Кому выгодно сближение России и Турции?

6 июля 2016  10:13 Отправить по email
Печать

На сегодня уже многие эксперты высказались по поводу резкого разворота в российско-турецких отношениях. Он произошёл после извинений президента Турции Реджепа Эрдогана перед российским лидером Владимиром Путиным за сбитый российский бомбардировщик Су-24 и гибель подполковника вооруженных сил России Олега Пешкова.

Стремительное развитие нового трека в двусторонних отношениях вызывает логичный вопрос: кому выгодно восстановление прежнего уровня сотрудничества между Россией и Турцией?

С ноября 2015 года Анкара неоднократно подчёркивала важность стратегического партнёрства с Москвой. Введение экономических санкций серьёзно ударило по экономике Турции, особенно по сельскохозяйственному и туристическому секторам. Турецкие аграрии весьма вольготно чувствовали себя на российском рынке, освобождённом контрсанкциями от пищевой продукции европейских производителей. С августа 2014 г. по ноябрь 2015 г. Турция не смогла перенаправить потоки продовольствия в страны ЕС, Ближнего Востока и Африки.

Турецкая туристическая индустрия крайне зависит от российского туриста. В 2013 г. турпоток из России составил 3,8 млн человек. По этому показателю Россия заняла второе место, пропустив вперёд Германию (3,9 млн человек). На волне снижения уровня безопасности на турецких курортах и ухудшения экономической ситуации, на пространстве бывшего СССР турецкий туристический бизнес столкнулся с серьёзной проблемой. Сокращение турпотока коснулось тех стран, которые обеспечивали почти 80% въездного туризма Турции. Анкара заинтересована в восстановлении сотрудничества с Москвой для преодоления наступающего экономического кризиса, усугубляемого скрытой политической изоляцией со стороны ЕС и США.

Однако важно понять, для чего Москве понадобились дипломатические игры со страной, которая вчера «нанесла удар в спину». Пожалуй, только достижение стратегических задач смогло заставить российское руководство «принять» не совсем полноценные извинения президента Эрдогана.

Как бы российское правительство не отчитывалось об успешном реализации программы импортозамещения, Россия нуждается в развитии торгово-экономических отношений с внешним миром. Большое значение, которое российское руководство придаёт прошедшему ПМЭФ-2016, только подтверждает этот тезис. Через снятие искусственных барьеров в экономических связях с Турцией Россия пытается показать странами ЕС и США свою открытость и готовность приступить к отмене ограничительных мер.

При кажущейся «мягкотелости» нельзя расценивать такую политику, как невыгодную России. Москва продолжает показывать принципиальность своей внешнеполитической линии. Так после очередного продления антироссийских санкций в ЕС, Россия продлила действие ответных контрмер до 31 декабря 2017 г. Брюсселю была продемонстрирована готовность российской стороны продолжать свою линию во внешней политике.

Не стоит строить предположения о том, что турецкие сельскохозяйственные и строительные холдинги смогут так запросто восстановить свою долю на российском рынке. Более того, возникает вопрос: будет ли российский рынок в текущих условиях настолько привлекателен для турецкого бизнеса?

Единственная отрасль, которая пока способна приблизиться к прошлым объёмам – туризм, однако эта задача достигается весьма дорогой ценой. Применяя обыкновенный демпинг, Турция предлагает российскому туристу более низкие цены, чем могут предложить курорты Краснодарского края и Крыма. В таком случае отрасль успешно сохраняет прежние обороты, но перестаёт зарабатывать чистую прибыль, что всё равно угрожает стагнацией турецкой туристической индустрии. Таким образом, Россия отдала Турции своего значительно обедневшего в валютном эквиваленте туриста, а что она получила взамен?

На поверхности видны нравственные принципы, которые переступила Россия:

  • форму турецких извинений сложно признать приемлемой;
  • предложенная компенсация (дом в Кемере) семье Олега Пешкова выглядит, как прямое оскорбление семьи погибшего офицера и российскому обществу;
  • турецкая сторона забывает про погибшего в ходе операции освобождения экипажа Су-24 морпеха Александра Позынича;
  • такой резкий поворот во внешней политике может быть неоднозначно принят, как внутри страны, так и за её пределами.

Что именно выиграет Россия от произошедшего разворота в двусторонних отношениях не совсем ясно. В ряде СМИ появилась информация о том, что Анкара готова предоставить Москве доступ к своей авиационной базе Инджирлик, что было немедленно опровергнуто. Появление безосновательных предположений может говорить лишь о неготовности экспертной среды к новому повороту событий. При этом говорить о том, что Россия просто так пошла на сдачу своей дипломатической линии пока преждевременно.

Пока сложно судить о том, что смогут ли известные события предоставить России какое-либо преимущество на Ближнем Востоке, однако не стоит отрицать возможность появления интересных и неожиданных подробностей в ближайшее время. Более глубокое комментирование этого направления будет иметь смысл только после появления в мировых СМИ неопровержимых фактов сотрудничества России и Турции в вопросах борьбы с международным терроризмом.

Перспективы русско-турецкого сближения весьма зыбки. Не понятно насколько хватит имеющегося потенциала и желания сторон пойти на сближение. Текущая волна может закончиться также неожиданно, как и началась.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть