В середине октября 2016 г. российско-белорусские отношения были омрачены очередным кризисом в сфере энергетики. На тот момент на повестке двусторонних отношений стояли следующие вопросы:
- статус белорусского долга за осуществлённые поставки газа;
- механизм ценообразования на российский газ для Белоруссии;
- повышение цены на транзит российской нефти на 50%.
Спор был завершён после сложных переговоров. Россия взяла на себя обязательство финансировать «Газпрому» потери, понесённые госкорпорацией из-за снижения итоговой цены Минску на поставки газа. В ответ на это белорусская сторона приняла решение об отмене постановления о повышении цены на транзит российской нефти. Решение вопроса устроило белорусскую сторону, и президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил об урегулировании спора с Россией по нефтегазовым вопросам.
Однако 25 ноября 2016 г. белорусские власти вновь подняли вопрос о повышении стоимости российского транзита нефти через территорию страны, только уже на 20,5%. Представитель российской компании «Транснефть» Игорь Демин подтвердил в интервью СМИ получение уведомления о повышении цены с 1 января 2017 г. На данный момент Москва занимается изучением правовых аспектов инициативы Минска. Можно предположить, что ФАС вынесет решение о неправомерном повышении тарифов белорусской стороной, так как согласно договору повышение цены возможно только на размер инфляции + 3%.
На сегодняшний день необходимо проанализировать цель повторного инициирования белорусскими партнёрами обсуждения повышения стоимости транзита российского газа со стороны. Рассматривая результаты октябрьских переговоров, стоит заключить, что белорусская сторона оказалась не удовлетворена тем, что Россия отказалась списать долг в размере $300 млн. Ситуация в белорусском финансовом секторе складывается на текущий день таким образом, что у Минска просто не хватает средств для погашения этого долга.
22 ноября 2016 г. Лукашенко в ходе визита в Москву провел встречу с президентом России Владимиром Путиным. В официальных заявлениях лидеров стран, сделанных по итогам переговоров, не упоминались вопросы белорусского газового долга и транзита российской нефти. Но необходимо отметить, что белорусская сторона выбрала момент для очередной эскалации нефтегазовых противоречий сразу после приёма в Кремле и официальных речей о крепкой российско-белорусской дружбе.
Вероятно, что Лукашенко на переговорах с Путиным пытался поднять вопрос о статусе долга, однако, как это уже было несколько месяцев назад, президент России отказался обсуждать со своим белорусским коллегой вопрос газового долга. Размер белорусского газового долга для России не является большим, однако Москва в текущей ситуации пытается сдержанно отвечать на откровенный шантаж со стороны Минска.
Со стороны Белоруссии возвращение к теме резкого повышения стоимости транзита российского газа на рынок ЕС посредством белорусской нефтепроводной системы выглядит крайне непродуктивным. В последнее время Москва начинает всё жёстче отвечать на открытые формы шантажа, поэтому маловероятно, что белорусская сторона в текущем споре сможет добиться каких-либо финансовых выгод, в то время как Минск уже понёс некоторые имиджевые издержки.
Комментарии читателей (3):
1. Кто кого шантажирует - ещё вопрос. Для наших "миллеров" это гораздо более привычно.
2. Лукашенко лишь делает то, что должен делать УВАЖАЮЩИЙ СЕБЯ глава государства: обеспечивает интересы СВОЕЙ страны и СВОЕГО народа (большой привет Кремлю от граждан России!)
3. Что бывает с теми, кто хоть на секунду поверит нашим нынешним вождям, показывают примеры разорванной Ливии, нерождённой Новороссии, гибнущей Сирии...
Если не ошибаюсь, белорусы - наши браться?
И мы с Белоруссией - единое Союзное государство?
Или - "бизнес и ничего личного"?
А безопасность нынешней России сколько стоит?
Будь у нас у власти Лукашенко - 80% наших бед были бы разрешены практически немедленно.
И этим всё сказано.
Да!