В конце декабря Сергей Кириенко и вице-губернаторы по внутренней политике обсудили на семинаре обеспечение на выборах президента явки в 70%. Получить на выборах такую явку почти невозможно даже при высоком уровне доверия президенту. Достичь такой электоральной мобилизации можно только в дотационных регионах с управляемым уровнем голосования и с использованием административного ресурса. Но такая победа явно не нужна Кремлю. При этом проблема существует. Как известно, на последних выборах в Госдуму, где была зафиксирована самая низкая явка с начала века, за «партию власти» проголосовало наименьшее число избирателей за последнее десятилетие. Поэтому результат в 70% – это ориентир, а не самоцель.
Для Кириенко важно, чтобы победа была легитимной, честной и убедительной. Для этого надо придумать интригу на выборах, чтобы не допустить развития кампании по инерционному сценарию. Выборы должны стать суперинтересными. Очевидно, что внешняя политика уже не будет давать большого прироста голосов. Тема противостояния с Западом в режиме, как минимум, «новой холодной войны» уже воспринимается значительной частью общества как реальность, в которой предстоит жить, 48% россиян опасаются начала третьей мировой войны из-за обострения отношений России и Запада из-за Сирии. Также точно есть проблемы с социальной сферой, на обеспечение которой находится все меньше и меньше денег. Накопительная пенсия заморожена, пенсионный возраст будет подниматься, денег хватило только на единовременное пособие к пенсии. В образовании и здравоохранении ситуация не лучше: сокращение штатов чередуются падением уровня зарплат, ростом нагрузки и дополнительной бумажной волокитой.
Неслучайно, по последним данным ВЦИОМ, главные проблемы России связаны с низкими зарплатами, ситуацией с экономикой и здравоохранением. При этом очевидно, что четвертый срок – это политическое наследие Владимира Путина – это новые государственные институты, которые сделают России мировым лидером в XXI веке. Поэтому интрига этих выборов будет во многом связана с тем, что Путин должен говорить о будущем страны, какой она будет через 10, 20 лет. У людей пока нет четкого горизонта планирования, хотя они по-прежнему верят в будущее, поэтому ждут амбициозную и прорывную национальную программу развития. Путин должен дать стране понятную стратегию развития на десятилетия вперед.
Комментарии читателей (0):