Мне часто задают вопрос: зачем большой Америке нужна маленькая Грузия?
Сначала Грузия была нужна США как единственный коридор для выхода на Каспийское море – для завладения его энергетическими богатствами, блокирования там влияния России, российских интересов и осуществления возможного удара по Ирану.
Но планы США провалились после того, как в 2003 году прибрежные государства Каспия – Азербайджан, Россия, Иран, Казахстан и Туркменистан - подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря, разделив между собой морское дно, а в 2017 году подпишут Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, по которой флоту НАТО и кораблям любой неприбрежной страны находится в водах каспийского бассейна запрещено.
Окончательным перечеркнули американский проект:
- вступление Казахстана в Евразийский экономический союз, возглавляемый Россией, куда неизбежно войдёт и Туркменистан;
- сворачивание иранской ядерной программы благодаря России, что сняло все претензии к Ирану и отняло у США причину возможного удара по этой исламской республике;
- прекращение последней, самой широкомасштабной вспышки карабахского конфликта благодаря России, что по достоинству оценил Азербайджан.
Поэтому сегодня Грузия нужна Америке для контроля уже не Каспийского, а Чёрного моря, прибрежным государством которого США, тоже, как и в случае с Каспием, не является.
12 декабря 2011 года, в интервью «ONE WAY TICKET» популярному грузинскому еженедельнику «Асавал-Дасавали» я сказал, что проект Саакашвили «Лазика» - строительство глубоководного морского порта «Анаклия» - на самом деле будет первой военно-морской базой США на Чёрном море, где по Конвенции Монтрё 1936 года военным кораблям Америки и всех остальных неприбрежных государств больше 21 дня находиться запрещается, к тому же их суммарное водоизмещение не должно превышать 30 тыс. тонн.
ВМС США сможет постоянно патрулировать в Чёрном море только в составе объединённой флотилии НАТО, так как прибрежными государствами Черного моря являются 3 страны евроатлантического Альянса (прибрежными государствами Чёрного моря, как известно, являются: Россия, Грузия, Украина и члены НАТО – Турция, Румыния, Болгария). Поэтому главной целью проведения саммита НАТО в Варшаве 8-9 июля 2016 года было создание на Чёрном море флота НАТО, на кораблях которого будут размещены все элементы американской системы ПРО.
Но за 4 дня до открытия Варшавского саммита Болгария отказалась от патрулирования на Чёрном море, опасаясь усиления Турции – ведущей страны черноморского бассейна по Конвенции Монтрё, имеющей несравнимо мощный, чем Болгария и Румыния, военно-морской флот.
Турция, которая всего две недели, как извинилась перед Россией и, наконец, восстанавливает с ней отношения в полном объёме, тоже наверняка воздержится от участия в проекте создания объединённого черноморского флота НАТО
Военно-морской флот Румынии очень невелик (1 подводная лодка, 2 фрегата, 4 корвета, 6 ракетных катеров и 5 минных тральщиков), соответственно, не представляет значительную силу.
Что касается Грузии и Украины, то они не являются членами НАТО, к тому же, Грузия и Украина имеют всего по 17 кораблей каждая (с учётом катеров береговой охраны), поэтому тоже значительной силы не представляют.
Зато Грузия и Украина предлагают НАТО свои глубоководные порты для базирования военного флота Альянса, которые находятся бок о бок с российской военно-морской базой в Крыму (Одесский, Ильичевский и Южный порты) и кораблями Черноморского военного флота ВМФ России - в Абхазии (порт Поти и Анаклия, который строит «TBC холдинг» Мамуки Хазарадзе и американский инвестиционный холдинг «Conti International»).
Осуществление вышеуказанного авантюрного проекта, декларированной целью которого является «обеспечение безопасности Чёрного моря», где под «опасностью» подразумевается Российская Федерация, представляет опасность для всего региона и может спровоцировать опасные инциденты в черноморской акватории, слишком «узкой» для кораблей двух супердержав. Черноморский флот России, недавно доставший ИГИЛ в Сирии, несомненно предпримет асимметричные меры, что отрицательно скажется на и без того сложных взаимоотношениях России с Грузией, так и не восстановившей дипотношений с Великим северным соседом, прерванных в 2008 году.
Комментарии читателей (0):