Курдский вопрос и мигранты отдаляют Турцию от Евросоюза

10 ноября 2016  08:03 Отправить по email
Печать

Турецкий министр по делам ЕС Омер Челик в начале ноября 2016 г. встретился с министрами иностранных дел стран-членов Европейского Союза. Он заявил, что в отношениях между Турцией и ЕС наметился сложный период, для преодоления которого потребуются усилия обеих сторон. Омер Черлик в качестве причины осложнений называет расхождение во взглядах на роль и место Рабочей партии Курдистана (РПК) в мировом политическом процессе.

По мнению Черлика, ЕС недостаточно верно оценивает негативную роль РПК в турецко-европейском диалоге и не признает ее террористической организацией по примеру Турецкой Республики. Такие же претензии у Турции есть и к США, но с США Турцию связывают «узы» НАТО, поэтому здесь турецкие возможности для маневров ограничены. С ЕС ситуация обстоит несколько иначе. Турция полагает, что сейчас наступил именно тот момент, когда можно совершить «размен интересов», который будет обоюдовыгодным.

Именно поэтому несмотря на несогласие Турции с политикой ЕС по «курдскому вопросу» Черлик называет турецко-европейские отношения «стратегическим партнерством». Это связано, прежде всего, с тем, что Турция давно пытается войти в состав Евросоюза и получить доступ к европейскому рынку труда. В связи с проблемами миграционного кризиса в Европе у Турции появилась возможность получить вполне реальный рычаг давления на ЕС. На турецко-европейском саммите 17-18 марта 2016 г. стороны договорились о том, что мигранты, пытающиеся проникнуть на территорию Европы через Турцию без подачи прошения об убежище в ЕС, будут возвращены в Турцию за счет ЕС, взамен ЕС обязуется снять ограничения по либерализации виз.

Но реального воплощения в жизнь этих договоренностей пока не видно в силу того, что ЕС не спешит, закрывая границы для сирийских мигрантов, открывать их турецким. ЕС создает такие условия, при которых Турция, помогая европейским станам с беженцами, все равно не сможет стать полноправным членом Союза. Камнем преткновения является нежелание Турции менять свое внутреннее законодательство в угоду европейским партнерам и подстраиваться под требования, выдвигаемые ЕС в качестве необходимых мер вступления в интеграционное объединение. 72 критерия, которым должна соответствовать Турция для вступления в ЕС, по-прежнему остаются сложно выполнимыми для нее. Особенно это касается сферы прав человека, где ЕС придерживается наиболее бескомпромиссной позиции. Дискриминация курдского этнического меньшинства как раз и является одной из главных причин недовольства ЕС ситуацией с правами человека в Турции.

На фоне дискриминации курдского меньшинства возникает проблема, связанная с антитеррористическими аспектами внутриполитического законодательства Турции. По мнению некоторых лидеров стран Европейского Союза, Турция использует борьбу с терроризмом для подавления оппозиционных настроений в государстве, что не согласуется с европейскими ценностями о свободе политического выбора. Так, вопрос с Рабочей партией Курдистана становится существенной проблемой турецко-европейских отношений. Также существуют расхождения в методах ведения антитеррористических операций. Турецкие вооруженные силы в целях борьбы с терроризмом могут обстрелять территорию, на которой находятся мирные жители. Такой подход не может не тревожить ЕС, который представляет себя оплотом демократических ценностей на континенте.

Таким образом, можно говорить о том, что Турция вновь обманулась в своих ожиданиях по поводу нового этапа турецко-европейских отношений. Расчет был на то, что в обмен на помощь с беженцами Евросоюз будет закрывать глаза на несоответствие Турции ряду требований для вступления в ряды членов, в том числе это касается и курдского вопроса. Но этот расчет не оправдался. Турецко-европейский договор, от 18 марта 2016 г. содержит вполне конкретные обещания, которые дает Турция в вопросе с мигрантами, а вот обещания ЕС значительно более расплывчаты. Это заложено в самих формулировках договора: «ЕС примет меры по снятию ограничений по либерализации виз, начнет переговоры по вступлению Турции в ЕС без ущерба для интересов стран ЕС»1. Очевидно, «принятие мер», а также «процесс переговоров» может растянуться на долгие годы, а под «ущербом интересов» может пониматься любая нерешенная Турцией внутренняя проблема. Курдский вопрос – это все лишь одно звено длинной цепи и Евросоюз еще долго будет обращать внимание на недостатки, которые Турция должна устранить, прежде чем претендовать на интеграцию в ЕС.

1 European Council, 17-18/03/2016 http://www.consilium.europa.eu/en/meetings/european-council/2016/03/17-18/

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть