Кыргызский Исход 1916 года был спровоцирован извне

30 августа 2016  12:43 Отправить по email
Печать

В этом году отмечается 100-летие трагических событий 1916 года на бывшей окраине Российской империи, Семиреченской области. Там проживали северные кыргызы, современники и потомки мудрых Атаке бия, ханов Шабдана, Ормона и Боромбая. Официальная власть Кыргызстана наметила ряд мероприятий государственного масштаба: президент Алмазбек Атамбаев объявил нынешний год Годом истории и культуры. Девиз простой и понятный: помнить и чтить память предков, павших жертвой колониальной политики царя и изощренного заговора внешних игроков – захватнических кругов британских и турецких правительств. А также сохранить и развивать этническую культуру кыргызов, одного из древнейших народов мира.

О том, из-за чего конкретно возник первый первых взгляд стихийный и жестокий бунт северных кыргызов против русских переселенцев и царской администрации, достаточно сказано и написано. Однако, не всем известно и не многие вникают или не хотят вникать в тайные пружины великого Исхода кыргызов Семиречья, сжатые и отпущенные извне. Хотя существуют достаточно исторических документальных свидетельств явного и скрытного вмешательства и подрывной деятельности Османской и Британской империй в стратегически важном регионе, коим еще в то время считалась Средняя Азия, где состыковались интересы Китая, России и Британии.

Возьмем хотя бы вышедшую в 1999 году в Стамбуле книгу бывшего турецкого кадрового разведчика Адиля Хикмета, являющегося одним из пяти тайных османских агентов, побывавших в Туркестане и конкретно среди северных кыргызов в период 1914-1916 годов. Хикмет в своих мемуарах подробно описывает членов агентурной группы, их путь с берегов Босфора до туркестанских гор, а также роль в подготовке и финансировании восстания кыргызов в 1916 году. Их миссия началась с провала. Сразу по приезде в Андижан турки попали в руки русской военной администрации после попыток поднять алайских кыргызов к неповиновению царским властям. Лишь благодаря усилиям кайзеровской посла в Китае и резидента немецкой разведки в Кашгаре, который заодно финансировал турецких шпионов, те спаслись от русской тюрьмы и расстрела.

Но турки, по свидетельству автора книги, на этом не успокоились. Выбравшись из тюрьмы, кадровые разведчики из Стамбула поехали в селение Сархан нынешней Алматинской области и целый год, как сами агенты признаются, активно участвовали в провоцировании и организации восстания казахов и кыргызов Семиречья вплоть до снабжения их огнестрельным оружием и боеприпасами. В частности захват царской колонны с большим количеством оружием в Боомском ущелье осуществлен по их наводке. Также при активном содействии турецких агентов Хисамиддин, один из сыновей известного северокыргызского вождя и общественного деятеля Шабдана организовал снабжение восставших оружием. После чего последовал известный приказ туркестанского губернатора Куропаткина об объявлении премии в 10 тысяч рублей за поимку каждого турецкого шпиона.

Эти и другие акции Османской империи на недавно присоединенных окраинах России имели цель внести распри и недовольство кыргызов с последующим их переселением в труднодоступные районы Турции, на линию соприкосновения с мятежными курдами. Иными словами, турки кыргызов хотели использовать как пограничную стражу вроде русских казаков.

Забегав вперед, скажем, что сии планы османов хотя и частично, были-таки реализованы в конце прошлого века. Так, последний из кыргызских ханов Рахманкул, вождь находившихся в российском подданстве памирских кыргызов и в годы гражданской войны бежавший сначала в Афганистан, затем в Пакистан, в начале 1980-х годов с многочисленным своим родом более тысячи душ был принят турецким правительством и поселен на берегу озера Ван, аккурат рядом с неспокойным курдским районом. Сегодня потомки хана Рахманкула с автоматами в руках несут пограничную службы, стерегут, патрулируют турецкую границу.

Уверены, что эти и другие многочисленные подобные документальные, устные свидетельства являются достойным ответом на тщетные попытки придать трагическому юбилею Уркуна провокационную антирусскую и антироссийскую окраску. Думается, историческая правда не позволит отразиться юбилейным мероприятиям в большей мере спровоцированного извне Уркуна-Исхода, на современных, подлинно равноправных отношениях Кыргызстана и России в рамках нового единого экономического Союза. Гарантом этого может стать кроме всего прочего, адекватная и прагматичная политика нынешнего руководства двух стран, лично президентов А.Атамбаева и В.Путина, направленная на последовательное укрепление кыргызской государственности и стабильности в нашей стране.

Имеются документальные свидетельства также прямого британского участия в спровоцировании восстания кыргызов в 1916 году. Согласно архивным исследовательским документам, в начале прошлого века Англия чрезвычайно активизировала геополитические усилия в Центральной Азии, сопровожденные финансированием и вооруженным присутствием в регионе. В одном таком труде со ссылкой на опубликованную в начале 1899 г. в лондонской газете “Дейли ньюс” статью пишется, что «безусловно, случаи тайного проникновения офицеров из разведслужб Британской Индии в Русский Туркестан имели место. Так, весной 1898 г. английский шпион-капитан Р.Коббольд тайно прибыл в Фергану, где устраивал различные провокации во время известного Андижанского восстания мусульман (предвестника восстания северных кыргызов в 1916 году), что он, кстати, сам признавал в статье “Россия в Центральной Азии”.

Там же сообщается о трудностях, порою провальных результатах работы британских спецлужб и замаскировавшихся под дипломатов тайных агентов с берегов Темзы. Из-за чего англичане вынуждены были использовать для тайных операций в Русском Туркестане так называемых «пандитов», агентов из числа туземцев, только не туркестанцев, а непальцев и индийцев, внешне похожих на туземцев и замаскированных под странствующих дервишей, мудрецов и ученых. Поскольку местным не очень доверяли.

Как далее свидетельствуют документальные исследования, приход России в Туркестан шокировал Британию, издавна считающей регион вотчиной собственного безраздельного влияния и присутствия. Соответственно и предпринимались активные усилия с целью минимизировать российское влияние в регионе. В северных, вплотную прилегающих к Туркестану провинциях Индии в 1864 г. в спешном порядке были созданы школы и лагеря для обучения и тренировок агентов-туземцев, в задачу коих входило долгая и автономная работа в Русском Туркестане, растворившись в среде местных жителей. То есть, в Туркестане были опробованы методы работы знаменитого полковника Лоуренса Аравийского.

Пандиты далее были разосланы по всему Туркестану и выполняли задания резидентов, командовавших из Британской Индии. На местах их работу координировал “мунши” – резидент в китайском Сарыколе. Документы сообщают, что «британский разведцентр в Сарыколе создавался еще в те времена, когда в Кашгарии властвовал британский вассал хан Якуб-бек, возглавлявший повстанцев региона в 1860-1870-х годах и при котором британские “советники” и шпионы из Индии чувствовали себя, как рыба в воде». Любопытно, что британские исследователи-шпионы открыто публиковали свои труды даже в журналах Королевского Географического общества, чувствуя безраздельное, на их взгляд, господство Англии в регионе. И тут такой шок – российское продвижение в Туркестан.

Как свидетельствуют другие документальные источники, британское оружие и боеприпасы для восставших в 1916 году семиреченских кыргызов стояли в пунктах отправки наготове. Лишь бдительность российской администрации края не позволило достичь этому оружию по разрушительному назначению.

Таковы замалчиваемые известными кругами внутри и вовне Кыргызстана важные эпизоды в большей мере извне спровоцированного 100 лет назад кровавого бунта северных кыргызов.

Жаль, что США сегодня словно получая эстафету из рук британских правителей прошлого века, в новых условиях пытаются вмешаться в дела суверенного Кыргызстана. Так, на недавней вашингтонской встрече министров иностранных дел стран Центральной Азии высокопоставленный чин Госдепартамента, расшифровывая цели и направления американской помощи на сумму 15 миллионов долларов, мимоходом упомянул также о финансировании изучения истории местных повстанческих выступлений, конкретно – андижанского восстания 1898 года и кыргызского Уркуна, как форм сопротивление российскому присутствию в регионе.

Но как бы там не было, как сказала на состоявшейся недавно презентации своей замечательной книги «Правда матери: 2016-1916» преподаватель Кыргызско-турецкого университета «Манас» Гульнара Дегенбаева, «По прошествии 100 лет со времени данных событий наш народ организовывает поминовение в память о погибших. Это очень важно и нужно. Надеюсь, эта книга развеет многие мифы, возникшие вокруг событий 1916 года и поможет внести лепту в сохранении мира и спокойствия на нашей благодатной земле. Это книга — позиция матери, которая пытается помирить два братских народа».

Садырбек Чериков, Бишкек.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

sergeev
Карма: 999
31.08.2016 09:52, #30513
Спасибо. Интересно и важно. Ещё одна страница из нескончаемой летописи подрывной деятельности наглосаксов против России, а значит - и против её соседей.
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть