Указ президента Российской Федерации, вступивший в силу 16 января 2017 года, определяет новые механизмы реализации государственной политики регионального развития, выдвигает новые принципы в отношениях между центром и субъектами федерации, а также одной из целей ставит максимальное привлечение населения к решению региональных и местных задач. Основы государственной политики регионального развития заложены до 2025 года, ими должны будут руководствоваться на местах, старые положения от 1996 года утрачивают силу, поэтому можно сказать, что открыта новая веха регионального развития. По сути дела, это предвыборная программа Владимира Путина, президент анонсирует свои действия на следующий срок.
Помимо планирования развития территорий и анализа потенциала, в Основах предусмотрена необходимость определения администраторов социально-экономических программ, которые будут осуществлять контроль и координацию региональных властей в данной сфере. Учитывая же, что возможен пересмотр границ федеральных округов, можно говорить о возможной реформе института полпредства, где будут заложены иные принципы федерального контроля деятельности регионов.
В экономике упор делается на инфраструктурные проекты, сдерживание массовой внешней миграции за счет использования внутренних трудовых ресурсов, развитие городских агломераций и искоренение дисбаланса развития за счет налоговых льгот, трансфертов и создания свободных экономических зон. При этом в случае предоставления субсидий регион должен предоставить полную отчетность по расходованию средств, на что эти средства будут направлены, их объем также будет определяться методическими рекомендациями федерального центра.
Благодаря этому исчезнут так называемые «черные дыры», когда деньги уходят в неизвестном направлении, а точнее, региональным элитам, но не населению. Таким образом, утверждается полная финансовая отчетность, тотальный контроль над расходованием бюджетных средств и, что немаловажно, ответственность высших должностных лиц субъектов федерации. Главы образований будут нести личную ответственность за достижение конкретных результатов в развитии соответствующих отраслей экономики и социальной сферы. Теперь регионам станет сложно ссылаться на то, что «Москва забрала все деньги». Деньги будут предоставляться, но под определенные социально-экономические нужды, а не для расходования по разумению местных начальников.
Введение дополнительных механизмов привлечения граждан к участию в государственном и муниципальном управлении подразумевает установление общественного контроля и открытости власти для населения. Если будут встречаться так называемые «перегибы на местах», об этом достаточно можно сообщить в Москву или вышеупомянутым администраторам программ. Власть на местах зачастую узурпирует свои полномочия, главы городов, поселков и районов превращаются в мини-диктаторов, поэтому федеральная власть дает людям поддержку.
Мнение граждан будет учитываться больше, одним из результатов реализации государственной политики регионального развития является повышение уровня удовлетворенности населения деятельностью органов региональной власти и местного самоуправления. Все это красноречиво свидетельствует об изменении взгляда на власть в субъектах федерации. Вместо довлеющего и всемогущего аппарата макросоциального управления она все больше и больше будет восприниматься как наемный персонал, учитывающий интересы рядовых обывателей и обустраивающий территорию, а федеральная власть будет выступать гарантом того, что власть на местах не будет выходить за границы установленных рамок.
Комментарии читателей (0):