Выступая на заседании Тихоокеанского совета по международной политике, госсекретарь США Джон Керри заявил, что сотрудничество Москвы и Вашингтона по урегулированию кризиса в Сирии имеет большое значение, однако вызывает недовольство ряда государств, не уточнив при этом, что это за страны. Вместе с тем, можно предположить, что ими являются, в частности, Турция, Саудовская Аравия и, вероятно, Катар.
Созданная под эгидой Эр-Рияда «антитеррористическая» коалиция против Исламского государства, в которую вошли 34 государства, в том числе и Катар, фактически канула в Лету, оказавшись громким, но пустым и неэффективным проектом. С самого начала войны в Сирии эти три страны активно способствовали смене законного, но неудобного режима Башара Асада, поддерживая «умеренную оппозицию», хотя «умеренность» ее взглядов, конечно, весьма условна. Одной из ключевых целей суннитских монархий была попытка передела нефтегазового рынка посредством прокладывания газопровода из Катара в Европу через территорию Сирии и ослабление конкурента в лице России. Кроме этого, Сирия в значительной степени воспринимается, своего рода, «воротами» в Иран, отперев которые суннитские режимы рассчитывали сломить своего геополитического противника.
Катар, Саудовская Аравия и Турция, преследуя собственные интересы, помогали боевикам ИГ посредством финансирования, вооружения, предоставления возможностей для лечения раненных террористов. В этом контексте становится понятным недовольство Дохи, Эр-Рияда и Анкары сотрудничеством США с Россией, юридически правомерное военное вмешательство которой позволило существенно ослабить и потеснить исламистов в Сирии. Помимо этого, такое недовольство сторон вызвано и другими шагами Вашингтона.
Так, например, саудиты активно критиковали позицию США по вопросу Ирана, которая позволила начать процесс вывода страны из жесткого санкционного режима. Турция выказывала недовольство решением США о признании организации «Братья-мусульмане» террористической и, напротив, непризнанием таковой партии сирийских курдов «Демократический союз».
США, в свою очередь, находятся в непростой ситуации. Во-первых, решительные действия Москвы в Сирии показали, что Россия не только способна отстаивать свои национальные интересы, но и готова возвращать утраченную роль в ближневосточном регионе. Очевидные успехи Москвы заставили США признать, что отказ от сотрудничества с ней мог бы оставить Вашингтон непричастным к «победе над ИГ», а значит еще больше ослабить его позиции в регионе. Во-вторых, поддержка союзников, которые в значительной степени способствовали становлению ИГ, негативным образом сказывается на репутации США и противоречит объявленной ими войне против терроризма.
Примером может служить определенное дистанцирование Вашингтона от Анкары, проводящей непродуманную и агрессивную политику. Наконец, упоминание госсекретарем Керри недовольных сотрудничеством США с Россией могло иметь определенный подтекст: в отношении Москвы это мог быть намек на то, что несмотря на встречаемое противостояние Вашингтон готов вести диалог по столь важной проблеме; в отношении других стран – намек на то, что США будут проводить выгодную им в настоящее время политику вне зависимости от мнения иных, даже союзных, государств.
Кабасакалова Мария Георгиевна - магистр в области международных отношений, эскперт по внешней политике США и российско-американским отношениям (Россия)
Комментарии читателей (0):