Протестующие в Гуково Ростовской области шахтеры накануне провели очередной митинг, на котором приняли решение продолжать акции протеста и отказаться от предложения губернатора региона Василия Голубева, предложившего выплатить им шестую часть общего долга в 300 млн рублей.
Глава региона предложил выплатить 50 млн рублей, а остальные средства после реализации имущества предприятия банкрота. Протестующие горняки не приняли предложение, долг по зарплате они требуют погасить весь и сразу, а на распродаже горного оборудования и недвижимости можно выручить не более 30 млн рублей.
Голодовка продолжается, для некоторых из них сегодня уже шестой день голодовки, двоим понадобилась медицинская помощь и по состоянию они прекратили голодать.
Вечером 21 августа фермеры Краснодарского края на тракторах в сопровождении водителей большегрузов направились в Москву. Фермеры хотели рассказать президенту о фактах коррупции и рейдерских захватах земли, а дальнобойщики — потребовать отмены системы «Платон», пересмотра ряда законов и отставки министра транспорта Максима Соколова. В понедельник стало известно, что часть активистов приостановили акцию, получив предложение встретиться с кубанскими властями. Однако другие фермеры, а также дальнобойщики были блокированы полицией в ростовском поселке Дорожный. Вечером 23 августа около 20 участников акции были задержаны Нацгвардией.
Перспективы протестов на фоне экономических проблем оценил политолог Михаил Карягин:
«Обострившаяся экономическая ситуация провоцирует возникновение конфликтов и повышение уровня недовольства населения своим финансовым положением. Сейчас бастуют Шахтеры ГК «Кингкоул», которые объявили голодовку из-за долгов по зарплате, общая сумма которых превышает 300 млн рублей. Также можно вспомнить недавний скандал с губернатором Самарской области. Там проблема по сути своей тоже носит исключительно экономический характер (невыплата зарплат), и только благодаря глупости самого губернатора она была переведена в плоскость политическую. «Тракторный марш» на Москву и аналогичная акция дальнобойщиков – это тоже не политические акции. В случае с дальнобойщиками некоторые оппозиционные силы пытались политизировать проблему, но было это больше похоже на попытку повышения собственного политического капитала, а не реальную помощь.
Акции протеста без политической повестки обречены на провал по одной простой причине – они устраняют симптомы (зарплаты, скорее всего, будут выплачены), но никак не меняют систему. Через год тем же самым шахтерам и сотрудникам «АвтоВАЗагрегат» придется опять выходить на акции протеста, опять требовать свои зарплаты. Проблема не политизируется по двум основным причинам: первое – у граждан нет связи между их ухудшающимся финансовым положением и государственным курсом (хорошо работает госпропаганда), второе – отсутствуют политические силы, которые в состоянии поставить вопрос о политических причинах финансовых трудностей населения.
Но все эти сигналы властью должны максимально быстро считываться и устраняться. Рост социальной напряженности в электоральный период на пользу партии власти точно не пойдет. А если все же финансовые вопросы перейдут в политические требования, то здесь уже одними деньгами не обойтись».
Комментарии читателей (1):
Проект запущен во-время.