Русская культура в XVI веке: как боролись с захватчиками

19 мая 2016  17:41 Отправить по email
Печать

На развитие русской культуры в XVI в. определяющее значение оказали три фактора: образование единого Русского государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования великорусской народности. В XVI в. Россия перешла от феодальной раздробленности к централизованной феодальной монархии. В XIV ― XVI вв. сложилась культура великорусской народности, закрепившая соответствующий этнический процесс. С объединением земель вокруг Москвы русская культура вступает в новый этап своего развития. Отныне Москва предстает в качестве общерусского культурного центра.
Ведущей в культуре продолжала оставаться идея единства и борьбы с иноземными захватчиками, так как после свержения ордынского ига Русскому государству пришлось в течение долгого времени бороться с остатками Золотой Орды, Литвой, Польшей, Швецией.
Фольклор. Ведущей темой устного народного творчества была героическая борьба народа с иноземным захватчиком. Эта борьба осмысливалась народом как самая важная. Осовременивались былины киевского цикла, в них теперь киевские богатыри вели борьбу с набегами Казанского и Крымского ханств.
Большое развитие получила историческая песня. Одна из главных тем исторических песен ― взятие в 1552 г. войсками Ивана Грозного Казани. Наконец-то русские земли были избавлены от разорительных татарских набегов. Потому и была так популярна в народе песня о взятии Казани. Основные герои песни - "белый" царь Иван Васильевич да народ - пушкари, "подкопщики", "зажигальщики", благодаря мастерству которых были подорваны крепостные стены и, таким образом, Казань пала. В исторических песнях нашла отражение и героическая оборона Пскова от войск Стефана Батория, "собаки царя крымского".
Значительное место в устном народном творчестве XVI в. занимал образ царя Ивана Грозного. Отношение к нему было неоднозначным. В частности, в песне "О гневе Ивана Грозного на сына" народ осудил жестокость царя по отношению к простым "мужикам новгородским", "старым и малым". Отрицательное отношение в песнях было к "Малюте злодею Скуратову", "Малюте - врагу". В то же время народ, страдавший от притеснений бояр, надежды на лучшую долю связывал с именем Ивана Грозного, называя его "надежа царь".
Одним из самых популярных героев устного народного творчества XVI в. стал донской казак Ермак Тимофеевич, прославившийся мужеством и храбростью как в боях с татарами и турками, так и в разбойных набегах на посольские и купеческие караваны. Наряду с другими русскими землепроходцами он сыграл в конце XVI в. выдающуюся роль в освоении Сибири.
Просвещение. В XVI в. усложнилась государственная жизнь, в связи с этим постоянно возрастала потребность в грамотных людях. По-прежнему обучение проходило в училищах, которые содержались при монастырях, церквах, иногда такие училища содержали и светские люди. Учителями были духовные люди. Такие школы существовали в городах, и в сельской местности. Обучение в основном ограничивалось обучением грамоте. Основными центрами хранения книг были монастыри. В них собиралась преимущественно церковная литература, но были и книги светского содержания: летописи, хронографы, сказания, повести.

Выдающимся событием XVI в. было появление книгопечатания в России. Типографские работы были начаты в Кремле, потом в 1563 г. по распоряжению Ивана IV на государственные средства в Москве на Никольской улице была устроена типография. В 1564 г. там был напечатан "Апостол" ― первая точно датированная печатная книга. Во главе типографии стояли Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1565 г. в типографии был напечатан "Часослов". После этого Иван Федоров и Петр Мстиславец уехали на Украину, где в 1574 г. во Львове издали первый русский букварь. Их дело в Москве продолжали Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андроник Тимофеев Невежа. До конца XVI в. было напечатано 20 книг церковно-религиозного содержания. Появление книгопечатания в России имело огромное культурное значение, но ведущее место в XVI и XVII вв. по-прежнему занимала рукописная книга.
Литература. В XVI в. продолжало развиваться летописание. Оно было подчинено целям идеологического обоснования самодержавной власти.
Была предпринята работа по составлению новых летописных сводов, куда вошли специально отобранные и интерпретированные известия местных летописей. Именно так были созданы Воскресенская и Никоновская (в XVII. в. принадлежала патриарху Никону) летописи. Никоновская летопись показывала историю Московского царства как мировой державы, а Ивана IV ― достойным преемником римских и византийских императоров. Один из списков Никоновской летописи содержал 16 тыс. миниатюр, цветных иллюстраций, за что и получил название Лицевого свода (лицо ― изображение).
Но в XVI в. летописание начинает уходить на второй план, его вытесняют произведения на историческую тему. В частности в самом начале царствования Ивана IV в 50-х гг. был написан "Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича". В нем были описаны события с 1534 по 1553 гг. и содержалась идея необходимости установления царской власти на Руси.
Одним из замечательных памятников русской исторической литературы XVI в. стала "Книга степенная царского родословия", которую в 1563 г. составил духовник царя Андрей при участии митрополита Макария. Книга представляет собой выборку из летописей от Рюрика до 1559 г., представляющей историю Руси в форме 17 княжеских житий, каждое из которых как бы "степень" (ступень) восходящей на небо лестницы, подобной тем, которые являлись в видениях святому Иоанну Лествичнику, державшему лестницу на небо. Составитель проповедовал божественность царской власти и московского царя изобразил как единственного законного наследника киевских князей, происхождение которых велось от римского императора Августа. В "Степенной книге" были представлены жизнеописания только тех князей, которые являлись прямыми предками Ивана IV.
В XVI в. появляется такое монументальное собрание древнерусской литературы, как "Великие Четьи ― Минеи". Оно связано с именем митрополита Макария. Митрополит поставил целью собрать все книги на Руси, предназначенные для чтения. Более 20 лет большой коллектив писателей, переписчиков, редакторов трудился над этим замыслом. В результате было создано 12-томное (по числу месяцев) собрание житий святых, поучений, произведений канонического права и других текстов, расположенных по дням христианских праздников и дням памяти святых. Каждый том содержал огромную информацию, на отдельный день приходилось в среднем 5―10 сочинений различного жанра. "Четьи - Минеи" предназначались для чтения в домашнем кругу и призваны были воспитывать народ в истинной вере.
Дальнейшее развитие получили исторические сочинения, в которых нашли отражение исторические события того времени. Это повесть "Казанское взятие", "О прихождении Стефана Батория на град Псков" и другие.
Одним из шедевров древнерусской литературы XVI в. стала "Повесть о Петре и Февронии". Написана она была в конце 40-х гг. писателем и публицистом Ермолаем ― Еразмом. "Повесть о Петре и Февронии" писалась как житие святых, "новых муромских чудотворцах" в связи с происходившими в 1547 и 1549 гг. соборами по канонизации различных русских святых. В основу сюжета этого произведения положена легенда о мудрой крестьянской девушке Февронии, вышедшей замуж за слабовольного князя Петра. Феврония одержала верх над враждебно относящимися к ней боярами. Вместе с мужем она княжила в Муроме и вела благочестивую жизнь. Перед кончиной супруги приняли монашество и умерли одновременно. Повесть проникнута антибоярскими настроениями, написана простым, увлекательным языком и была очень популярна в русском обществе.
Редким памятником древнерусской литературы, раскрывающим внутренний мир семьи XVI века, ее нравственные начала стал "Домострой", автором которого считают приближенного Ивана Грозного протопопа Сильвестра. "Домострой" представляет собой свод правил общественного, религиозного и семейно-бытового воспитания для среды богатого новгородского боярства и купечества. "Домострой" содержит ценные сведения о повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством бытовых подробностей. В "Домострое" читатель найдет совет, как главе дома стражем во всем быть, как жить в мире и согласии с женами и детьми, как дом в достатке содержать, как душевно и телесно чистыми остаться, что актуально во все времена. "Домострой" принадлежал с числу чтений, предназначенных для верхушки городского общества XVI в. и также был очень популярен.
Общественно-политическая мысль. XVI в. - это период образования и укрепления государства. С проявлением централизаторских устремлений в обществе появились новые взгляды на власть "великого князя всея Руси", да и сами "великие князья всея Руси" по-новому начинают рассматривать свою деятельность, свои задачи и свое положение в обществе.
Видным представителем общественно-политической мысли середины XVI в. был И.С. Пересветов. В конце 1549 г. он передал царю "две книжки" своих сочинений, в которых изложил свое понимание характера царской власти и ее взаимоотношений с подданными. Пересветов происходил из дворянства и поэтому выражал интересы своего сословия. В своих сочинениях он обличал всесилие боярства, говорил о необходимости удовлетворения требований дворянства. Он выступал за сильную царскую власть, которая в своей политике должна опираться на служилых дворян ― "воинников". Сильная царская власть, по мнению Пересветова, должна была управлять на основе определенных законов. Он не выступал против крепостнических отношений, но высказывался против холопства и кабальной зависимости. Пересветов критиковал внутрицерковные порядки, утверждая, что Бог любит не веру, а правду. Сочинения Пересветова свидетельствовали о том, что в середине XVI в. дворянство стало заметным слоем русского общества, и этот слой стал осознавать свое значение для царской власти и свои интересы.
Центральное место в общественно ― политической мысли середины XVI в. занимает полемика царя Ивана IV Грозного и одного из его бывших ближайших сподвижников князя А.М. Курбского. В этой полемике были затронуты вопросы характера государственной власти, взаимоотношений царя и его подданных, роли России в православном мире. Обстоятельства появления этой полемики хорошо известны. В апреле 1564 г. наместник Ивана IV в недавно присоединенном к Русскому государству ливонском городе Юрьеве (Тарту) князь А.М. Курбский бежал в польскую Ливонию. А.М. Курбский был не только военачальником, он участвовал в административных реформах середины XVI в. Занимая крупные государственные должности в Русском государстве, а затем бежав к польскому королю, получив от него крупные вассальные пожалования, Курбский, по сути, был "государевым изменником". После бегства в Ливонию он захотел обосновать свой отъезд и обратился к Ивану IV с посланием, в котором обвинял царя в неслыханных гонениях против воевод, покоривших Руси "прегордые царства". Иван IV послание своего врага не оставил без ответа. Царь ответил Курбскому обширным посланием, и завязалась знаменитая переписка. Своеобразным продолжением переписки Курбского с Грозным служила написанная Курбским "История о великом князе Московском". В "Истории" Курбский и изложил свои политические взгляды. Наиболее важным элементом его идеологии был взгляд на Русское государство как на единственную в мире страну, сохранившую истинное христианство. Россию он именует "Святорусской землей", "Святорусскими царствами"; русских воевод, погубленных Грозным, - "сильными во Израиле". Он выступал за сильную царскую власть и утверждал, что "самому царю достоит быти яко глава и любити советников своих яко своя уды". Идеалом государственного устройства он считал сословно - представительную монархию. Он писал о том, что царь "должен искати добраго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек". Власть, считал Курбский, должна быть справедливой и управлять страной на основе законов.
Ответное послание Грозного по тогдашним масштабам составило целую книгу. Главным вопросом, занимавшим царя, был вопрос о взаимоотношении монарха и знати. Его главная идея в этом вопросе сводилась к тому, что свою власть государь, как помазаник Божий, получил от самого Господа и с благословения праотцов. Никто не может ограничить эту власть. "Русские самодержцы изначала сами владеют своими царствами, а не бояре и не вельможи", - отвечал Грозный. Он отвергал любые попытки ограничить его власть. Сам Бог поручил московским государям "в работу" прародителей Курбского и прочих бояр. Высшая знать у царя не "братия" (так называл себя и прочих князей Курбский), но холопы. "А жаловать есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны". Подданные должны беспрекословно повиноваться самодержцу. "Доселе русские владетели не истязуемы были ни от кого, но вольны были подвластных своих жаловати и казнити, а не судилися с ними ни перед кем". Свои же обязанности царь видел в том, чтобы поддерживать порядок в стране и направлять подданных на путь истинной веры.
Таким образом, в ходе полемики между Иваном Грозным и А.М. Курбским выявились две точки зрения на развитие русской государственности. Первая состояла в развитии принципа сочетания власти монарха, учреждений приказного аппарата с органами сословного представительства в центре и на местах. Вторая, проводимая царем, заключалась в утверждении принципа неограниченной монархии.
И.С. Пересветов и А.М. Курбский отстаивали интересы боярства и дворянства, положение других слоев общества их не занимало. Вместе с тем, рост феодальной эксплуатации, обострение социальных противоречий заставило публицистов обращать внимание на положение крестьянства. В этой связи большой интерес представляют труды одного из ярких мыслителей XVI в. Ермолая Прегрешного, в монашестве Еразма, протопопа дворцовой церкви. В 40-х гг. он представил молодому Ивану IV Васильевичу трактат "Благохотящим царем правителница и землемерие" (руководство как править государством и как измерять землю). Трактат посвящен положению крестьян непосредственно. Еразм считал, что труд крестьян является основой общественной жизни, благодаря создаваемым им богатствам могут существовать все другие сословия. Но положение крестьян очень тяжело. Он отмечал тяжесть повинностей, особенно денежных, злоупотребления кормленщиков и землемеров, что неизбежно приведет к народным волнениям. Чтобы их предупредить, необходимо улучшать жизни крестьян законодательными мерами. В частности, он предлагал регламентировать повинности крестьян, заменить все поборы (государственные и вотчинные) единой податью в размере одной пятой крестьянского дохода, причем брать ее не деньгами, а натурой. Он не выступает против крепостной зависимости, он выступает против чрезмерной эксплуатации крестьян. Он признавал необходимость феодального землевладения, но считал, что феодалов нужно устранить от деревенского хозяйства. Они должны жить в городе и быть чиновниками. Размер их земельных владений должен зависеть от служебных обязанностей.
Еретическое движение. Еретическое движение середины XVI в. было представлено именами Матвея Башкина и Феодосия Косого. Матвей Башкин, дворянин, служилый человек, в 1553 г. создал кружок. Он критиковал взгляды официальной церкви на крепостничество как Богом установленный порядок и заявлял: "Христос всех братией нарицает, а мы рабов у себя держим". Он "изодрал" кабальные записи своих холопов и отпустил их на свободу. Он и его сторонники подвергли критике Священное писание, называя его "баснословием". Башкин высказывал убеждение, что необходимо не только читать священные тексты для спасения, но и свято соблюдать эти заповеди. Он отрицал важнейшие догматы церкви: божественность Иисуса Христа (не считал его равным Богу - Отцу), таинство крещения, поклонение иконам. Он отрицал существующую церковь, церковью он называл только сообщество единоверцев. Во многом его идеи напоминали те, которые проповедовали новгородские и московские "жидовствующие". На церковном соборе 1553 г. Матвей Башкин и его единомышленники были подвергнуты суду. Допросы вел сам царь. Собор осудил его взгляды и приговорил к заключению в Иосифо ― Волоцком монастыре. Матвей Башкин и его единомышленники были также преданы анафеме.
Самой радикальной фигурой в еретическом движении середины XVI в. был Феодосий Косой - беглый холоп, постригшийся в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре. Вокруг себя он организовал кружок монахов, отрицательно относившихся ко многим сторонам тогдашней религиозно ― общественной жизни. Критика Феодосия Косого была направлена прежде всего против внешне - обрядовой стороны религии. Считая, что эта сторона обязана своим происхождением церковной иерархии, Феодосий Косой называл обряды измышлением человеческим. Поклонение иконам и кресту он называл идолопоклонством, почитание мощей также отвергал, к таинствам относился отрицательно. Он отрицал основные догматы православия, не признавал троичности Бога. Признавая "истинность" Христа, он отрицал его божественную сущность. Он также отрицал церковь, высокую власть и проповедовал любовь к ближнему. Он призывал не повиноваться никому, кроме единого наставника - Христа. Все здание христианской церкви он разрушал. Основной сутью истинной веры полагал только моральное совершенство и "правду". Положительная сторона проповеди Феодосия Косого заключалась в стремлении восстановить христианство в его первоначальной чистоте, вернуть его ко временам апостолов. Отрицая весь современный строй и иерархию, Феодосий Косой учил духовному поклонению Богу, требовал нравственной жизни и деятельности, согласной с евангельскими заповедями. Есть данные, что феодоскане имели общины, построенные на ранних христианских коммунистических принципах. В 1555 г. Феодосию Косому, незадолго до этого арестованному, удалось бежать в Литву, где он продолжал проповедовать свое учение. Его ересь получила большое распространение среди простого народа.
Искусство. Искусство XVI в. все теснее связывает свои судьбы с интересами государства. Стремясь укрепить внутреннюю структуру государства, Иван IV проводит реформы, направленные на централизацию власти. Одновременно с этим регламентируется все искусство. За образец в архитектуре был провозглашен Успенский собор Московского Кремля, в иконописании - творчество Андрея Рублева. В результате самые отдаленные русские земли смогли воспринимать высшие достижения столичного искусства, и в какой-нибудь глухой северной деревне из-под кисти сельского мастера появлялась икона, написанная по композиции Андрея Рублева. В различных русских городах появлялись высокоразвитые местные школы. В свою очередь Москва обогащалась талантливыми мастерами из Твери, Новгорода, Пскова и др. городов.
Архитектура. В XVI в. в церковном зодчестве получает распространение новый тип храма - шатровый по образцу деревянных церквей. Один из первых и самых великолепных кирпичных памятников шатрового зодчества - церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой. Она была построена в 1530 ― 1532 гг. Василием III в честь рождения сына, будущего царя Ивана Грозного. План этой церкви совсем иной, чем план церквей византийского типа. Он представляет собой огромный, устремленный ввысь белокаменный столб в 62 м. Храм не имеет внутренних столбов. Основание храма многогранное, завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними на стройном восьмигранном основании возвышается шатер, венчающий все здание. Верх храма покрыт небольшой аккуратной главой с золоченым крестом. Напротив церкви Вознесения, в селе Дьякове, в 1553-1554 гг. Иваном Грозным была построена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Это другой тип храма XVI в. ― столпообразный. Объем церкви Иоанна Предтечи представляет собой пять восьмигранных столпов, соединенных между собой папертями. Средний ― самый большой, завершается мощным барабаном.
Вершиной же русского шатрового зодчества XVI в. является собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного), один из самых ярких и знаменитых памятников древнерусской архитектуры. Он был построен русскими мастерами Бармой и Постником в 1555 - 1561 гг. по указанию Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Штурм Казани, завершившийся победой русских войск, начался в праздник Покрова Божьей Матери 1 октября 1552 года. В память покорения Казани через три года в 1555 г. на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. В настоящее время храм известен как храм Василия Блаженного ― в честь московского юродивого, постоянно ночевавшего в одном из приделов и очень популярного в то время в Москве. Собор отличается неповторимым своеобразием. Архитектурный ансамбль собора состоит из 9 объемов, из которых центральный, в шатровом стиле, как раз и посвящен празднику Покрова Богородицы, а восемь столпообразных храмов расположены вокруг этой главной церкви по осям и диагоналям. Каждая из восьми церквей названа в честь того святого, в чей день произошло важное событие казанского похода Ивана Грозного. В плане восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, образуют восьмиконечную звезду. Восьмиконечная звезда ― напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, символизирует всю христианскую церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Центральный престол в честь Покрова Богородицы объединяет вокруг себя все остальные храмы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует покровительство и заступничество Божьей Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из них по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. Собор создает ощущение праздничности и нарядности. После прихода большевиков к власти в 1917 г. собор был закрыт, все его имущество конфисковано, колокола переплавили. В 30-е гг. XX в. существовали проекты уничтожения собора. Собор спасло личное мужество подвижника русской культуры архитектора П.Д. Барановского. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он категорически отказался это делать и обратился к высшему руководству страны. Решение о сносе собора Василия Блаженного было отменено. С 1934 г. собор является филиалом Государственного Исторического музея.
Каменное строительство приобрело в государстве такие масштабы, что в 1583 г. был создан приказ Каменных дел, объединивший всех причастных к строительству - от зодчих до простых каменщиков. Под руководством Приказа ведутся наиболее масштабные строительные работы в государстве.
Иконописание. В XVI . стала расширяться тематика древнерусской живописи. Художники чаще стали обращаться к сюжетам Ветхого завета, к назидательным притчам, к историческому жанру. Именно такими являются три иконы из ГРМ ― "Притча о слепце и хромце", "Видение Иоанна Лествичника", "Видение Евлогия". В частности, на иконе "Видение Иоанна Лествичника" изображена "лествица", путь духовного восхождения христиан ― подвижников к Богу. "Лествица" состоит из 30 ступеней духовного совершенства. На пути к Богу христиан совращают множеством искушений падшие ангелы. Тот, кто поддается искушениям, падает в геену огненную. Прошедшие этот путь награждаются венцами нетленного Царства, встречаются Христом со Ангелами и всеми Святыми.
Покорению Казанского ханства посвящена известная икона "Благословенно воинство небесного царя", другое название ― "Церковь воинствующая" (1552-1553, ГТГ). Справа показана пылающая Казань ("град нечестивых"), тремя дорогами, благословляемое Богоматерью с младенцем, направляется к Москве ("горнему Иерусалиму") многочисленное пешее и конное войско (оно же и "воинство небесного царя"). Прямо за архангелом Михаилом скачет с алым знаменем Иван Грозный. Среди войска и византийский император Константин, русские князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие. Войско встречает сонм летящих ангелов. Икона прославляет торжество христианской державы и правителя христианской державы Ивана Грозного.
Фрески. Те же изменения, что и в иконописи, происходят и во фресковых росписях. В эпоху борьбы с еретиками используется необычайно много сцен из Апокалипсиса. В росписях XVI в. часто воплощается тема преемственности власти, изображаются "предки" московских князей, начиная от византийских императоров.
Русская книга и книжная миниатюра. В связи с заменой пергамена бумагой в XV в. русская книга претерпела большие изменения. Изменения сказались в первую очередь на технике и колорите миниатюр. Краски книжных миниатюр уже не такие красочные, миниатюры становятся все больше похожи на акварель. В 1507 г. по заказу боярина Третьякова было исполнено Евангелие 1507 г. Украшал его сын Дионисия Феодосий. Миниатюры Феодосия выполнены изящным рисунком, изысканным золотым орнаментом, цвет красок в миниатюрах еще яркий и густой. Но уже в Житии Бориса и Глеба (Архив Санкт - Петербургского отделения ИРИ РАН) 20-х XVI в. рисунки выполнены легким контуром, прозрачными, похожими на акварель красками. Рукописные книги наполняются огромным количеством иллюстраций, например, "Великие Четьи-Минеи".
Появление в России книгопечатания в 1564 г. вызвало к жизни гравюру на дереве - ксилографию.
Декоративно ― прикладное искусство. В XVI в. набирают силу различные отрасли декоративно ― прикладного искусства. Лучшие мастера работали в царских и митрополичьих мастерских. Создаваемые ими произведения должны были прославлять величие царской власти.
Развивается в XVI в. и искусство литья. Умелые мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола. В XVI в. появился интересный памятник литейного искусства ― Царь ― пушка. Она была отлита мастером Андреем Чоховым в 1586 г. на Пушечном дворе в Москве. Весит пушка 40 тонн, ее длина ― 5,34 метра, калибр - 890 мм. По калибру это самая большая пушка в мире, что и предопределило ее название "Царь". Поверхность ствола пушки украшена орнаментом и рельефными надписями, одна из которых рассказывает об истории ее создания. На стволе ― литое изображение царя Федора Иоанновича - сына царя Ивана Грозного. Орудие предназначалось для обороны Московского Кремля и было первоначально установлено на Красной площади. Стрелять из нее должны были картечью. Царь ― пушка отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к боевым пушкам XVI в., но в силу исторических обстоятельств из нее не было произведено ни одного выстрела.
О высоком уровне русской резьбы свидетельствует такой памятник, как Царское место или Мономахов трон Ивана Грозного в Успенском соборе. Он был установлен 1551 г. у парадных южных ворот собора как молельное место царя. Это редчайший образец русской художественной резьбы по дереву. Деревянные стенки и дверцы трона украшены надписями и барельефными изображениями, иллюстрирующими "Сказание о князьях Владимирских", повествующие в частности, о получении киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха. Сохранилось много памятников деревянной резьбы XVI в. ― царские врата, резные иконостасы.
Мелкая пластика (резные деревянные и литые металлические иконы и кресты) достигает ювелирной тонкости, для нее характерно использование самых разнообразных материалов.
В середине XVI в. достигло расцвета художественное шитье, особенно лицевое (лицо, сюжет). К XVI в. лицевое шитье существовало на Руси уже несколько столетий и, пройдя сквозь века, оно вобрало в себя традиции славянской языческой культуры и то, что соответствовало национальному духу того времени. Мастерские художественного шитья были при монастырях, в царском дворце, при дворах известных боярских семей. В мастерских широко использовались шелковые, золотые и серебряные нити, жемчуг, драгоценные камни. Шелковые нити привозили из Персии и Китая, жемчуг для украшений - из Индии и Персии. Мастерицы шили и украшали изделия для оформления христианского культа и декоративного убранства храмов (одежды священнослужителей, подвесные пелены под иконы, покровы для алтарных престолов, завесы для царских врат и др.), для оформления торжественных церемоний (хоругви, плащаницы), праздничную одежду богатых людей. Изделия русских мастериц вывозились также за рубеж. По преданию, рукодельницей слыла первая жена царя Ивана Грозного Анастасия Романовна. В ее мастерских насчитывалось до 80 человек. До нашего времени из ее мастерской дошло несколько пелен и надгробных покровов, среди которых своим выразительным обликом выделяются покровы "Преподобный Никита Переславский" (Владимирский музей) и "Преподобный Кирилл Белозерский" (ГРМ). В 50-60-х гг. XVI в. выделяется мастерская тетки Ивана Грозного княгини Евфросинии Старицкой. Сохранилось около трех десятков произведений ее мастерской, среди них четыре известные плащаницы: (в православии плащаницы символизируют погребальное полотно, в которое было завернуто тело умершего Христа): одна хранится в музеях Московского Кремля, другая - в Смоленском кафедральном Успенском соборе, третья ― в Троице - Сергиевом монастыре (1561), четвертая - в Русском музее Петербурга (1560). Плащаница Смоленского собора - самая большая и самая лучшая по сохранности. Ее размер ― 4 х 2,5 аршин. "Положение во гроб" - как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа - плащаница была вышита в 1561 году. Княгиня Старицкая и ее сын Владимир Андреевич Старицкий были замешаны в заговоре против Ивана Грозного. Мать в 1563 г. постриглась в монахини в Горицком монастыре близ Кириллова, а сам князь вместе с семьей был насильно умертвлен в 1569 г. Плащаница, находящаяся в Успенском соборе Смоленска, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля на помин души ее матери. Из него вместе с другими ценностями плащаница была похищена французами в 1812 г. и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз, и в награду за это плащаница была пожалована Смоленскому Успенскому собору.
В XVI в. лицевое шитье начинает переживать кризис, в нем усиливается тяга к декоративности, оно стало терять свою канонически ― иконописную основу. Теряя свою религиозную основу, лицевое шитье стало развиваться в двух направлениях: с одной стороны, превращаться в драгоценное произведение декоративно - прикладного искусства, с другой, ― в живописную картину.
В XVI в. в Оружейной палате, в царских мастерских, работают лучшие ювелиры, эмальеры, чеканщики, создававшие изумительные по красоте изделия. Среди них сохранились Золотой оклад напрестольного Евангелия ― дар Ивана Грозного в Благовещенский собор в 1571 г.; золотое блюдо царицы Марии Темрюковны, золоченый ковш Ивана Ивановича Кубенского 1535 г. и т.д., ныне хранящиеся в Оружейной палате. Золотой оклад Евангелия 1571 г. замечателен тем, что мастер искусно использовал различные виды художественного декора ― тонкую филигрань, эмаль, драгоценные камни, придав тем самым произведению неповторимое своеобразие. Простотой и изяществом отличается золотое блюдо 1561 г., сделанное по заказу царя Ивана Грозного в связи с его женитьбой на дочери кабардинского царя Марии Темрюковне. Об этом свидетельствует надпись, выполненная по краю блюда. Мастер сделал блюдо небольшим, но вес его около 3 килограмм. Дно его прочеканено плоскими изогнутыми ложками, по краям - растительный орнамент. Черненый орнамент выполнен из сплава серебра, серы, свинца, красной меди. Тонкий графичный узор прекрасно оттеняет простоту изделия. И.И. Кубенский был знатным человеком, троюродным братом Ивана Грозного. В 1546 г. его постигла опала, и он был казнен, а все его имущество передано казне, в том числе и золоченый ковш. Ковш в древней Руси был одной из самых почетных наград, им царь награждал за выдающиеся деяния. Ковш Ивана Кубенского ― самый большой из известных ковшей XVI в.
В XVI в. процветала резьба по кости, особенно в крупных северных городах. Там существовали специальные мастерские, где искусные мастера изготавливали в массовом количестве иконы, кресты, рукоятки и орнаментированные пластинки для тростей и посохов, ларцы, коробочки, табакерки и терки для табака, кубки, вазы, гребни, бусы, серьги, кольца и многое другое. Использовалась мамонтовая и моржовая кость, которой так был богат Север Руси, привозилась также дорогая слоновая кость.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть