Попытка госпереворота до предела накалила отношения Европейского союза с Турцией. Президент последней Реджеп Тайип Эрдоган, раздражённый отсутствием поддержки Брюсселя (как НАТО, так и ЕС) в ночь с 15-16 июля, яростно отвечает на любые меры ЕС, ставящие под сомнение авторитет его власти. Частные случаи едва ли способны поколебать устойчивость евро-турецкого партнёрства, но когда их становится превеликое множество, события обретают тенденциозный характер. Баден-вюртембергская Stuttgarter Zeitung «держит руку на пульсе»: «После нескольких кризисов в последние месяцы отношения между Турцией и Германией теперь настолько расшатаны, что сам по себе безвредный инцидент достаточен, чтобы вызвать новый треск».
Эпопея унижений от Европы не закончилась высмеиванием Эрдогана немецкими СМИ (дело Бёмерманна), отказом предоставить безвизовый режим, резолюцией Бундестага «О почтении памяти геноцида армян» и критикой введения ЧП в Турции и массовых арестов. 1 декабря таможенники аэропорта Кёлна временно задержали вице-спикера Великого национального собрания (ВНС) Айшенур Бахчекапылы, у которой отсутствовали документы, подтверждающие её депутатский статус. Угрозы Эрдогана о «таком же ответе» не остались голой риторикой. Турецкие власти усложняют выезд и въезд немецких дипломатов. Как сообщил корреспондент швейцарского канала SRF немецкому DPA, пограничники аэропорта Диярбакыра, открыто сославшись на задержку вылета Бахчекапылы, «вплоть до грязного белья» обыскали представителей двух агентств.
Известно, что затаившуюся обиду трудно скрыть в моменты гнева и конфликта. Раздражённый Эрдоган припомнил ФРГ, что та является пристанищем курдских боевых организаций: «Вы принимаете террористов как гостей в вашей стране. Но заместителя председателя турецкого парламента и её делегацию заставляете часами стоять у двери. А потом вы называете Эрдогана диктатором». В середине ноября глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу во время визита в Анкару его немецкого визави Франк-Вальтера Штайнмайера упрекнул Германию в том, что она превратилась в убежище членов Рабочей партии Курдистана (РПК) и «душевнобольного» проповедника Фетхуллаха Гюлена, якобы организатора путча военных.
После вылета Штайнмайера схожие заявления сделал и Эрдоган, критикуя Берлин за «недостаточные меры» против РПК. Надо сказать, что беспокойства турецкого президента небеспочвенны. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), в которой состоит и сам Штайнмайер, призывает к «переоценке» позиции Германии к РПК, а оппозиционные «Левые» по примеру Бельгии добиваются снятия запрета на курдскую организацию. Как отмечает Der Tagesspiegel, к такому мнению их подтолкнули мирные протесты РПК в ФРГ, а также роль курдов при защите преследуемых исламистами меньшинств в Сирии и Ираке. Немецкие юристы возмущены тем, что аналогичные праворадикальные турецкие группы, как «Серые волки», могут свободно принимать в свои ряды тысячи сторонников.
Если до госпереворота расхождения носили тактический характер, то сегодня на кон поставлены стратегические связи Брюсселя и Анкары. 24 ноября Европарламент (ЕП), ввиду «репрессивных мер в рамках чрезвычайного положения» в Турции, рекомендовал Еврокомиссии и 28 странам-членам приостановить переговоры о членстве Анкары в ЕС. На заседании правящей фракции в Бундестаге, ХДС/ХСС, канцлер ФРГ Ангела Меркель поддержала инициативу Страсбурга. На такой «шлагбаум» от европейцев Эрдоган ответил в свойственной ему манере. Угрожая выйти из миграционного пакта и наводнить Европу мигрантами, он напомнил Меркель и президенту ЕП Мартину Шульцу об «очень многих альтернативах» евроинтеграции, например, о сближении с Россией и КНР в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Ведущая австрийская газета Der Standard прогнозирует, что, если правительства стран ЕС прислушаются к совету ЕП, то это станет «крупнейшим (поражением) с момента основания (Турецкой) Республики почти 100 лет назад. Западная ориентация Турции была бы провалена». Впрочем, западную ориентацию Анкары уже давно можно считать проваленной, если учесть, что заявка на членство была подана аж в 1959 году. Общественное мнение лишь подтверждает отсутствие доверия. По опросам немецкой Die Zeit, 85% респондентов выступают за окончательное прекращение переговоров ЕС о членстве Турции. Скепсис по отношению к ЕС растёт и среди турок.
Чем больше ЕС наращивает политическое давление на Эрдогана, тем сильнее его «дрейф» в сторону Востока. Перед вылетом премьера Турции Бинали Йылдырыма в Москву ВНС ратифицировало соглашение о строительстве газопровода «Турецкий поток», а Йылдырым обсудил упрощение визового режима с Россией и активизацию торговли до уровня в $100 млрд в год. Анкара обещает придать статус «стратегической инвестиции» российскому проекту АЭС «Аккую» и договориться с Кремлём на сирийском фронте. Примечательно и взаимодействие силовиков. В конце осени начальник Генштаба ВС Турции Хулуси Акар и глава Национальной разведывательной организации Турции (MİT) Хакан Фидан провели встречи с российскими коллегами в Москве.
В то же время немецкое правительство выражает обеспокоенность в связи с активизацией турецких спецслужб в Германии, где, по информации немецких каналов WDR и NDR, MIT преследует оппозиционеров и дезинформирует общественное мнение. Депутат от «Левых» Мартина Реннер вовсе требует дезавуировать кооперацию с MIT. Как только намечается сближение России и Турции, определённые силы вновь дают о себе знать. Напомним, в июне после извинительного письма Эрдогана президенту РФ Владимиру Путину прогремел взрыв в аэропорту им. Ататюрка. На этот раз теракты на стадионе футбольного клуба «Бешикташ» в Стамбуле стали «холодным душем» для вернувшегося из Москвы турецкого премьер-министра.
Комментарии читателей (0):