С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации началось формирование многих политических институтов: системы выборов, институтов представительной власти, парламентаризма и других. В результате перехода от плановой экономики к рыночной, провозглашения свободы индивида в экономике, в России формировался олигархический капитал и происходил процесс его сращивания с властью. Это привело к использованию незаконных форм лоббирования интересов крупного бизнеса во власти. А дальнейшее усиление государственного влияния обострило отношения и спорные моменты между бизнесом и властью.
Россия относится к тем странам, которые не признали лоббизм на законодательном уровне, многие законопроекты о регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти были сняты с рассмотрения. Возможно поэтому, лоббизм приобретает на деле негативный характер и в сознании российского общества ассоциируется с коррупцией, взяточничеством.
По своей сути, данное понятие несет в себе несколько иную окраску. Политологический словарь даёт определение лоббизму как «деятельности социальных групп, отстаивающих свои особые политические интересы; группы давления на органы законодательной и исполнительной власти».
Описанная в данном определении деятельность не фиксируется российским законодательством. Поэтому данной сферой приходится заниматься различным институтам, которые рассматривают деятельность той или иной компании и публикуют различные материалы по лоббизму. Наиболее популярная сфера связанная с нефтью. Поскольку потому что экономика России непосредственно связана с нефтью, а также это та сфера, которая максимально приближена к государственной власти.
Каждая компания, ведущая свой бизнес, сталкивается с множеством проблем, напрямую или косвенно связанных с законодательной, правовой, публичной или финансовой сферой. Развитие бизнеса в России – не исключение. Заметна тенденция, что в российских нефтяных компаниях всегда представлены лица, связанные с государственным аппаратом. К тому же, компании тесно сотрудничают с государством. А если взять тот факт, что именно они приносят в казну РФ большую часть дохода от национальных ресурсов, и платят большие налоги, для государства важно существование таких нефтяных корпораций.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Представим краткую характеристику наиболее крупных нефтяных компаний России:
«Роснефть» – государственное предприятие, созданное в 1993 г. (с 1995 г. преобразовано в ОАО). Осуществляет свою деятельность в России и за рубежом, является лидером российской нефтепереработки. Компания занимает лидирующие позиции в освоении российского континентального шельфа и реализует стратегию устойчивого роста добычи нефти, внедрения новых технологий. Важная черта Роснефти - наличие собственных экспортных терминалов в Находке, Де-Кастри, Туапсе и Архангельске. Важно отметить, что корпорация является крупнейшим налогоплательщиком РФ, и включена в перечень стратегических предприятий страны.
Ключевые фигуры в руководстве «Роснефти» (Совет директоров - СД):
Игорь Сечин – президент компании с 2012 г., ранее занимал должности заместителя руководителя Администрации Президента РФ (2000-2004 гг.), помощника президента (2004-2008).
Андрей Белоусов – председатель СД с 2015 г., бывший директор Департамента экономики и финансов РФ, Министр экономического развития, в настоящее время – помощник президента.
Александр Новак – член СД с 2015 г., а также министр энергетики с 2012 г.
«ЛУКОЙЛ» – государственный нефтяной концерн, созданный в 1991 г. В 1993 г. на его базе было создано ОАО НК «Лукойл». Занимается добычей и переработкой нефти, добычей газа. Ведет свою деятельность в России и за рубежом (около 16 проектов). Имеет терминалы по транспортировке в нескольких российский портах, а также в Каспийском трубопроводном консорциуме (Казахстан).
Валерий Грайфер – председатель СД с 2000 г., с 1985 г. был заместителем Министра нефтяной промышленности СССР. Постоянный член СД Лукойл с 1996 г.
Игорь Иванов – член СД с 2009 г., бывший министр иностранных дел (1998- 2004 гг.), секретарь Совета безопасности (2004-2007 гг.).
«Газпром-Нефть» – с 2006 г. контрольный пакет акций ОАО «Сибнефть» приобретен Газпромом. Компания была переименована в ОАО «Газпромнефть». Вертикально-интегрированная нефтяная компания, занимается разведкой, разработкой месторождений нефти и газа, переработкой с бытом нефтепродуктов.
Алексей Миллер (председатель СД) – с 2001 года является председателем правления ОАО «Газпром», бывший заместитель Министра энергетики РФ (2000-2001).
Александр Дюков - генеральный директор с 2008 года.
«Сургутнефтегаз» – в 1977 г. присвоен статус многопрофильного производственного объединения, а в 1993 г. преобразовано в ОАО. Компания с большим опытом, в 2014 г. старейшему в структуре акционерного общества «Сургутнефть» исполнилось 50 лет. Компания занимается разведкой, добычей, переработкой нефти и газа и выработкой продуктов.
Владимир Богданов – генеральным директором.
Вячеслав Никифоров – заместитель генерального директора, курирует взаимодействие с органами государственной власти
Адам Амирилаев – в 1992 г. замначальника дочерней компании «Роснефть-Дагнефть». В 2007 г. был избран депутатом Госдумы V созыва.
Представительство на руководящих должностях в компаниях нефтяного сектора экс-чиновников наводит на мысль, что они напрямую могут иметь влияние и лоббировать свои интересы через госаппарат. Рассмотрим примеры того, как члены советов директоров, бывшие или действующие, могут влиять на принимаемые политические решения:
Геннадий Селезнев – депутат Государственной Думы РФ нескольких созывов (1995-2007 гг.), согласно региональным СМИ «Сургутская Трибуна», поддерживал дружескую связь с директором «Сургутнефтегаз» Владимиром Богдановым. В интересах компании поддержал прохождение законопроекта «О внесении изменения в статью 42 Федерального Закона «Об акционерных обществах» касательно источников средств выплаты дивидендов».
Весной 2015 г. президент «Роснефти» Игорь Сечин повсеместно с главой «Интер РАО» Борисом Ковальчуком, предложили Владимиру Путину план по финансовому спасению компании «Ленэнерго» за счет 30 млрд руб. из средств государственного «Роснефтегаза».Об этом сообщал пресс-секретарь президента.
Можно привести много примеров, взятых из СМИ, или сравнить какие посты занимают помимо членства в компании разные директора, акционеры и т.д. Но чтобы разобраться в отношениях бизнеса и государства следует работать над созданием такого механизма, который бы обеспечивал легитимность в действиях обоих сторон. Один из важных компонентов данного механизма должен быть закон о правовом регулировании лоббистской деятельности в России. Он мог бы способствовать уменьшению коррупционной деятельности. Также он бы обеспечивал большую прозрачность в принятии решений, а также способствовал росту доверия российского общества к бизнесу и к правительству.
Алина Дружкова - эксперт по нефтяному лоббизму и роли ТНК в мировой политике
Комментарии читателей (0):