16 июля 2001 года был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Что же привнёс этот Договор в экономическую и политическую жизнь России и россиян? Большого экономического прогресса не очень заметно, а вот ущемление прав и вмешательство властей КНР в жизнь нашей страны некоторые россияне ощутили на себе.
Вот только некоторые аспекты этого договора, которые в этой связи были отмечены доктором исторических наук профессором Ю.М. Галеновичем спустя год после заключения договора («Москва-Пекин, Москва-Тайбэй» (изд-во «Изографус», Москва, 2002 г. стр. 498-511):
«Договором нам (российским гражданам) запрещается допускать на нашей территории деятельность любых организаций или групп, которые сочтены китайской стороной наносящими ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности Китая (ст. 8 договора). Таким образом, никаким китайским инакомыслящим нельзя действовать на нашей территории. Мало того, любые наши организации, которые могут, например, выступать в защиту прав человеческой личности применительно к китайцам, или поддерживать, например, тибетцев или далай-ламу, тоже могут столкнуться с ситуацией, когда наши органы власти, действуя от имени китайской стороны, будут препятствовать их деятельности.
Известно, что в КНР любые выступления, которые руководство компартии Китая рассматривает как наносящие ему вред, относят к числу преступлений против государства… Думается, что с точки зрения международного права такого рода вопросы не относятся к числу международных, и, по сути дела, такие формулировки не должны включаться в договоры между государствами. Очевидно, что эта формулировка была включена в текст договора по настоянию нашего партнера».
Так, опираясь на Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и КНР, а именно на 8-ю статью, МИД России воспрепятствует российским буддистам встречаться с их духовным лидером: http://dalailama.ru/news/pending/64-russia.html
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Между тем, в буддийских регионах Российской Федерации исповедуется именно тибетская форма буддизма, россияне имеют совершенно особое историческое, моральное и конституционное право открыто выражать свою точку зрения о происходящем в Тибете.
Наиболее часто статья 8 данного Договора используется в отношении последователей практики совершенствования Фалуньгун. Российские приверженцы этого направления цигун получают от чиновников отказы на согласование мероприятий, направленных на выражение своей гражданской позиции, гарантированных им Конституцией РФ. В своих отказах чиновники ссылаются именно на ст. 8 Договора.
Цель мероприятий приверженцев Фалуньгун, далеких от политики, – это желание остановить преследование и убийства их единомышленников в Китае. Уже более 17 лет в этой стране осуществляются жестокие и бессмысленные репрессии. В 2006 году стало известно, что в Китае в массовом порядке происходит насильственное извлечение органов у живых людей, узников совести, большинство из которых составляют именно последователи Фалуньгун. Вполне естественным представляется желание группы людей в России, знающих о происходящем, остановить эти преступления. Широкое информирование мировой общественности этих вопросов является основой гуманизма, защитой прав ни в чём неповинных людей и явно не претендует на нарушение целостности Китая.
Китайские дипломатические представительства, спекулируя договором, направляют ноты протеста в МИД, рассылают письма в российские правоохранительные органы, где используя клевету и грубую ложь в отношении практики Фалуньгун, призывают «разобраться с экстремистами по всей строгости закона» (формулировка из письма консула КНР г. Хабаровска).
Вышеизложенное подтверждают мнение эксперта по Китаю Галеновича Ю.М. о том, что практически все положения Договора позволяют китайской стороне оказывать давление на Россию. Таким образом китайская сторона фактически вмешивается во внутренние дела РФ, диктует российским властям как поступать в отношении российских граждан.
Спустя 15 лет после подписания Договора к власти в КНР пришёл уже третий лидер, Си Цзиньпин, которого многие рассматривают как реформатора. Россия и Китай, как известно, – совершенно самостоятельные субъекты международных отношений. Заинтересованность во взаимовыгодных отношениях имеется в равной степени у обеих сторон. Возможно, происходящие сейчас изменения в Китае вдохновят наши страны на заключение обновлённого и равноправного договора, учитывая самодостаточность национальных интересов России и Китая.
Комментарии читателей (0):