Почему «Газпром» не идет в Иран

14 ноября 2016  12:01 Отправить по email
Печать

Отсутствие прямой заинтересованности “Газпрома” в участии в иранских нефтегазовых проектах, прежде всего, обусловлено финансовыми, далеко не абстрактными рисками. В целом внешнеполитическую повестку Кремля сегодня условно можно охарактеризовать как “энергетически перезагруженную”. “Северный поток-2”, “Турецкий поток”, “Сила Сибири”, АЭС “Аккую” – все эти проекты геополитического назначения, а также ряд масштабных проектов внутреннего характера (напр., Амурский ГПЗ) обуславливают текущую логику инвестиционной политики “Газпрома”, в том числе в иранском направлении. Это направление, кстати, весьма перспективное и стратегически важное для России. Иран, как известно, рассматривается в качестве если не члена, то, по крайней мере, потенциального ключевого партнера Евразийского экономического союза, и в качестве одного из главных результатов такого взаимодействия рассматривается, например, создание зоны свободной торговли.

С другой стороны, осознавая текущую невозможность осуществления “стратегических инвестиций” в Иране, “Газпром”, видимо, сфокусирует внимание на максимальном использовании уже действующей инфраструктуры. Речь, разумеется, идет о принадлежащем “Газпрому” газопроводе Иран-Армения, в данном случае, рассматриваемом исключительно в контексте российско-грузинских противоречий вокруг условий оплаты за транзит российского газа по территории Грузии в Армению. Как известно, в январе сего года в ходе достаточно напряженных российско-грузинских переговоров официальный “Газпром” заявил, что в случае непринятия новых условий транзита Россия использует возможность осуществления поставок в Армению через Иран. Ранее российский газовый монополист заявил о необходимости денежного расчета за транзит газа в Армению по территории Грузии вместо действующей на протяжении последних лет бартерной сделки, предусматривающей оплату в виде 10% транзитного газа, что составляет 12% потребления в Грузии. Разумеется, в условиях девальвации российского рубля, начавшейся еще в 2014 г., официальный Тбилиси предпочитал и по сей день предпочитает получать оплату природным газом. Квалифицировав предложение “Газпрома” как ультиматум, грузинская сторона тогда заявила, что последствия подобного решения будут очень тяжелыми для Грузии: страна окажется в энергетическом кризисе, так как потеряет 2,5 млн куб.м газа в сутки при ежесуточном потреблении 11,5 млн.

В настоящее время по иранской магистрали в Армению ежегодно поступает до 500 млн куб. м природного газа, который обрабатывается на 5-ом энергоблоке Разданской ТЭС и возвращается Ирану в виде электроэнергии по бартерной схеме 3,2 кВт/ч электроэнергии за 1 куб. м газа. При этом ежегодное потребление в Армении колеблется от 1,5 до 1,8 млрд куб.м газа. Таким образом, при отсутствии консенсуса между Россией и Грузией относительно транзита “Газпром” окажется перед необходимостью вывести газопровод Иран-Армения на максимальную мощность с целью удовлетворения спроса. Кстати, соглашение о транзите истекает в конце 2016 года, а, следовательно, вопрос поставок в Армению надо решать уже сейчас. Вместе с тем надо решать и другой, не менее важный вопрос, напрямую связанный с предыдущим, а именно – налаживание транзита иранского газа по территории Армении в Грузию. Разумеется, транзита свопового.

Логично, что прекращение поставок через Грузию повлечет за собой формирование на грузинском рынке газового дефицита примерно в 2,5 млн куб. м в сутки. Конечно, Грузия может рассмотреть возможность увеличения поставок из Азербайджана. Однако и в грузино-азербайджанском энергетическом сотрудничестве все далеко не безоблачно, как это зачастую представляется: официальный Тбилиси не раз касался вопроса качества азербайджанского газа, а также периодически поднимает вопрос тарифного регулирования. Ежесуточное потребление газа в Грузии составляет 11,5 млн куб.м, из которых 9 млн - это азербайджанский газ, 2,5 млн – оплата за транзит российского газа. Согласно оценкам, в ближайшие годы в зимний сезон потребление газа в Грузии может достичь 13 млн куб.м в сутки, что обязывает грузинскую сторону диверсифицировать поставки. Осознавая проблему, грузинские власти в июле 2016 г. заключили с Ираном соглашение об осуществлении своповых поставок иранского газа по территории Армении.

За соглашением последовало решение армянского правительства о создании ЗАО “Энергоимпекс”, призванного увеличить импорт газа из Ирана и повышения эффективности эксплуатации газопровода Иран-Армения. В настоящее время речь идет о поставках в объеме 500 млн куб. м ежегодно. Можно констатировать, что сегодня “Газпром” в равной степени заинтересован как в выведении газопровода Иран-Армения на полную мощность, так и в осуществлении своповых поставок в Грузию. Ибо с одной стороны, “Газпром” тем самым получает возможность активизировать энергетическое сотрудничество с Ираном, используя свою же инфраструктуру и не попадая под дополнительные финансовые риски, с другой – удержать Грузию в орбите своих энергетических интересов, используя географический потенциал своего евразийского партнера – Армении.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

sergeev
Карма: 999
14.11.2016 22:00, #30810
Почему не идёт? Об этом надо спросить у госдепа.
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть