18 января заместитель секретаря Совета Безопасности РФ Евгений Лукьянов, комментируя утвержденную президентом России Владимиром Путиным новую редакцию Стратегии национальной безопасности страны, заявил, что Россия стремится к преобразованию Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в универсальную международную организацию, способную противостоять широкому спектру угроз.
По мнению многих экспертов, путём наращивания взаимодействия с партнёрами в рамках объединений БРИКС и РИК, Шанхайской организации сотрудничества, АТЭС, "Группы двадцати" и других международных институтов, правительство России рассчитывает повысить значимость Организации на международной арене.
В действительности же заявление заместителя секретаря Совета Безопасности РФ рассчитано на внутреннюю аудиторию и никаких структурных и функциональных изменений за собой не повлечет.
Аналогичное заявление уже делалось 10 лет назад – в 2006 году о преобразовании ОДКБ в международную универсальную организацию заявлял генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. Очевидно, что эта попытка повысить международный вес Организации не удалась, и поэтому на сегодняшний день ни НАТО, ни ООН не считают ОДКБ реальной международной структурой. Для них она скорее внутренняя структура СНГ. Более того, Североатлантический альянс не только не признает ОДКБ, но и ведет диалог исключительно с национальными правительствами.
Несмотря на мнения некоторых аналитиков о том, что ОДКБ не является классической международной организацией, согласно общепринятой научной классификации Организацию договора о коллективной безопасности все же можно считать международной и универсальной с момента ее основания. Ведь международной признается та организация, которая создана в соответствии с международным правом и на основании международного договора и в состав которой входит более трех государств-членов. Универсальной – так как предназначена для решения широкого спектра задач, таких как: обеспечение национальной и коллективной безопасности, углубление военно-политического взаимодействия и интеграции, координация внешнеполитических позиций по международным и региональным проблемам безопасности, становление многосторонних механизмов сотрудничества, включая военную составляющую, развитие сотрудничества по противодействию современным вызовам и угрозам безопасности, таким как международный терроризм, наркотрафик, нелегальная миграция, международная организованная преступность, информационная безопасность и кибербезопасность, осуществление военно-технического сотрудничества.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Однако очевидно, что и в этот раз попытка повышения значимости ОДКБ на международной арене будет провальной. И причиной этому будет не слабая интеграция с другими международными организациями, а в первую очередь – огромное число нерешенных внутренних проблем Организации.
Особенно это касается координации внешнеполитических позиций по международным и региональным проблемам безопасности. Несмотря на многочисленные заседания и обсуждения, единого мнения по ключевым событиям так и не было выработано, и этому масса примеров. Так, это касается ситуации в Нагорном Карабахе – когда позицию Армении, члена ОДКБ, не поддержал ни один из союзников по военно-политическому блоку. Аналогичная ситуация со сбитым турецкими военными российским бомбардировщиком – Кремль не получил ожидаемой поддержки, а отдельные эксперты и вовсе заявили, что «некоторые партнеры России по ОДКБ готовы оправдать Турцию». То же самое можно сказать и о ситуации в Украине – в момент обострения отношений между странами-соседями Казахстан подливает масло в огонь и оказывает поддержку не союзнику по блоку, а Украине. В последние годы Казахстан и Украина наладили тесное военно-техническое сотрудничество и планируют совместное производство беспилотников, самолетов, БРТ-4, а также ремонт тяжелой бронетехники на мощностях «Семей инжиниринг». И это только самые яркие примеры отсутствиякоординации внешнеполитических позиций за последний год.
Что касается развития сотрудничества по противодействию современным вызовам и угрозам безопасности, то тут возникает вопрос определения угроз. Для Беларуси и России расширение влияния зоны НАТО на Восток и увеличение воинских контингентов в Прибалтике и Польше является угрозой национальной безопасности, а другие государства-члены ОДКБ, в свою очередь, в рамках Организации никак не реагируют на подобное наращивание военного потенциала НАТО.
Проблем внутри ОДКБ много и решать их надо путем реструктуризации органов управления и оптимизации деятельности Организации. И только преодолев внутренние противоречия и трудности, ОДКБ сможет оказать противодействие современным вызовам и угрозам и тем самым повысит свою международную значимость, но никак не наоборот.
Комментарии читателей (1):