В 1971 году (45 лет назад) в России в Москве родилась идея, объединившая детей огромного СССР и лишенная какой-либо идеологии. В основу легендарного конкурса юных вокалистов «Весёлые Нотки» - Детского Интервидения, его автором и создателем Риммой Александровной Мишиной были заложены: любовь, добро, понимание мира «детства» - все то, что оберегает хрупкий мир ребенка и его психику.
Режиссер-постановщик Римма Мишина пришла на Центральное Телевидение СССР в 1961 году (55 лет назад) в год первого полета в космос Ю.Гагарина, что символично, потому что тоже стала первой в истории детских вокальных конкурсов на телевидении и стояла у истоков создания Детской редакции ЦТ СССР.
В 1971 году, в год рождения Риммой Мишиной идеи легендарных «Весёлых Ноток» она уже имела Первую режиссерскую категорию (в 1978 получит Высшую) на Центральном Телевидении (образование – ВГИК, Мастерская Л.Кристи) и в тему «Детство» ею уже было вложено много сил и душевной отдачи. Был поставлен телевизионный фильм по одному из сложнейших и актуальнейших в наше время произведений детского писателя Л.Кассиля «Кандуит и Швамбрания» (красный Диплом от Государственного Комитета Совета Министров СССР по Телевидению и Радиовещанию. 25.08.1963 год). Были созданы программы и фильмы для детей о выдающихся личностях советской эпохи, в частности, о космонавтах В.Севастьянове и Н. Рукавишникове, летчике-испытателе Г. Береговом и летчике-истребителе М. Попович, а также в рамках цикла «Встречи юнкоров телестудии «Орленок» подготовлен уникальных выпуск о знаменитом исследователе Арктики И.Д. Папанине (первое появление на телевидении) и председатель Гостелерадио СССР С.Г.Лапин тогда лично благодарил и награждал режиссера-постановщика Римму Мишину. В 1970 году в прокат вышла ее пронзительная документальная картина о жизни камня ("Лицо камня"), проникающая в «тайну» земли и душу режиссера, которую крутили во многих кинотеатрах перед сеансами игровых фильмов (картина "Лицо камня" хранится в архиве Гостелерадиофонда). Были созданы телевизионные спектакли для детей с известными артистами: Ю.Яковлевым, Г.Сайфулиным, А.Кузнецовым, А.Покровской, В.Гостюхиным, И.Квашой и другими.
В 1971 году Р.А.Мишина – автор и создатель легендарных «Весёлых Ноток» положила на стол Главному редактору Детской редакции В.С.Крючкову – концепцию и разработку цикловой передачи, конкурса юных вокалистов «Весёлые Нотки» – первого в истории отечественного телевидения вокального конкурса для детей. Это засвидетельствовано в статье В.С.Крючкова «Телестудия «Орленок»: «Режиссер Римма Мишина предложила новый цикл передач "Весёлые нотки", в котором дошкольники и младшие школьники со всей страны исполняли произведения популярных детских композиторов, которые тоже участвовали в передачах».
Спустя два года «Весёлые Нотки» / «На Балу у Золушки» становятся одним из советских «брендов», просуществовавшим на телевидении целых 30 лет! Почему судьба была столь благосклонна к «Веселым Ноткам»? И что эту передачу отличало от всех остальных, созданных по аналогичной схеме в постсоветские времена, имеющих иные, а порой и диаметрально-противоположные задачи и визуально-смысловые акценты, расставленные в эфире?
Однажды в передачу «Что? Где? Когда?» телезритель прислал вопрос: «В феврале 1983 года МИД СССР послал несколько телеграмм протеста: в Пакистан, чтобы не помогал душманам; в США, чтобы не угрожали Гренаде; Израилю, чтобы не мучили арабов. Названием какой телепередачи тех лет объединил эти послания известный правозащитник Натан Щаранский?» Ответ: «Весёлые Нотки». И понятно – почему: программа эта детей заставляла смеяться, взрослых плакать, а Генсекам и правительству – выставлять ее как гуманитарный щит. В период путча, например, доставались из архивов Гостелерадио «Веселые нотки», чтобы народ на детей смотрел – свою совесть! Рейтинг популярности у передачи, действительно, был огромен. И если бы не «перестройка» и кризис, конкурс юных вокалистов мог бы выйти на мировой уровень, став своеобразным детским «Евровидением» со зрительским жюри. Тогда бы за талантливых детей голосовал весь мир. Дело в том, что автор и создатель программы Римма Мишина изначально отказались от профессионального «суда» над детскими душами. Достаточно было ей взглянуть в глаза детей, полных слез, чтобы взять и перемонтировать передачу, лишив ее авторитетных судей, а потом окончательно отказаться от профессионального жюри. Это потом, после «Веселых Ноток» стали появляться детские телевизионные программы на конкурсной основе. Может, время коммерческое, беспощадное, виновато, требующее от создателей более жестких правил игры. Ведь нынешнее детское «Евровидение», на которое все равняются, - суровый отбор, борьба за лидерство, желание быть первым, быть лучшим.
Но у программы «Весёлые нотки» стояли другие задачи: подарить детям – праздник, который остался бы в их памяти на всю жизнь! Для многих голосистых самородков тогда передача стала трамплином в будущее, сказкой, которая начинала сбываться. На сайте теперь уже известного коллектива из Львова «Сонечко» (первое выступление в программе «Веселые нотки») – черным по белому написано: « 1983 год. Останкино. Всесоюзная передача «Веселые нотки», которая для них в те годы была просто Голливуд. Поражало всех чрезвычайно сказочное оформление сцены, световые эффекты, искусственный снег и вьюга, четырехметровые игрушки, очень простой и искренний телеведущий Владимир Ухин» (в паре со Светланой Жильцовой). А зрители плакали крокодильими слезами: «Когда выступали дети, мы сидели с полотенцем и плакали от умиления. Зритель Галина.»
Вспоминает создатель «Весёлых Ноток» Римма Мишина:
« В чувашском селе – утро раннее, поле сказочно красивое после дождя, я разулась, ноги красные, оказывается, иду по землянике, ее там море. Небо высокое и ромашки под этим небом. Вошли в ДК, вместо живых цветов – страшные, искусственные, бумажные, в горшках. У меня сердце остановилось. И рыжая девочка высокая, в брюках включает магнитофон и под песню «Все могут короли...» танцует. Я в ужасе. Спрашиваю, кто чувашские песни знает? Одна протягивает руку, оказывается, бабушка научила. Зовем, приносят национальные костюмы, приводят деда с гармонью. Поют отлично. Слава Богу, не зря проделали путь. А в Салехард когда летели, садились в страшную метель и вьюгу (за полярный круг), но дети пели замечательно».
Наверное, объяснить почти тридцатилетнее существование праздника детской песни на телевидении - передачи «Веселые нотки» - может только любовь, исходившая от пылающего огнем сердца Риммы Мишиной. Дети после записи программ (около входа в концертную студию, на улице) не могли разъехаться, часами водили хороводы, танцевали, шумели, радовались до слез. Эта была настоящая «Страна Детства», где все дружили, любили, надеялись, у детей вырастали крылья и они, действительно, взлетали... Многим передача подарила будущее и возможность профессионально состояться. Но большинство - были просто счастливы!
Интернет пестрит восклицаниями и ностальгией. Ведь сегодня многие лишены возможности приехать в Москву и другие столицы выступить. «Евровидение» все больше становится бизнесом и политикой. «Весёлые нотки» были отдушиной!
Комментарии читателей (1):