Президент Польши побывал в пятницу, 28 августа, с однодневным визитом в Берлине и провел там «разведку боем». Немцы с настороженностью ждали этой встречи. Ключевым вопросом для них было: столкнутся ли они в лице Дуды с политической реинкарнацией польского президента Леха Качиньского, который испортил в свое время отношения с Германией. Оказалось, что его преемник, хоть тоже из партии «Право и Справедливость» (PiS), но все-таки не такой. Вместе с тем, Дуда показал, что у него есть своя повестка польско-немецкого диалога, не совпадающая с видением Берлина. Поэтому реакцию немецкой прессы на визит польского президента в целом можно описать двумя словами — расслабление и разочарование.
На портале президента Польши на момент написания этой статьи было два сообщения Польского агентства печати (РАР) о визите Дуды в Берлин, где говорилось о его интересе к тому, чтобы польские дети в Германии учили польский язык, а также информация о повестке переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель — безопасность, НАТО и беженцы. На портале немецкого коллеги президента Польши размещена приветственная речь Йоахима Гаука, в которой тот больше говорил о прошлом и мало о настоящем и будущем. А на портале канцлера информация о визите Дуды и вовсе отсутствует. Между тем, по сведениям либерального польского ежедневника Gazeta Wyborcza, разговор между Меркель и Дудой был непростым. «Встреча была немного прохладной, госпожа канцлер, как это водится, выложила карты на стол», — рассказал изданию один из дипломатов, присутствовавших на встрече. Камнем преткновения между Варшавой и Берлином является вопрос о беженцах. По данным ООН, с начала этого года в Европу прибыло около 300 тысяч мигрантов. По прогнозам, до конца года их численность составит в пределах до 1.000.000 человек. Германия предполагает, что большая часть беженцев останется у нее, и это Берлин не особенно устраивает. Немцы хотели бы распределить ответственность между членами Европейского союза, что значит — Польша тоже должна принять и кормить мигрантов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 01.09.15 Без паники, или Мир нефти в эпоху низких цен / Александр Запольскис
- 01.09.15 Польшу и Прибалтику предупредили: базы НАТО только в обмен на беженцев / Станислав Стремидловский
- 29.08.15 Карабахский лабиринт: кто препятствует сближению России и США? / Станислав Тарасов
- 28.08.15 США и Китай против России — или Россия и Китай против США?
Однако как раз этого Варшава делать не хочет. Во время разговора с Гауком польский президент объяснил это тем, что на Украине идет война, «тысячи граждан этой страны обратились за предоставлением убежища в Польше и это наша большая забота. Мы хотим, чтобы тлеющий конфликт на Украине закончился и не было его эскалации». По мнению Дуды, если замирения не произойдет, то беженцы с Украины потянутся в направлении Польши и венгерской границы, так что Варшава «столкнется с очень серьезной проблемой». Но на немецкого президента такие пояснения не произвели особого значения. Он, в свою очередь, напомнил, что когда другим странам нужна была помощь, они ее получили. За этим стоит намек на то, отмечает немецкая радиостанция Deutschlandfunk, что во время «холодной войны» поляки, бежавшие из коммунистической Польши, получали убежище в Германии. Поэтому «не позднее, чем после парламентских выборов», Варшава должна прекратить ломаться и должна «показать большую солидарность», так как «национальный эгоизм является пережитком древних времен».
Есть и другие нюансы. Немецкое информационное агентство DPA оценивает число украинских беженцев, которые выехали с Украины с начала вооруженного конфликта, как «более двух миллионов человек». Украинцы сегодня, действительно, заполонили Польшу, но они приехали работать, а не сидеть в лагерях. И сколько из них получило убежище в Польше? Польский еженедельник Polityka приводит следующие данные. По состоянию на начало 2015 года, Управлением по делам иностранцев принято в 523 случаях решение о прекращении производства по делу о предоставлении статуса беженца, в 1248 случаях в предоставлении такого статуса отказано, дано 3 разрешения на пребывание в стране и 2 разрешения на предоставление дополнительной защиты. Совет по делам беженцев, рассматривая жалобы украинцев на постановления Управления по делам иностранцев, в 2 случаях дал согласие на предоставление статуса беженца и в 8 случаях согласился на выдачу дополнительной защиты. В общей сложности, в первом полугодии 2015 года Управление по делам иностранцев предоставило статус беженцев 103 человекам, большинство из которых, 27 человек, прибыли из Сирии.
Как подчеркивает эксперт Европейского совета по международным отношениям, Петр Бурас, ход событий в Евросоюзе пошел в невыгодную для Польши сторону. «Последние несколько лет мы имели очень хорошую экономическую ситуацию, но теперь на первый план выходят сложные для нас вопросы, — говорит политолог. — Сейчас акцент будет стоять на проблемах иммиграции, климата и вступления в зону евро. Здесь не следует ждать изменений со стороны PiS, потому что по этим вопросам в стране сложился политический консенсус». В этой связи Бурас отмечает слабость польской позиции по вопросу мигрантов. По его словам, «большая страна, которая имеет некоторые амбиции в Европе», просто не может делать вид, что проблемы не существует. «Это не значит, что мы согласны на немецкое решение, — уточняет эксперт. — Но дело в том, что мы говорим «нет», не предлагая собственные решения. Заместитель министра иностранных дел Рафал Тшасковски недавно заявил, что иммиграционная политика должна оставаться в ведении отдельных государств-членов. Хорошо, но вы уже можете видеть, что ряд европейских стран сами с этим не могут справиться. Польше придется высказать более четкую позицию, как она представляет себе решение проблемы».
На протяжении последних десяти лет Варшава получала массированные вливания в свою экономику от ЕС, следовательно, и от Берлина тоже. Сегодня Германия прямо заявляет, что по счетам надо платить. Но сможет ли Берлин заставить Варшаву работать? Похоже, немецкое терпение подходит к концу. Если «большая страна, которая имеет некоторые амбиции в Европе», хочет их поддерживать, то она обязана профинансировать свои «хотелки». Это касается всей палитры вопросов, включая международные. В том числе, и касательно предложения Дуды изменить формат переговоров относительно Украины. Как указывает польский политолог, профессор Эрхард Чомер, участие в переговорах предполагает, среди прочего, потребность в финансовых выгодах для Украины. Между тем, подчеркивает профессор Чомер, «Польша предложила очень мало средств, до сих пор — 100 миллионов евро в течение 10 лет, а Германия — миллиард». Поэтому бравурные реляции ориентирующегося на партию «Право и Справедливость» портала wPolityce, который заявил по итогам визита польского президента в Берлин, что «власть политиков, подобных Анджею Дуды, не являющихся в Германию с позиций политического лакея, как это было в последние годы, дают шанс восстановить истинное партнерство польско-германских отношений», может стать адекватным в том случае, когда Варшава начнет работать и финансово вкладываться в собственные амбиции на внешнеполитической сцене.
Комментарии читателей (0):