Мирного времени и доброго дня, дорогой друг!
Недавно, с небольшим опозданием от всеобщего тренда, имел удовольствие лицезреть вероломно запрещённый к показу на ТК Россия 24 тридцать восьмой выпуск Бесогона ТВ – авторской программы Никиты Сергеевича Михалкова. В рамках передачи, гуру российской режиссуры говорит на самые что ни на есть насущно-философские темы, если так можно сказать. Если быть точнее, то обсуждаются оскорбления в адрес русских людей и Русского Мира со стороны одного из известных тележурналистов. Более того, единомышленники данного гражданина утверждают, что вообще русских как народа не существует. Однако, не буду подробно уходить во всю эту философию, полагаю, что вряд ли кому-то нужно доказывать существование Русской цивилизации. Это из серии незабвенного капитана Очевидности. Ведь есть же мы, русские, ни на кого не похожие и всё тут. А с нами есть ещё 190 народностей России, плюс есть сербы и другие западнославянские народы и наше окружение из стран СНГ, которое, несмотря на всю эту геополитическую дрянь, испытывает не просто связь с Русским Миром, а является его частью. И тут брыкайся – не брыкайся. Лучше просто расслабиться и получать удовольствие от взаимовыгодного сотрудничества, которое обосновано, простите, экзистенциальной сущностью наших народов.
Вопрос не в этом. И остановится я бы хотел на другом. Где-то на четверти ролика услышал в исполнении Никиты Сергеевича примерно следующую фразу: «…Это напоминает мне ту беспрецедентную травлю молодого режиссёра Андрея Зайцева, с его прекрасной картиной «14+». Прекрасная. Нежная. Одна из лучших, по-моему, даже лучшая картина про этот возраст, где есть чувственное объяснение этого поколения, этого времени». По ушам, буду откровенен, резануло. Ну, думаю, раз уж советует классик, выделю время, посмотрю. Сел и посмотрел. Вот об этом и хотел бы рассказать.
Перво-наперво, сделаю предупреждение: без спойлеров не выйдет, ибо что-то описать «своими словами» представляется невозможным. Ну, лично для меня, по крайней мере.
Всё начинается с того, что… нам гордо демонстрируют, что на фильм дали деньги и в Минкульте, и в Фонде Кино. И, вроде бы, должно обнадёжить – но все же мы научены горьким опытом, поэтому с первых секунд стало как-то неспокойно.
Черт возьми, кто «звукари» в этом фильме?! Первая мысль, когда начинается сама картинка. Орёт в уши страшно, но, как честный зритель, просто сделал звук тише и сконцентрировался на картинке.
Сцена первая. Мама заходит к главному герою по имени Лёша в комнату, будить, вероятно, в школу. Сразу же второй раз думаешь кто работал со звуком?! Добавляя туда же сценаристов: будильник у Лёшы установлен прямиком в нечто, напоминающее музыкальный центр. Орёт штука по утрам так, что мама стареет на пару суток за утро точно. Поразительно, но несмотря на это, просыпается мальчик исключительно от фразы матери: «Леш, скутер украли».
С сего момента, повадился достать листок с ручкой и записывать «идиотизмы» данного фильма. Забегая вперед скажу, получился солидный список из 38 пунктов. Один краше другого.
Следом авторы предлагают нам окунуться в неповторимую атмосферу современной школы. Помните, как было в кровавом советском прошлом? Ну, в стране бесплатно образованных рабов? Давайте хотя бы «Гостью из будущего» вспомним, про Алису Селезнёву. Тишина на уроке, интеллигентный учитель, школьная форма. Не без лоботрясов, конечно, но они вроде как наглядно порицаются. Но так-то в утопичном совке. Сейчас – в стране свободы и всеобщего капитализма, всё куда лучше. На переднем плане злая «училка», с таким декольте, что неясно, что хуже: слушать то, что она говорит или смотреть на неё. Мало того, что «преподаватель» за 2,5 минут хронометража умудрилась раз 10 сказать слово «многочлен», так ведь услужливые детки умудрились столько же раз над ним похихикать. Ну серьёзно, дисциплина армейская! «МНОГОЧЛЕН» - «СМЕХ». Интересно, а если средний пальчик детям показать, какая будет реакция, по версии создателей фильма?
Дальше нам «раскрывают молодое поколение» через плевки на детской площадке, и через девок (простите, именно девок), которые ходят на манер братков из сериала «Бригада». Наш герой смотрит на них с обожанием, даже после того, как те зашли в магазин, и нахамив продавщице (у которой так круто нарисован фингал под глазом, что не спросить зачем он нужен её образу – невозможно), купили себе алкогольного коктейля и пошли на лавочку взрослеть. Компании главного героя Лёши, к слову, пиво не продали, поэтому те пошли куковать на «райончик» без возрастоувелечительного.
Вышеупомянутых гламурных красавиц, клеят какие-то «гопообезьянки», которых старательно подделывали под настоящих скинхедов, при этом обучающихся В ШКОЛЕ! Серьёзно, они бритые, у них нарисованы шрамы на пол того, что называют лицом обычно, одеты в черное, и когда смотрят в кадр… Ух, как страшно должно быть по сценарию, а на деле им каждый раз просто хочется дать пивка. Но вот что интересно: я один всегда думал, что настоящие скины – это нечто типа ОПГ, которых обучают, финансируют и они НЕ УЧАТСЯ В ШКОЛЕ?! Они чуть постарше что ли… Переворот на Украине школьники устроили получается?
Гениальность сценаристов… Они устроили драку стенку на стенку между двумя школами… Ну, не знаю, не знаю. Сам не сталкивался, друзья не участвовали. Этим вроде занимаются футбольные фанаты. И не за школу дерутся. И не в таком масштабе. И места выбирают побезлюднее. И зрителей вряд ли приглашают… Но не суть. Сценаристы так видят. Важно другое: там-то, на этом-то культурном мероприятии, Лёша и замечает свою будущую любовь – Вику.
Далее, конечно, нужно показать домашнюю атмосферу. Как и у всех школьников, по версии создателей фильма, у Леши проблемы в семье. Мать разведена и ненавидит папу главного героя. Она любит выпить, наорать на сына, а потом озабочено «говорить с ним по душам», показывая идиотские книжки, напоминающие камасутру для тех, кому ещё нет 18 лет. Ну что, вот оно – сексуальное образование! Интересно, есть такие, кто не увидел во всём вышеперечисленном тупой набор ванильных клише, избитых, вторичных для любого фильма штампов, раскрытых и перераскрытых в телесериалах, которые смотрят на первом и втором каналах?
Парню, между тем, обидно за такую нелёгкую судьбу-судьбинушку, и он раз за разом закрывается в своей комнате по вечерам, чтобы быть подальше от матушки. Вечернее занятие – строго одно: сидеть за компьютером и день за днём смотреть на фотки той самой Вики, которая, вероятно, всё свободное время посвящает искусству фотографии. Ещё один момент для ухмылки зрителя – это то, что Лёша водит курсором мыши по силуэту Викиного лица… Прямо-таки любовь ver. XXI век…
Главный герой, после череды неудач подойти к девушке (но хотя бы не писал ей виртуально), решает попытать счастья на детской дискотеке в школе, где учится Вика. Перед этим, правда, в школе Лёши, учитель-алкаш по литературе показывает классу х/ф «Война и Мир». Мы, о чудо, смотрим это на моменте с балом, на котором Наташа Ростова танцует с Князем Болконским. Метафора очевидна, однако на протяжении всего фрагмента хотелось сказать «не троньте классику» … Нет, серьезно, именно в этом моменте, именно в этом фильме это кажется очень неуместно.
Моё почтение, Лёша, таки подошёл к ней на дискотеке. Правда, получив после за это по голове, от всё тех же скинхедов, которые до поры до времени возненавидят Лёшу, за вероломное желание отбить самку их стаи.
Вике, правда, Лёша приглянулся. Поэтому, отправив извинятся свою самую наглую и тупую подругу, она добивается своей цели: компания мальчиков и девочек сливается воедино (видно, на нейтральной от скинхедов территории), гуляет, радуется жизни. Затянуты, правда, гульки до невозможности. Смотреть минут 10 становится тошно. Отмечу, что главному герою неоткуда было набраться правилам приличия, поэтому харкнуть с моста при стоящей рядом любви всей жизни – обычное дело. И не то, чтобы это было как в «Титанике».
Дальше череда событий. Он провожает её домой. Там их в аккурат поджидают гопники, они бегут, спасаются вначале в подъезде, потом у Вики дома. Там она знакомит его со своей странноватой, и всегда молчащей семьёй. Наконец, на выходе, она целует его… Ура, товарищи. Ещё одной молодой парой стало больше.
Что хочется сказать. Диалоги. Чтобы вы понимали, всё описанное в предыдущем абзаце состоит из действий и диалогов. Так вот герои упорно не говорят хоть сколько-нибудь распространёнными предложениями. Вот вообще. Пять слов на фразу – это предел. И ладно бы во всём этом был какой-то глубокий художественный смысл. Но! Это не добавляет ничего. Ни эмоций. Ни смысла. Ни накала. Это вообще не художественная парцелляция. Скорее, это абсолютная импотенция сценария. Посмотрите, вы поймёте о чем речь, примерно где-то час по хрону.
В ту же ночь Лёшу чуть не избили гопники, но, благодаря его стальным чреслам, он остается цел. Не буду ничего говорить про очередной штамп, относительно российской полиции. От этого уже блевать охота каждый раз, когда видишь на экране.
В след за этим, пьяная мать с не менее пьяной подругой, решают снять венец безбрачия (наверное, так это называется) с себя любимых, решив, что прячется он, подлец, в ковре, что висит прямо над Лёшиной кроватью. Прямо ночью снимают его, попутно чуть не оттоптав парню счастливое лицо, они выносят его на свалку и поджигают, радостно вопя. Что сцена дала фильму? Для чего она? Какую смысловую нагрузку несет? Я не творец, я не вижу, но я не и не понял смысла.
В конце фильма, наступает Викин день рождения. Она собирается и приходит к Лёше, пока его мама на работе. За всякими милыми детскими разговорами, Лёша предлагает выпить. Ну а что бы нет, он даже подготовился. Вишневый ликер с малиной. Наверное, вкусно. Я не пробовал. Выпив пол пузыря, герои совокупляются. Длится это минут пять в стиле этакого романтического видео, которое можно отдельно от фильма показывать педофилам – будет неплохо. Опустим реакцию мамы главного героя, которая застукала деток за грехопадением. Она (реакция) идиотская и тупая.
Проблема в том, что это всё. Половой акт – это финал, «апогей», конец картины… Вот… Как бы… Что думать-то? А дальше что? Попа на пол экрана и смех в зрительном зале? Что дальше? Смысл картины – секс?! А для чего кино-то человечеству? Для такого рода фильмов? Для них есть куча специализированных сайтов, у главных героев спросите…
А теперь возвращаясь к началу. Н.С. Михалков нам сказал, что это «потрясающий фильм молодого режиссёра Зайцева, который раскрывает новое поколение». И у меня вопрос. А что он раскрывает? Что он показывает? К чему он ведёт? Получается, к тому, что у молодых людей на уме… Один секс? Алкоголь? Драки? Ругань? Плевки? Мат?
Согласитесь, что главные герои картины – это не дружба и любовь, они показаны постольку-поскольку, они в стороне, они – второй план. Негатива больше. Положительное в фильме – как первый подснежник ранней весной… А точнее, как последний лист на осеннем дереве. Он опадёт, и останется пустой ствол. Ствол разврата, алкоголя, непослушания, неуважения, тупости, мерзости.
Так вот, уважаемый Никита Сергеевич. Мы говорили, а точнее вы говорили о том, что кто-то оскорбляет русских и Русский Мир. Кто-то прямым текстом говорит, что мы все тупые твари, которые ничего ни в чём не понимают, и лучше б мы сдохли. Но меня хамство так не задевает. Меня задевает вот такое наглядное, больное, извращённое представление меня лет 7 назад, наших современных российских подростков, их родителей, учителей, друзей, подруг, любимых. Мы сами, во главе с режиссёром Зайцевым, при поддержке Министерства Культуры России и Фонда Кино вылили на себя стотонную бочку отборных помоев. Для чего мы это делаем с такой завидной регулярностью? Неужели наш кинематограф считает своего зрителя таким быдлом, что снимает для него и показывает ему подобную дрянь? Хорошо, посмотрите на сборы. «14+» не окупил даже и половины затраченных денег. $500 тыс. выдали, отбили $174 тыс.. Ведь позорище… Видно же, что не хочет зритель это смотреть. Прям капитализм. Спроса нет.
И дело тут даже не в том, что «14+» – это просто плохое кино. Плохое и по сценарию, и по режиссуре, и по игре актёров, и по собственной естественной вторичности. «14+» – это ещё и кино откровенно русофобское. Это в очередной раз сбор всех возможных клише о нашем народе: водка, менты, гопники, родители-алкоголики, дети-алкоголики и т.д.
Не кажется ли тебе, дорогой читатель, что фильм «14+» – гораздо большее оскорбление для всех русских людей, чем комментарии в твиттере от всяких идиотов? Мне вот кажется. Поэтому лицемерие разного рода «Бесогонов», которые гонят исключительно тех бесов, которых нужно, мне непонятно.
Странное дело. Бесогон обычно собирает не более 100 тыс. просмотров на youtube. «Запрещенный выпуск» собрал около 2 млн. Неплохо его отпиарили, причем, по-видимому, бесплатно. Я согласен, с тем, чтобы русский народ защищали всеми возможными мерами. Я сам это, как видите, делаю. Но я против, чтобы на двухмиллионную аудиторию, давали рекламу на подобную дрянь, типа фильма «14+».
Никита Сергеевич, на чьей же вы всё-таки стороне? То вы говорите 40 минут в защиту Русского Мира. И в этом же ролике поддерживаете русофобское кино. Как-то непонятно…
Владислав Гурджи
Комментарии читателей (1):
Михалков по своему положению находится в самом центре бесовского круговорота, из которого как из "чёрной дыры" не может выйти Свет. Ну разве что использовав энергию бесовщины, подать лучик правды во внешний мир.
Как знать? Бесогон про Ельцина дорогого стоит. И за Победу пришлось заплатить не только колючим венцом... А вдруг, Бог даст, появится выпуск о "Путин-центре"?