«Кому приходит в голову, - писал академик И. А. Орбели, -, что причинивший так много огорчений крестоносцам Саладин – курд, что славные в истории Армении и Грузии, славные не только как полководцы, но и как строители культуры, князья Долгорукие – курды по происхождению, что курдами были и соперничавшие с Грузией по борьбе за сложение государственности на Кавказе и правившие в Иране Шеддадиды, что наполовину курдом был писавший по-персидски великий поэт Низами». Всех великих людей, перечисленных выше, породила курдская женщина. И мне хотелось бы рассказать о них, воинственных, целеустремленных и в то же время нежных. О наиболее известных курдских женщинах. Надо сказать, что национальный лидер курдского народа – Абдулла Оджалан – неоднократно выступал за соблюдение прав женщин, за развитие личностных качеств в женщине: «Женщину должны видеть везде, и голос женщины должен звучать повсюду. Если бы не тысячелетняя борьба женщин за свое освобождение, наши матери, жены, дочери и сестры до сих пор оставались бы рабынями».
Лейла Зана
Первая героиня статьи– одна из наиболее знаковых фигур курдской политики, женщина, которой я восхищаюсь – великая Лейла Зана, известный политик и правозащитница из Турции. Лейла известна и тем, что дважды выступала в турецком парламенте на родном курдском языке (в 1991 году и в 2015 году), что является запрещенным в турецком законодательстве. «Я приношу эту присягу ради братства между турецким и курдским народами» - именно эта фраза, призывающая к миру и братству, стала роковой для Лейлы.
Уже в тот момент парламентарии разразилась криками: «Что это значит? Кто смеет говорить в парламенте Турции на другом языке? Сепаратистка! Террористка! Арестуйте ее!». 15 лет тюремного заключения по обвинению в государственной измене и попытке разделить народ получила Лейла за свою речь. Это вызвало международные протесты. Зану поддержали правозащитная организация «Amnesty International» и Европейский суд по правам человека, которые протестовали против приговора. Лейла Зана получила Премию Сахарова от Европейского парламента. Премия Андрея Сахарова «За свободу мысли» вручается за достижения в сфере защиты прав человека. После давления со стороны ЕС, Лейла была освобождена из заключения в 2004 году, после 10 лет тюрьмы.
В 2015 году Лейла Зана снова вызвала ярость со стороны турецких националистов в Великом Национальном Собрании в Анкаре, когда произнесла вторую клятву к присяге, содержащую фразу на курдском языке. В связи с этим поступком Тайип Эрдоган отказал ей во встрече, поскольку ее клятва не была принята. В настоящее время Лейла продолжает свою политическую деятельность во имя интересов курдского этноса.
Беназир Бхутто
А знал ли кто-то, что первая в новейшей истории женщина — глава правительства мусульманской страны – Беназир Бхутто – являлась дочерью курдянки (ее мама – Нусрат Бхутто – курдянка из Ирана). Выросшая в старейшей аристократической семье, Беназир стала первой женщиной, занимавшей пост главы Правительства в Пакистане.
Родители дали Бхутто европейское образование, воспитывали свою дочь вовсе не так, как принято в исламских странах, прочили дочери карьеру в парламенте, а с 1977 года Беназир стала помощником отца.
Успехи Бхутто очень значительны:
- она смогла наладить отношения с давним противником страны — Индией,
- национализировала нефтяные месторождения
- развернула финансовые потоки на осуществление социальных программ
- ввела бесплатное здравоохранение и образование
- в результате предпринятых ею реформ неграмотность среди населения страны снизилась на одну треть,
- в бедные села и деревни проведены электричество и питьевая вода.
Насколько стремительно она вошла в политическую среду Пакистана, настолько быстро и ушла – как из политики, так и из жизни. После возвращения из 10-летней ссылки, в 2007 году на Бхутто было совершено второе и уже смертельное покушение.
Беназир Бхутто вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самый популярный международный политик 1996 года, ей была присуждена почетная докторская степень Оксфордского университета, французский орден Почетного легиона и множество других наград.
Виан Дахиль
Виан Дахиль, общественная деятельница, депутат иракского парламента, посвятившая себя борьбе за права этнических меньшинств.
Женщина, ставшая известной после августовских событий 2014 года, когда ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в России - прим. ред.) открыло настоящую охоту на этноконфессиональные меньшинства в Ираке. Тысячи людей были убиты в ходе религиозных чисток, более 4 тысяч представительниц курдского езидского религиозного меньшинства попало в плен «Исламского государства. Дахиль выступила с эмоциональной речью, призывающей обратить внимание на ситуацию, в которой оказались представители курдского религиозного меньшинства-езиды, и спасти их от геноцида. Она единственная, кому удалось привлечь внимание Запада к проблеме езидов, и внимание ИГ к собственной персоне. Боевики ИГ ведут планомерную охоту на женщин-политиков и активисток, и Виан, пожалуй, мишень номер один. В 2014 году Виан Дахиль стала лауреаткой премии имени Анны Политковской за свою деятельность по защите курдского религиозного меньшинства-езидов и иракских женщин. Виан Дахиль:
Виан Дахиль: «Я работаю 24 часа в сутки не потому, что я член парламента. Я делаю это, потому что я Виан». Виан награждена международной премией в области защиты прав женщин 2016 года.
Надиа Мурад
Еще одна представительница курдского религиозного езидского меньшинства – о которой не сказать не возможно – Надиа Мурад. Это не карьеристка, не политик, не девушка, добившаяся высоких результатов в профессиональной деятельности. Надия – курдянка, которую смело можно вознаградить Нобелевской премией мира.
Надия Мурад – 21-летняя девушка, выросшая в курдском строгом религиозном езидском обществе, которая испытала рабство исламистов ИГИЛ. 16 декабря 2015 Надиа Мурад Баси Таха выступила на заседании Совета безопасности ООН в Нью-Йорке. Ей хватило смелости детально рассказать обо всех ужасах жизни с террористами и призвать мировое сообщество спасти женщин и девушек от насилия. Она находилась в рабстве у боевиков «Исламского государства» три месяца, вскоре сбежала. Надию Мурад еще и можно назвать символом курдского великодушия: несмотря на то, что она потеряла всю семью и родственников, несмотря на насилие исламистов, на все ужасы 3 месяцев жизни молодой девушки, в Надие не зародилось зерно ненависти к Исламу и арабскому миру, как это обычно бывает после заточения и страданий в рабстве. Более того, Надиа Мурад стала официальным представителем пострадавших от ИГ женщин и девочек.
После выступления члены Совбеза ООН приняли единогласное решение о передаче дела о геноциде езидов в международный уголовный суд.
Гулан Авджин
Еще один символ великодушия курдской идентичности - Гулан Авджин.
Это депутат курдского происхождения, член шведской «Народной партии».
11 марта 2010 года Парламентом Швеции в ходе драматичного 5 часового процесса дебатов и голосования с минимальным перевесом в один голос была принята резолюция о признании Геноцида армян в Османской империи. Решающим голосом в этом историческом голосовании стал голос курдянки Гулан Авджин, проголосовавшей «за» вопреки позиции членов партии. Еще один факт курдского великодушия: рискуя своей политической карьерой и выступая против программы своей партии, Гулан сыграла переломную роль в признании геноцида армян. В отличие от наших «дружественных соседей». Когда в созданной в армянском парламенте Национальной комиссии Армении встал вопрос о признании геноцида езидов относительно трагедии в Синджаре, Армения выдала отказ, объяснив это тем, что законопроект политически не выгоден для республики. Хотя, скажем, тот же Европейский парламент резолюцию принял, включив в нее христианские группы, ассирийцев и езидов.
Более того, Армения сыграла свою доминирующую роль в возгорании религиозной розни в курдской среде, не признавая езидов как религиозное меньшинство в составе курдского этноса, а напротив, отделяя часть от целого. В Курдистане по квоте работает армянский депутат на 2 тысяч проживающих армян, а в Армении на 40 тыс. курдов не приходится НИ одного курдского депутата. А судьи кто? Судьи – читатели. Делайте выводы сами.
Цветы Курдистана – женщины – пешмерга
Говоря о курских женщинах, я не могу не упомянуть женщин – пешмерга. После израильской армии ЦАХАЛ, курдские отряды – единственные с таким количеством женщин в составе. Стоит отдельно сказать о курдской женщине как об объекте в контексте женского вопроса на Ближнем Востоке. Курдянка – одна из немногих женщин на Востоке, идеально сочетающая в себе как женственность, нежность и материнские качества, так и героизм вкупе со способностью держать оружие. Курдянка (даже из самой консервативной среды) никогда не закрывает лицо, в курдском обществе всегда царит демократия. Курдянка на Ближнем Востоке – это почти революция, такого прежде не было, да и во многих местах до сих пор нет. В одной из своих книг Абдулла Оджалан писал: «Если мы хотим построить новое общество, то нам следует помогать развиваться женщинам. Если женщина порабощена, то и мужчина тоже». Сказанные еще в 2008 году слова национального лидера, сегодня, спустя уже 8 лет, реализовали себя в борьбе курдянок с «Исламским государством».
И надо сказать, вполне успешной и результативной борьбе!
Сирийский Курдистан отличился особой активностью курдянок в политической и социальной жизни страны и особенно явна она - в войне в Сирии. В сирийской армии (Отряды народной самообороны, курд. Yekîneyên Parastina Gel, YPG) воюет 40% женщин, около 15000 курдянок. Сирийский Курдистан (по-курдски Рожава) представляет собой хорошо организованное взаимокоординированное самоуправление тремя кантонами (Африн, Джезире, Кобани), в которых созданы в том числе и женские кооперативы, и женские академии. В де-факто существующей автономии поощряется принцип сопредседательства (co-presidency), когда должность разделяется между мужчиной и женщиной. Курдский Рожава – идеальный образец гражданского существования без ресурсообеспечения государства. И свою значительную роль в этом сыграли именно курдянки.
Таким образом, курдские женщины – это лик курдской нации. Стереотипно мыслящие круги ошибочно думают, что женщина на Ближнем Востоке – порабощена. Я искренне надеюсь, что указанные личности станут достаточным доказательством того, что как минимум в курдской среде ближневосточная женщина развивается наравне с мужчиной.
Комментарии читателей (1):