Главным событием наступившего года стала инаугурация 45-ого президента США Дональда Трампа, который победил на выборах вопреки всем политическим прогнозам. Многие задаются вопросами: какая политика будет проводится президентом, можно ли ее спрогнозировать, что станет центром внимания нового президента? Немецкое издание Bild и английское The Times одними из первых решили выяснить: на что надеяться и чего опасаться. Они задали Трампу ряд вопросов, ответы на которые подтверждают или опровергают некоторые теории, которые окружают американского Президента. Номинально его интервью можно разделить на несколько частей: политические вопросы, экономические вопросы, вопросы личного характера.
Политическая часть заняла большую часть интервью. Она посвящена как внутренней политике США, так и внешним сношениям. И если в отношении внутренней политики Трамп ограничился комментариями о приеме мигрантов в США, то внешняя политика интересовала интервьюеров в значительно большей степени. Прежде всего, речь шла о Европе и, в частности, Германии, которая до сих пор не может понять, какое будущее ждет ее при новом главе Белого Дома. Вопросы репортеров и ответы Трампа были построены таким образом, что европейская политика рассматривалась на трехуровневой основе: национальном, региональном (ЕС) и межрегиональном (НАТО).
В контексте рассмотрения национального уровня Трамп заявил, что «считает политику Ангелы Меркель в отношении беженцев провальной и не только для Германии, но и для всей Европы»1. Такая открытая критика со стороны американских партнеров пугает Германию. Немецкие политики во главе с канцлером Ангелой Меркель сдержанно отреагировали на «выпад» Трампа. Пресс-секретарь правительства Штефан Зайфер отметил, что канцлер прочла интервью с интересом и готова выстраивать отношения с новым американским правительством, но придерживается точки зрения, что судьба европейцев в их руках, и они сами будут ее определять2. При этом, нельзя не заметить немецкой обеспокоенности перспективами американо-германских отношений. Американская поддержка необходима Германии во многих вопросах: санкции в отношении России, торгово-экономическое сотрудничество, украинский кризис, вопросы безопасности (на территории Германии находится авиабаза Рамштайн). Отсутствие американской поддержки в этих вопросах может частично нивелировать немецкие достижения в рамках евроинтеграции, а также снизить популярность самой Меркель.
Что касается второго из рассматриваемых уровней, то здесь необходимо отметить, что в интервью Трамп остановился на двух важных на сегодняшний день для Европы вещах: «Brexit» и будущее ЕС без Великобритании. Он открыто поддерживает выход одного из членов ЕС из организации и уверен, что после этого ЕС ждут трудные времена. Отвечая на вопрос журналиста о будущем евроинтеграции, Трамп отметил, что «он говорил с главой ЕС, ему позвонил очень милый господин»3 (не называя имени этого господина). Это можно трактовать двояко: либо Трамп так спешил ответить на вопрос репортера и просто забыл фамилию и имя Жана-Клода Юнкера, либо это продуманный шаг, который призван показать отношение Трампа к ЕС. В любом случае, очевидно, что формат отношений между США и ЕС, как международной организации с наднациональными органами, изменится. Если Обама заявлял о «критической важности» ЕС для поддержания мира и стабильности, то Трамп как минимум не разделяет эту точку зрения, а как максимум предполагает существенные трудности для ЕС и не проявляет желания помочь в решении этих трудностей.
Третий уровень – межрегиональный (евроатлантический) также не остался без внимания Трампа. «У НАТО есть ряд проблем. Альянс был создан много лет назад и формат сотрудничества устарел. Не все страны платят то, что должны платить НАТО, поэтому США приходится оплачивать безопасность партнеров по НАТО – это не правильно»4. Такой финансово-прагматичный подход к вопросам безопасности не очень понятен Германии и другим европейским странам. Сразу после такого заявления министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер переговорил с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, но кроме устной обеспокоенности два политических деятеля ничего выразить не смогли. Это говорит о том, что США будут и дальше играть основополагающую роль в НАТО, независимо от того, будет ли нравится американский президент остальным странам-членам НАТО.
Примечательно, что тема американо-российских отношений поднималась не так часто, как на это можно было рассчитывать в таком большом интервью. Об этом Трамп говорил очень аккуратно, очевидно потому, что каждое его слово в последствие рассматривают под лупой и вольно трактуют в средствах массовой информации. Трамп ушел от ответа на вопрос о поддержке антироссийских санкций, а также сказал, что доверяет российскому президенту В.В. Путину.
В итоге, интервью стало одним из самых содержательных перед инаугурацией 45-ого Президента США. С одной стороны, все карты не были раскрыты, с другой, было очерчено отношение Дональда Трампа к американо-европейским отношениям. Создается впечатление, что Трамп играет с Европой, держит ее в неведении относительно перспектив. Большинство ответов носят неопределенный характер, что еще больше запутывает как оппонентов, так и партнеров. Но предпосылок к коренному изменению американо-европейских отношений пока нет. Более вероятен тот факт, что снизится интенсификация этих отношений, а Европа получит чуть больше свободы. Но это не распространится на сферу безопасности, евроатлантическое направление останется основным гарантом безопасности Европы.
Комментарии читателей (0):