Выборы в Госдуму: что партии предлагают избирателям?

4 июля 2016  13:19 Отправить по email
Печать

Прошли съезды партий, представленных в парламенте, а также съезды ключевых внепарламентских партий. Обнародованы предвыборные программы и списки кандидатов, идущих на выборы. Предвыборный процесс медленно, но верно, превращается в выборный. Другими словами, соревнования переходят в финальную фазу.

Но что это будет за финал?

В России парламентские выборы проходили многократно. Но сегодняшние выборы, по-своему, уникальны. Впервые с 2000-го года они проходят в условиях ухудшения социально-экономического ситуации в стране. Часть экспертов делает из этого вывод о резком усилении протестного голосования, другие – уверенны в укреплении консервативных тенденций в обществе.[1] Казалось бы, позиция первой группы – истинна, а второй – ошибочна. Люди, ставшие жить хуже, должны протестовать. Это только на первый взгляд. Информационный поток подтверждает верность второй позиции. И в этом нет ничего удивительного. Скажи, читатель, что ты захочешь, начиная падать? Конечно же, остановить падение. Также и общество: оно может обижаться на власть за ухудшения своего положения, но хочет оно не наказать власть, а остановить падение. А поэтому в условиях кризиса запрос на консерватизм не падает, а растет. Значит, борьба на будущих выборах будет борьбой вокруг консервативной повестки.

Как это не парадоксально звучит, такие выборы наиболее комфортабельны для наших парламентских партий. Точнее, наша политическая система наиболее соответствует именно такому запросу избирателей. Как мы говорили в одной из предыдущих статей, наша партийная система несет в себе противоречие. С одной стороны, наши партии имеют идеологические позиции и эти позиции для них значимы, в отличие от западных партий, которые давно стоят на одной идеологической позиции. Но с другой стороны, верхушки наших политических партий принадлежат к элите и поэтому ключевой интерес наших политиков – сохранение своего места в политической системе. Следовательно и самой политической системы. Поэтому идеологически наши политики – коммунисты, либералы и так далее, но, следуя своим интересам, все они превратились в консерваторов.[2]

И борьба на предстоящих парламентских выборах будет борьбой оттенков консерватизмов: государственнического, социального, либерального и т. д.

В этом и будет основная сложность современных выборов. Когда спор идет не о цветах, а об оттенках. С одной стороны, важно подчеркивать своеобразие своего оттенка, с другой – не дать забыть, что это оттенок основного цвета, а то можно оказаться вне игры. И победит не тот, кто стоит на правильной позиции, а тот, кто сможет разрешить эту противоречивую задачу. У каждой партии есть свои слабости и преимущества в разрешении задачи. Именно от умелого использования этих преимуществ будут зависеть результаты партий на выборах.

Перейдем к конкретным партиям.

«Единая Россия»

«Единая Россия» провела вторую часть своего съезда 26-27 июня. Была утверждена программа, с которой партия идет на выборы и список кандидатов. На съезде выступил президент Владимир Путин.

Никаких неожиданностей, что вполне естественно. По сути, ЕР – партия парламентского большинства,[3] а воспринимается она как партия власти. И это её главное отличие, главное достоинство и главная проблема. Как партия власти, ЕР продолжает ту же политику, которую вела, какие уж тут неожиданности.

Оттенок консерватизма здесь столь ярок, что практически нет оттенков – консерватизм в чистом виде. Победа ЕР – сохранение политической и социальной системы, как она есть. Любая другая партия, получив большинство, уже самой своей победой внесет изменения в ситуацию. Поэтому, ЕР не нужно прилагать усилий для определения своей консервативной позиции. В результате, консервативный электорат будет самой жизнью привязан к правящей партии. Что в нынешних условиях практически на 100% обрекает партию на успех.

Но всегда есть «почти». Есть несколько факторов, негативно действующих на ЕР. Во-первых, презентация себя, как партии власти, делает невозможным широкомасштабное использование критики в пропаганде, зато саму партию делает объектом критики. Во-вторых, неизменность (консерватизм) позиции делает ее скучной для восприятия электората.[4] В-третьих, обреченность на победу снижает интерес к выборам не только у оппозиции, но и у собственного электората победителей. Тезис «мы и так победим, поэтому без моего голоса обойдутся» – для ЕР очень опасен.[5]

Все эти слабости и опасности носят технический характер, хотя и могут повлиять на результаты. По сути, запрос на консерватизм дает огромные возможности для победы ЕР по списку. А наличие одномандатных округов ещё более усиливает позицию партии. Депутат одномандатник – лоббист региона. А лоббизмом лучше всего заниматься в партии власти. Так что одномандатники, не связанные с партиями, скорее всего, окажутся в ЕР.

Но предпочтительное положение «Единой России» не означает, что от других партий не будет ничего зависеть.

КПРФ

У коммунистов в сегодняшней ситуации очень удачное положение. Во-первых, и это главное, все ясно с оттенком консерватизма. КПРФ за социальный консерватизм. Идеал – советское прошлое, но это именно идеал. Коммунисты защищают людей труда, но не выступают против частной собственности и капитала. Это именно консерватизм: мы за другой идеал, но стараемся ничего не ломать. Такая позиция, с одной стороны, позволяет КПРФ эффективно взаимодействовать с нынешней элитой и надеяться на её поддержку, с другой – привлекает к КПРФ две массовые группы избирателей. Первая группа – старики, для которых советское вчера их собственная жизнь. Они не могут отказаться от советских идеалов, так как отказ означает признание неверной собственной жизни.[6]Именно они в 90-е были становым хребтом электората КПРФ и приносили партии 15-20%. Но сегодня появилась и вторая группа – молодежь, которая в России всегда жаждет справедливости. В условиях соревнования разных оттенков консерватизма социальный консерватизм КПРФ –единственная позиция, приемлемая для такой молодежи. Эта группа довольно многочисленна, особенно, в провинции. В результате у партии Зюганова есть гарантированный процент электората. Это плюс. Но есть и технологические плюсы. Их два. Наличие разветвленной организационной сети. КПРФ – единственная партия, помимо ЕР, имеющая такую разветвленную сеть и роль оппозиционного фаворита выборов. Дело в том, что многие представители электората непарламентских партий устали голосовать за кандидатов, которые никуда не проходят, но проголосовать за парламентскую партию, но не за ЕР. Естественно, что сегодня наиболее привлекательный для них выбор – КПРФ. Шансы у коммунистов большие, но есть и слабые стороны. И они продолжение сильных сторон. Социальный консерватизм, как социал-демократическая позиция, встает в противоречие с большевистской традицией партии. И если социал-демократизм станет очевиден для избирателей, то это может отпугнуть как стариков – сторонников советской традиции, так и молодых борцов за справедливость. Кроме того, организованность КПРФ (особенно на региональном уровне) постоянно превращается в заорганизованность, что также не очень нравится избирателям, особенно молодым. Точнее, их часть может перейти к другой социально консервативной партии с более сбалансированной позицией, например, к «Справедливой России». У КПРФ есть огромный потенциал и гарантированные голоса. Но бороться за свои голоса партии все равно придется.

«Справедливая Россия»

Эта партия создавалась как левый (социальный) партнер «Единой России», как консервативная партия с социальным уклоном. Поэтому партия находится в парадоксальном положении. Запрос именно на социальный консерватизм сегодня огромен. Поэтому, с одной стороны, пришло время «Справедливой России» – у её лозунгов и позиций огромный электоральный потенциал. С другой – поле социального консерватизма уже занято мощной КПРФ, а поле «общего» консерватизма ещё более мощной «Единой Россией». В результате, у СР возникает тяжелейшая проблема выделения (определения) своего специфического оттенка консерватизма. В принципе, такие отличия уже есть: от ЕР их отличает социальность, от КПРФ – стремление искать идеал не в прошлом, а в будущем. Но беда в том, что отличает СР от одной партии, объединяет её с другой. В результате свое собственное лицо так полностью и не сложилось. Поэтому при огромном потенциале перспективы у партии очень не ясные.[7] Найти свою специфическую нишу непросто, да и времени на это мало. Проблема, похоже, будет разрешатся не стратегическими, а политтехнологическими средствами. Партия будет строить избирательную компанию вокруг конкретных проблем: ЖКХ, пенсии и так далее. Газету по ЖКХ они уже выпустили. Это может сработать, но переоценивать подобный подход не стоит. И здесь опоздали: ниша партии конкретных дел уже занята ЕР. Так что СР – партия огромного потенциала, который будет не просто реализовать. Хотя непросто, не значит невозможно.

ЛДПР

Партия яркого лидера, глобальных программ и острой критики, партия рассерженных людей. Казалось бы, сегодня, при запросе на консерватизм, их время ушло. Но это только кажется. ЛДПР такая же консервативная партия, как и другие. Она также выступает за стабильность и прекращение падения. Да она критикует, но и все современные партии критикуют кого-то или что-то. Отличие ЛДПР не в критике, а в форме критики. Критика ЛДПР всегда эмоциональна. Партия обращена не к разуму, а к эмоциям. В этом её преимущество. Такой эмоциональный критический консерватизм обществом востребован. И сегодня более чем когда либо. Есть широкий слой людей, который хочет стабильности. Они не хотят кардинальных перемен, но недовольны своим положением в системе. Их позиция противоречива и Жириновский позволяет им разрешить это противоречие. ЛДПР позволяет таким людям эмоционально выпускать пар через острую критику, по сути, продолжая поддерживать систему. И поэтому весь этот слой –гарантированный электорат Жириновского. Кроме того, ЛДПР, используя хлесткую критику, может перетянуть на свою сторону часть молодежи, жаждущей справедливости. И ещё одномандатные округа выгодны ЛДПР, у них основные избиратели на востоке страны. Из-за малочисленности населения на результаты по спискам это не сильно влияло, а вот получить места по округам на Дальнем Востоке для ЛДПР вполне реально. Так что потенциал у ЛДПР есть, хотя бороться за него придется, может быть, даже больше, чем СР.

Выводы

Что же у нас получается?

Ухудшение социального положения привело не к запросу на протест, а к запросу на консерватизм, хочется не драки, а стабилизации. И наша партийная система соответствует этому запросу. Верхушки всех партий входят в элиту и поэтому ключевой интерес наших политиков – сохранение своего места в политической системе, а, значит, и самой политической системы. Поэтому идеологически наши политики – коммунисты, либералы и так далее, но интересы превращают их всех в консерваторов. Борьба на выборах будет борьбой оттенков консерватизмов: классический консерватизм, социальный консерватизм, критический консерватизм и т.п. Именно это сделает борьбу наиболее ожесточенной: борьба похожих, всегда более острая, поскольку она идет за один и тот же электорат.

В этой ситуации у двух партий - ЕР (классический консерватизм) и КПРФ (социальный консерватизм) есть мощный ядерный электорат. Значит, гарантированные голоса. Это партии реализованного потенциала. И в этом их сила и главная слабость – им нужно сохранить и нарастить уже имеющийся электорат. Две партии – ЛДПР (критический консерватизм) и СР (социальный консерватизм) имеют нереализованные потенциальные возможности, и это их шанс и их проблема.


[1] Ко второй группе относятся не только проправительственные эксперты, но и сторонники либерального лагеря.

[2] Это явление положительное. Иначе политическая борьба разнесла бы молодую, не окрепшую страну в клочья.

[3] В условиях президентской республики большинство в парламенте – это еще не власть.

[4] Ярким примером этого служит восприятия программы ЕР. Для читателей это слишком подробно. Это скорее программа правительства, чем партии. Недаром в регионах уже занимаются созданием выжимок из программы.

[5] Такие настроения в свое время погубили КПСС.

[6] Один политический острослов 90-х прозвал их «не поступлюсь воспоминаниями».

[7] Интересно, что именно по этой партии такой разброс прогнозов – от 2 до 19%. Хотя большинство дает 5-6%.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть