трендом встречи и заседания стала тема восстановления межгосударственных отношений, испорченных после известных событий со сбитым бомбардировщиком, о чем с обеих сторон говорилось с сожалением. Высшее руководство и президент России В. Путин были сдержанны, держались на почтительном расстоянии , объективно высказывались по восстановлению экономических отношений и по борьбе с терроризмом .
Турецкое руководство и в частности президент Эрдоган постоянно пытался стирать грани официальности и своими заявлениями пытался навязать собственное видение ситуации, позиционируя себя как равнозначного политического партнера, при том, что Россия и Турция с давних пор находятся на международной арене в различных «весовых категориях»: и в сфере оборонных и инновационных технологий, и в сфере международных отношений. Ведь на дворе уже не начало XX , а начало XXI века.
В частности, президент Эрдоган требовал у российского руководства принятие усилий по прекращению деятельности на территории России различных организаций. Это PKK – рабочая партия Курдистана; PYD – курдский верховный комитет, возглавляющий временное правительство в сирийском Курдистане и YPG – боевое крыло данной организации; FETO – организация Фетхуллаха Гюлена.
Поднял вопрос по Карабаху, призывая к ответственности, которая лежит на руководстве России в решении ряда проблем региона, желая сформировать трехсторонний механизм консультаций в треугольнике Азербайджан-Россия-Турция. Фактически, не первый раз пытается торпедировать процесс, который на протяжении 20 лет находится в плоскости формата Минской группы ОБСЕ по Карабаху , где сопредседателями выступают Россия , США и Франция.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Одним словом – позиция турецкого руководства выглядела неадекватно собственному политическому весу и не соответствовала сформировавшимся политическим и историческим реалиям.
Первопричиной, сложившейся политической ситуации послужили, прежде всего, события в Сирии, которые также явились предметом обсуждений. Если подойти к данной теме прагматично, то можно рассмотреть следующую реальность: территория Сирии очень удобна для прокладки газопроводов к Средиземному морю от огромных месторождений Персидского залива (Иран, Кувейт) и Ирака. Газовая и нефтяная инфраструктура может проложена от Персидского залива, через территории Ирана и Ирака (параллельно) по направлению к Мосулу, и дальше на запад , через Алеппо, к средиземноморскому побережью Сирии.
В данный контекст будут вовлечены углеводородные месторождения Ирана, Ирака и Кувейта. Территория Ирака, где пройдет трубопровод к Мосулу и дальше к Сирии, контролируются силами войск коалиции во главе с США, а соответствующие территории Сирии, благодаря и при поддержке России, контролируются правительственными войсками. Иран также вовлечен в данный конфликт на стороне законного сирийского правительства . Турция давно пытается вклинится в данный процесс как центр силы, с ожиданием последующих преференций и активно поддерживает, оппозиционную властям Сирии, сирийскую свободную армию (ССА); хотя в недавнем прошлом активно поддерживала ИГИЛ (организация, запрещённая в России — прим. ред.) .
На этом фоне существенную роль играет курдский фактор. Иракских курдов поддерживают власти США, сирийских курдов поддерживает Россия, а турецкие курды с давних пор всеми доступными методами борются за независимость от Турции и создание собственного государства. Турецкое руководство загнало себя в ситуацию откуда уже нет удобного выхода и дальнейшее развитие ситуации, также, не сулит им ничего перспективного. Недавно турки стали налаживать отношения с Израилем, руководство которого до последнего времени на официальном уровне позиционировало себя нейтрально по отношению к сирийскому кризису. Символично, что за день до посещения турецкой делегацией Москвы , здесь побывал премьер –министр Израиля Биньямин Нетаньяху, который откровенно жаловался на позицию Ирана по отношению к себе, начиная с глубокой древности.
По всей вероятности, руководство России не будет спешить с восстановлением прежних отношений с нынешним руководством Турции. Метания Турции и спешка по поводу установления экономических связей связаны с проблемной внешней политикой и с необходимостью утверждения собственной легитимности в глазах турецкого народа, в преддверии конституционных реформ по изменению модели правления (от парламентской к президентской), при том, что отношения с Германией, Голландией и еще рядом европейских стран находятся в неудовлетворительном состоянии: европейские власти не допускают турецких высокопоставленных чиновников выступать перед имеющими право голосовать гражданами Турции, проживающими на территории Евросоюза, а турецкие власти, в свою очередь объявляют европейцев фашистами и наследниками нацистов.
11 марта многочисленные российские информационные агентства распространили весьма интригующую информацию: «Турция прекратила паромное сообщение с Крымом менее чем через полугода после его возобновления. И данная ситуация длится уже две недели». Фактически, после того как президент Турции принес свои извинения по поводу сбитого самолета и отношения стали налаживаться, данное решение явилось неожиданностью для российских властей. Ведь паромы турецкая сторона запретила после уточнения договоренности о встрече на высшем уровне. Российская сторона, исходя из приличия, в течении двух недель не распространяла данную информацию до прибытия в Москву турецкой делегации, чтоб не портить фон встречи и более детально разобраться с ситуацией. Информация о приостановлении паромного сообщения между крымским полуостровом и Турцией всплыла на следующий день после заседания Совета сотрудничества высшего уровня между Россией и Турцией…
Комментарии читателей (1):