Рассматривая первую половину двадцатого века, можно заметить , что произошел большой передел мира и границ государств. По итогам Первой мировой войны распались четыре империи и на их месте образовались многочисленные новые государственные образования. Некоторые из этих новых государств образовались по моноэтническому признаку. Но большинство новых государств образовывались с полиэтническим составом , при преобладании титульной нации. Также в создании и образовании государств большое значение имела сложившаяся геополитическая и геоэкономическая конъюнктура данного периода. Но если некоторые полиэтнические государства создали свою конституцию на федеративной основе, то есть все нации и народности в данном государстве имели свои собственные автономные образования, с вытекающими отсюда привилегиями, правами и свободами, то были созданы и государства , в которых был избран путь ассимиляции многочисленных наций и народностей, являющихся автохтонными на данных территориях, в государство образующую нацию. А сама преобладающая нация позиционировала данное государство как моноэтническое. Что, естественно, подразумевало под собой способность к возможному распаду в дальнейшем.
Конец двадцатого и начало двадцать первого веков ознаменовались фактическими распадами подобных государств. Некоторыми из этих государств явились: Азербайджан, который еще имеет возможность к дальнейшему распаду, Грузия, Молдова, Украина. Все эти государства являлись республиками бывшего СССР, концепция которого основывалась на дружбе народов и наций. Но в отличии от данных подходов, во всех этих государствах-республиках титульной нацией ущемлялись права других народов, что и привело к распаду данных мини империй.
В 1997 году было создано региональное объединение ГУАМ (аббревиатура: Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова). Данное образование позиционировало себя как альтернативу российскому влиянию на постсоветском пространстве. На бумаге были созданы взаимовыгодные инфраструктурные и энергетические проекты в обход России. Фактически был создан клуб друзей по несчастью, который просуществовал недолго.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Еще в начале девяностых, во время горячей фазы азербайджано-карабахского конфликта Украина всеми возможными методами помогала руководству Азербайджана. Производилась поставка вооружений и техники, украинские офицеры (летчики, танкисты, артиллеристы и т.п.) кроме обучения азербайджанских военных, лично принимали участие в боевых действиях против Карабахской Армии. Украинская сторона официально поддержала руководство Азербайджана во время апрельских кровавых событий в Карабахе в 2016 году.
В последнее время активизировались военные действия на Донбассе. Азербайджану необходимо было поддержать давнего союзника Украину при том, что недавно на пресс-конференции министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров уточнил тематическую повестку переговоров по нагорно-карабахскому конфликту и расставил все точки, что не понравилось властям Азербайджана, привыкшим обманывать собственный народ различными интерпретациями заявлений участников переговорного процесса. Но это привело бы к явному вызову к позиции России по Донбассу. Молчать также было нельзя, чтоб не упасть в глазах собственного народа и давнего союзника Украины.
И данные государства обошлись косвенной поддержкой друг друга, ограничив ввоз товаров из Нагорного Карабаха и Донбасса на собственные территории. То есть, вместо политических заявлений и последующих действий , ограничились поручениями руководителям таможенных структур Украины и Азербайджана и привлекли к себе интересное внимание вводом экономических санкций, фактически признав Нагорный Карабах и Донбасс отдельными, самостоятельно существующими, субъектами международных отношений. Здесь остается одно недопонимание: в экономических статистических данных Нагорно-Карабахской Республики экспортная позиция по Украине не существенна.
Комментарии читателей (2):
"Все эти государства являлись республиками бывшего СССР".
Правильнее написать - "Все эти государства являлись бывшими республиками СССР".