2013 год, 26 мая («Грузинская мечта» уже год как во власти) – в Батуми по моей инициативе на площади Свободы, стоящие перед выборами в местные органы самоуправления партии, представители всех высших учебных заведений, лидеры основных батумских референтных групп - подписывают «Батумскую хартию» (она и доныне как насмешка и профанация идеи стоит в фойе муниципалитета), что я хотел сказать тогда этой Хартией городу – имплементация европейских (тем паче общечеловеческих) ценностей не зависят от вектора страны – не зависят от конъюнктуры, доминирования той или силы в представительских органах, влияния той или иной страны на твою – лишь универсальные ценности, здравый смысл – попытка возвыситься над царящей в твоей стране агрессией, сохранение здоровых старых и утверждение новых форм, продвижение инноваций и ставка на образование делает город воистину славным – вот что дает толчок градостроительству и культуре – конвенциональный язык и поиск новых путей, и это или есть в гражданах или потребности в этом просто нет, гражданин или способен видеть за деревьями лес или нет – иначе формализм и вновь мертвые формы.
И как здесь же не вспомнить в связи вышесказанным о карго-культе (религиозное движение в Меланезии). В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для народа - из кокосовых пальм и соломы строятся «точные копии» взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Верующие регулярно проводят строевые учения и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA».
Ну а чтобы получить товары островитяне делают наушники из дерева и прикладывают их к ушам, находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских вышках, изображают сигналы посадки, зажигают факелы для освещения этих полос и маяков и. т. д., и. т. п. Имея все внешние атрибуты, они в действительности получают мертвые формы - все как в моем городе, со своими щедро спонсируемыми «жрецами» из «прозападных партий» (численность коих варьируется от 50 до ста человек) и НПО (коих превеликое множество), оболваненной частью населения размахивающими флагами Евросоюза на одной стороне и дезорганизованным большинством на другой, мейнстримом из «прозападных» клише на TV, бесчисленными конференциями о ни о чем, с завершающей аллилуйей евро-атлантической идее - в общем, все что я хотел тогда этой самой хартией изменить, языком с помощью которого можно смягчать боль поражений от более чем организованной массы (инструктированной, живущей черно-белыми картинками и в далекой от реалполитки мифологической стране, взращенными заокеанским патроном манкуртами – увы до сих пор владеющими большинствами медиарычагов), и в то же время, в весьма ненавязчивой форме указывать на истинные ориентиры, подводить к деманкуртизации, а не строить вновь и вновь «аэродромы из соломы» прикрываясь надписями «USA» и имитируя поведение солдат, моряков и летчиков заокеанской державы в ожидании грузов из той далекой и сказочной страны...В момент подписания хартии, уже год как «Грузинская мечта» во власти (с 2012 года), уже год как единственным критерием на назначение являются партийные квоты входящих в коалицию элементов - в части первой, «Аджария достойна большего» (https://iarex.ru/articles/52644.html) мы разобрали причинно-следственную связь приведшую к нынешнему положению, акцентировав внимание на том что - имея «Силу» (при наличии 6 000 000 000 $), она же превращается и в «Слабость» Бидзины Иванишвили, что он смотрит на страну с высоты птичьего полета, и что как полубог зачастую забывает о человеческом факторе и времени - когда именно сейчас особенно важен бесстрастный анализ субъектов политики и выявление отдельных проходимцев коих, пусть и опосредованно но четыре года назад, пусть и из-за форс-мажора но привел он, и народ - спрашивают с него, а не с той серой массы что прикрываясь его авторитетом портит ему, региону и городу репутацию. В статье же, «Конец фарсу & пора перемен» (https://iarex.ru/articles/52618.html), я также писал что «самоустранившись после победы на выборах 2012-го и дав им всем власть, он показал народу кто чего стоил, кто к чему стремился и куда вел страну – что господин Бидзина, игрок и диалектик по натуре подвел к мысли всех не питавшихся заокеанскими грантами, подвергшихся зомбированию саакашвилевскими медиаярычагами, но не связанных с подачками западных спецслужб ключевых референтных групп к мысли - что стране нужен новый путь, новая идеология и смелые прорывы, а не то болото куда завели партии которым он столь щедро и на первый взгляд недальновидно делегировал власть» ... Принцип древен и примитивен:
— Тигр охотился на разных зверей и пожирал их. И вот как-то раз поймал лису. «Только не вздумай меня съесть! — сказала лиса. — Небесный Владыка прислал меня сюда начальницей над всеми зверями. Сожрёшь меня — нарушишь его волю. А если не веришь — давай я пойду впереди, а ты ступай следом. Сам увидишь, посмеют ли звери, при виде меня, не разбежаться!» Тигр ей поверил и пошёл следом. Все звери, завидев их, разбегались кто куда. Невдомёк было тигру, что звери разбегаются из страха перед ним, и он решил, что они и вправду боятся лисы.М-да, изначально в коалиции «Грузинская мечта» события развиваются в совершенно иной плоскости нежели вне нее и сквозь призму телевизионной картинки – внутри, посвященный видит коктейль из взаимоисключающих ингредиентов, в котором объединены персонажи испытывающие друг к другу почти классовую неприязнь. Для непосвященного наблюдателя типизируются повороты сюжета и декорации – но уровень принятия решений, чрезвычайно и сложен, и примитивен одновременно, это больше спираль нежели вертикаль... здесь столько нюансов что с лихвой хватило бы на тему целой диссертации - декларировано одно, думают другое, где приправа где главное, с ходу не разобрать. В коалиции мы встречаем мир, в котором ничего еще не решено, в котором никогда нельзя точно сказать про того или иного персонажа, в каком лагере окажется, в следующий миг... насколько латентен он по отношению к саакашвилевской идеологии, хоть и делает лояльную мину для Иванишвили, а порою и управляет одним из уровней в коалиции «Грузинская мечта» - здесь как и в саге «Игра престолов» - одновременно действует множество персонажей и развивается несколько связанных друг с другом сюжетных линий.
К примеру, если одна из них посвящена борьбе нескольких влиятельных семейств за трон королевства; другая — о попытках обнищавшего ордена, противостоять сверхъестественной угрозе извне; третья — о путешествии принцессы-изгнанницы по странам востока в попытках найти себе союзников для возвращения на родину и завоевания Железного Трона. Иванишвили драматург, объединенные ж в «экуменическое единство» т.н. прозападные партии (здесь все условно, с соответсвующими поступками, выводами и конечно же побочными эффектами) и в его лагере, и в саакашвилевском, и противостоят «внешней угрозе», уже вместе не давая господзину Бидзине отойти от догматики. Здесь же обнищавшие массы ищут новых мессий, Нино Бурджанадзе (как ипостась, персонификация «пророссийского» движения, но и это конечно-же тоже условно) изгнанница... кланы, которым страна по большому счету по барабану, прикрывающиеся псевдопатриотической лексикой (как и на протяжении 25-и лет), все так же продолжают бессовестно перераспределять собственность грузинского народа.
Человеком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведет дух - А. де Сент-Экзюпери
Здесь как и для «Игры престолов» характерно отсутствие строго положительных и строго отрицательных персонажей, многие герои совершают неоднозначные поступки и могут погибнуть на экране неожиданно для зрителя или вроде совершенно случайно оказаться в другом лагере... ну а маргинальные персонажи оказываются в центре. Это мир, где зачастую не церемонятся с симпатиями поклонников но в критических ситуациях готовы на все чтобы вновь привлечь их на свою сторону – это Грузия сегодня, и дух «Игры престолов» как нельзя лучше отображает то с чем мы сталкиваемся здесь ежечасно, и лучше всего это видно и ощущается именно в Аджарии. Так как по традиции – наш регион лакмусовая бумага, и в силу геополитических нюансов именно Аджария выступает катализатором событиям (порою фатальным, но и положительным), уже для остальной Грузии, а значит и Кавказа в целом. Ключевой регион, который остался на обочине мысли из-за того, что отсутствуют концептуально мыслящие лидеры, не говоря уж о моральных авторитетах в высших эшелонах власти автономии. Отсутствуют люди которым можно доверить судьбу в такой трудный период и если есть то их единицы и погоду им не сделать, филистеры наверху и соответственно их же эпигоны на нижних уровнях заняли почти все ключевые посты...
Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы всё, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нём оставалась частица тебя самого. В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником. Первый пройдёт, и его как не бывало, но садовник будет жить не одно поколение. / Рэй Брэдбери
В руках слепой и глухой толпы временщиков Аджария уже в который раз идет по той же стезе что превратила некогда столицу автономии Батуми в город лозунгов, псевдодемократических ценностей, игорного бизнеса, маклеров и ростовщиков, расцветшей как никогда проституции... и придатком турецкому бизнесу. Как это получилось? Неужели меценат и миллиардер, человек столько сделавший для Грузии – гуманист Бидзина Иванишвили не видит что дела в столь важном регионе идут из рук вон плохо? Не видит что симпатии к нему ежедневно уменьшаются в регионе? Как раз из-за людей кои прикрывшись его авторитетом делают свое дело или ж просто выжидают – идеей они не связаны, а человека предавать им не впервой.. видит (скорее всего) – но как и Господь который до поры не может исправить первопричину не прибегнув к чуду (и события развиваются по заложенному алгоритму), так и господин Бидзина вынужден действовать по им же самим вложенному в коалицию алгоритму – выше, я писал «до поры», алгоритм как известно исправляется с помощью чуда – Господь в масштабе вселенной иногда прибегает к подобному, Иванишвили с 6 000 000 000 при населении в 4 000 000 также способен и порою также прибегает к подобному, что приводит переформатированию – и сейчас как раз этот момент!
Но, каков же все-таки был алгоритм в Аджарии и к чему это приведет если к «чуду» он так и не прибегнет – а ведь скоро выборы, и оправдываться форс-мажором уже будет пустой тратой времени, сил и средств. Не называя имен и фамилий, так как читателю они не только не интересны но и и-за того что личностные качества подавляющих персонажей занимающих большинство ключевых постов в правительстве Аджарии в них настолько нивелированы что даже не стоит упоминать на столь респектабельном российском портале – ограничимся лишь описанием их психотипов и стандартного набора действий к которым они прибегли или могут прибегнуть. Цитатой, и двумя абзацами:
Кадры решают все! - Сталин
Итак, представьте себе недалекого и экзальтированного человека, семья которого имея шикарный бизнес во времена Саакашвили выступает как оппонент ему - но на бытовых, а не фундаментальных уровнях (что для режима не опасно, а даже поощряемо) как оппозиционер тогдашнему режиму (но состоящий в «экуменическом единстве» с саакашвилевской партией так как являлся одновременно и региональным лидером одной из «оппозиционных» партий, отличающейся от правящей разве что как протестант от католика, ничего общего не имеющее с процессами в православии) – уровень его интеллекта средний – начиная как ультралиберал он заканчивает почти ксенофобскими заявления (в общем действует по ситуации). Новейшую историю Аджарии невозможно понять без такого центрального эпизода как попытка строительства мечети (а точнее реконструкции мечети имени султана Азизие, уничтоженной большевиками в тридцатых годах, впрочем как и красивейший собор Александра Невского на месте коего стоит гостиница), итак – будучи тогда уже в оппозиции и находясь из-за финансовых трудностей в своей деревне (километров в 30 от Батуми) я пишу открытое письмо – подписывают несколько известных городу человек, среди которых есть и известный региональный модератор Аслан Лорткипанидзе взявший на себя обязанность организатора встречи со всеми заинтересованными темой сторонами (в том числе и мусульманами, воспринявшими наше предложение более чем радостно).
Пафос открытого письма гласил; нам нечего делить с мусульманским населением, мы братья по крови и слишком много заинтересованных лиц (да и соседи хищники не дремлют) способных направить назревающие процессы в русло способное погубить страну в целом – осозновая ответственность мы призвали выйти батумцев на «акцию чести» с требованием к властям; «если строить мечеть то с условием строительства и собора» достичь консенсуса, дабы религиозные чувства обеих конфессий не были б попраны – вот что было нашей целью. Находясь в деревне я не смог проконтролировать течение той акции, что смог сделать тот самый недалекий и экзальтированный человек – «никакой мечети построено не будет» - он подставил под удар весь регион (кстати будучи уже во власти он вновь изменил мнение, деньги как говорится не пахнут но это уже другая история). В общем, звучало все – вместо, объединения мусульман и христиан получилось отчуждение... подобные люди думают лишь о сиюминутной выгоде для собственной карьеры – но это дало ему и возможность сыграть на самых низменных инстинктах, сделавшись же популярным среди определенных слоев общества на тот момент он сделал все чтобы со своей группой влезть в доверие уже и к Иванишвили. Благодаря укомплектованными по его вкусу кадрам мы и имеем дело с тем, чем имеем на сей момент в Аджарии в срезе законодательной власти, и это катастрофа (одно или два светлых пятна там ничего не решают). Другая ветвь – исполнительная, опосредованно - конечно же также продукт его деструктивной деятельности, деятельности человека («по умолчанию»), который уже в оппозиции и к самому Бидзине Иванишвили – по иронии судьбы предъявляющем ему претензии появившиеся у населения, как раз как результат его недальновидной деятельности...
О своей жизни среди гномов Гулливер пишет (глава X): Я наслаждался прекрасным телесным здоровьем и полным душевным спокойствием; мне нечего было бояться предательства или непостоянства друга и обид тайного или явного врага. Мне не приходилось прибегать к подкупу, лести и сводничеству, чтобы снискать милости великих мира и их фаворитов.... не было негодяев, поднявшихся из грязи благодаря своим порокам, и благородных людей, брошенных в грязь за свои добродетели; не было вельмож, скрипачей, судей и учителей танцев...
Но он, как говорится уже история, во всем этом пасьянсе было много возможностей, еще больше рисков – сейчас же, единственного чего осталось мало, дабы укрепить пока еще не до конца разорванную ткань взаимоотношений между Бидзиной Иванишвили и населением региона, так это времени. И если в 2012 население региона дало голос всякой никчемности лишь бы не кандидатурам Саакашвили – сейчас, в 2016-ом такого не повториться. Выход есть – и первостепенно важной, является задача формирования стратегии, консолидирующей общественное сознание вокруг нового видения роли личностей, в возвращении городу и региону былой славы – в утверждении новых форм и переформатировании... И то, как это сделать весьма убедительно разъяснил еще Мишель Фуко, что "только на основе правильного научного познания можно написать историю и обнаружить те сплетения случайностей, откуда это вдруг возникло; это означает, что они зиждутся на фундаменте человеческой практики и человеческой истории, и, поскольку вещи эти были сделаны, они могут - если знать, как они были сделаны, быть и переделаны!" И что бы ни творили те или иные на этой стезе устраивая плотины, акведуки, каналы - река найдет естественное русло, и пусть для этого, ей придется снести все искусственные барьеры – так как Аджария достойна большего!
Давид Чхартишвили - грузинский публицист (Батуми)
Комментарии читателей (0):