Как и предполагал на «Фейсбуке», новость о принципиальном решении передать общине верующих Исаакиевский собор повлияла на некоторую часть интеллигенции как красная тряпка на неразумную тварь. Впрочем, резонный вопрос мне задали сегодня и журналисты, и завсегдатаи ФБ: а что изменится? Как ни странно, особо ничего.
Храм останется в собственности города – сменится только пользователь. Доступ католиков, мусульман, иудеев, конфуцианцев, атеистов и даже поклонников макаронного монстра ограничен никак не будет (в дуршлаге на голове, правда, вряд ли пустят – но точно так же в нем не пустят и в римский собор святого Петра). Лекции, концерты и экскурсии, уверен, продолжатся. Более того: просветительской деятельности станет больше, ведь при храме наверняка появятся и воскресная школа, и катехизационный лекторий, и молодежные кружки. Кстати, все это очень нужно для полноценной жизни церковной общины – но пока в Исаакии ее жизнь ограничивают только богослужением, как в советское время.
Изменится же вот что. Исчезнет плата за вход (сейчас 400 рублей с посещением колоннады). Если ты беден и попросишься на экскурсию бесплатно – не откажут. В храм можно будет прийти не только с 10.30 до 18.00. Можно будет прийти даже в среду, которая сейчас – «выходной». Да, кому-то из сотрудников музея (сейчас это примерно 400 человек на четыре объекта) придется искать другую работу или переехать в другое помещение. Этих людей жалко – надеюсь, что кто-то из них найдет работу и в приходе. Но для штатной научной, лекционной, экскурсионной работы именно в Исаакии, на мой непросвещенный взгляд, достаточно двух-трех десятков человек. В Европе, на которую наша интеллигенция любит ссылаться, в аналогичных случаях (то есть в крупных храмах) обходятся несколькими штатными единицами и еще несколькими добровольцами.
Кстати, о Европе – Восточной и Центральной. Там произведена полномасштабная реституция церковной собственности – включая поля, леса, доходные дома. В России Церковь на этом не настаивала. Договоренность с государством о его обязанности передать лишь «объекты религиозного назначения» стала плодом очень непростого компромисса. Однако некоторые до сих пор требуют переделить его параметры, наложив, например, «мораторий» на передачу зданий православным общинам.
Что ж, не удивляйтесь, если очередные революционеры когда-нибудь выселят вас из дома, а через десять лет объяснят, что вы потеряли на него всякие права. Ибо, дескать, построен он был за счет советской власти, а собственником квартиры вы были не всегда – какое-то время только пользовались...
Комментарии читателей (1):