Россия является энергетической сверхдержавой, имея огромные запасы нефти и газа. Несмотря на рост несырьевой доли в общем объёме экспорта, нефть и газ продолжают играть значительную роль в деле наполнения бюджета. По этой причине Россия заинтересована в наличии надёжных покупателей, а в настоящее время основными потребителями российского голубого топлива являются страны Европы. И, конечно же, совсем не в интересах нашей страны, чтобы на европейском рынке газа у России появлялись новые серьёзные конкуренты.
Но число желающих продавать свой газ европейцам не убывает: Азербайджан, Иран, Катар, даже США со своим дорогим сжиженным газом постоянно пытаются занять серьёзную долю на рынке Европы. Да и европейцы, боясь энергетической зависимости от России, не против диверсифицировать поставки голубого топлива. Недавно Европейская комиссия дала добро на строительство Трансадриатического газопровода (TAP), который должен тянуться из Азербайджана. И это несмотря на нарушение Третьего энергопакета, на который любят ссылаться евробюрократы при взаимоотношениях с Газпромом.
Стоит ли ожидать, что газопровод TAP в ближайшей перспективе сможет перекроить энергетическую карту Европы и больно ударит по российским доходам от продажи газа? Расслабляться в ближайшее время "Газпрому", а также Минэнерго точно не придётся, но по ряду причин, приведённых ниже, можно полагать, что большой беды не случится. А вот эти причины:
1. Разворот на Восток. Трубу из Азербайджана планируют запустить только в 2019 г. Но с учётом того, что сроки появления азербайджанского газа в Европе не раз сдвигались, можно с определённой долей уверенности ожидать начало работы газопровода позднее 2020 г. Учитывая, что в 2017 г. планируется завершить строительство газопровода «Сила Сибири», а в 2019 г. начать по нему поставлять газ в Китай, Россия к моменту запуска TAP обезопасит себя от какого-либо ощутимого падения спроса на свой газ.2. Недостаточные объёмы у конкурента. Мощность газопровода, по которому голубое топливо будет поставляться в Европу — 10 млрд кубометров в год. Поставки российского газа в Европу составят не менее 130 млрд кубометров в год. Одного азербайджанского газа будет маловато, чтобы удовлетворить потребности европейцев.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Правда, стоит отметить в этом пункте некоторые важные моменты. Несмотря на то, что азербайджанского газа для Европы мало, ЕС через Южный газовый коридор (частью которого, вероятно, станет TAP) планировал к 2020 г. увеличить поставки до 45 — 90 млрд кубометров газа, ради того, чтобы уменьшить зависимость от российского топлива.
Сделать это будет возможно, если к проекту подключатся другие газодобывающие страны — в первую очередь, Иран, Туркмения, Ирак. Здесь возможны и другие участники. Вероятность реализации этих планов к 2020 г. крайне мала, но в следующее десятилетие вполне возможна. Поэтому было бы полезным заинтересовать возможных поставщиков газа (в первую очередь, Иран), в иных проектах, не относящихся к Европе. Более подробно об этом в следующем пункте.
3. Газовый ОПЕК. Планы планами, а реализация такого амбициозного проекта, как Южный газовый коридор требует немалого финансирования, использования высоких технологий и времени. Только вылезший из-под санкций Иран в лучшем случае ещё года 2-3 будет выходить на серьёзный уровеньдобычи газа. Затем трубопроводы из Ирана нужно строить, а для этого без серьёзных инвестиций не обойтись. Насколько безопасны инвестиции в Иран, при условии, что это не самый лучший друг США? Звёздно-полосатые партнёры в плане введения санкций действуют безо всякой логики. Вот с Кубой, к примеру, отношения улучшать вроде начали, а санкции продлили. В общем, не каждому инвестору такая неопределённость по душе.
Да и о маршруте газопровода договариваться надо. Зачем тому же Ирану лишние посредники в виде Азербайджана и Грузии, когда можно напрямую трубу в Турцию тянуть? Пока все возможные участники друг с другом договорятся, найдут финансирование и построят трубопровод — пройдёт немало времени. К тому же стоит учесть, что серьёзное увеличение предложения газа в Европу с большой долей вероятности уронит цену на голубое топливо. Вряд ли Иран заинтересован в низких ценах на газ. Напротив, Иран как и Россия заинтересован в достаточно высокой цене на голубое топливо. И всё это при плодотворном взаимодействии двух наиболее крупных газодобывающих стран сделать возможно. Для этого на базе ФСЭГ нужно организовать полноценный газовый картель наподобие ОПЕК, чтобы страны-экспортёры могли контролировать цену на газ. Ну и договориться о рынках сбыта, чтобы не ронять цену. Рядом с Ираном расположены крупные потребители — Пакистан и Индия. Протянуть туда газопровод и продавать по хорошим ценам свой газ для Ирана проще и выгоднее, чем сбивать цену на европейском рынке.
4. Ключевое звено газового коридора — Турция. Не самый очевидный, но вполне возможный фактор, который может все амбициозные планы Европы по снижению зависимости от российского газа осложнить. Так уж получается географически, что ключевой страной-транзитёром для Южного газового коридора является Турция. Власти Турции, в свою очередь, в последнее время проводят весьма своеобразную, а временами, мягко говоря, неадекватную политику.
Сегодня предпосылки для нестабильности в Турции есть, но серьёзно пока ещё не воспринимаются. Хотя и Сирия некоторое время назад казалась вполне безопасной страной. Попытки силой подавить любое несогласие руководством Турции рано или поздно могут вылиться в массовые протесты, которые, в свою очередь, имеют возможность стать катализатором для более серьёзных процессов. Достаточно уже только обострения одной курдской проблемы, чтобы сделать территорию Турции не самым подходящим местом для транспортировки газа.
Можно, конечно, провести трубу по дну Чёрного моря, как это планировалось с Южным, позднее Турецким потоками. Но это дополнительные деньги и строительство будет длиться дольше. Так что при серьёзной нестабильности в Турции проект Южного газового коридора вслед за «Набукко» могут прикрыть до "лучших времён".
Кстати, не так давно компании «Газпром», Edison и DEPA подписали меморандум о поставках газа в Грецию и Италию «через третьи страны» в рамках проекта «ITGI Poseidon». Меморандум, конечно, оставляет много неясного в отношении этих самых «третьих стран», на роль которых больше всего подходят Болгария с не очень самостоятельным, либо Турция с не слишком адекватным руководством. Но в любом случае, можно предположить, что некоторые наши европейские партнёры больших надежд на Южный коридор не возлагают и хотят подстраховаться поставками газа из России.
Комментарии читателей (2):
Все разговоры о "зависимости ЕС" от рус-газа - это пока спекуляция, т.к. пока доля этого газа здесь не поднималась выше 30% - не бог весть какая монополия. Бывали и побольше. Это два.
Россказни про Набукко и т.п. - это сказки для психического давления на Газпром. Нет у них ни денег, ни времени на такие трубы. Пока. Это три
Кстати, труба из Азерии в Турцию пока только одна и диаметр у нее только 90 см, как я слышал. А это только 8 млрд. кубов в год. При том, что только сама Турция одного русского газа кушает в 4 раза больше. А если хочется, чтобы этот газ еще и русских вытеснил, то понадобится чуть не 150 млрд. кубов, а это 3 (три) Северных потока !!!
У Газпрома минимум 4-5 лет в запасе для создания труб на Дальний Восток. Просто сопли жевать не надо и всё получится. А вот в треугольнике Турция-Ирак-Сирия нужно помочь амерам заварить такую кашу, чтобы кипение не закончилось и за 20 лет. А еще неплохо басмачей на Катар и саудов канализировать. Но чтоб не быстро, а с чувством, с толком, с расстановкой. На долгие годы. Чтоб горели здесь даже пески.
Главное эффективненьких собственничков не подпускать или подпускать в аптекарских количествах.