В августе 2014 года в новостях промелькнуло сравнение цен на бензин по трассе Москва – Брест. На последней заправке Лукойла на российской территории перед российско-белорусской границей 95-й бензин стоилоколо 35 рублей за литр. На первой же белорусской АЗС после пересечения границы стоимость 95-го бензина равнялся уже 51 рубль! Т. е. на 46% выше. Внутри РБ – в Брестской области цена этого бензина была немного ниже – 49,57 руб. за литр. Внутри же России цена также немного колебается, в некоторых регионах в 2014 году она составляла примерно 35,60 – 35,80 руб. за литр.А сейчас (в 2015 году) цена даже ниже. Таким образом, в среднем превышение цены на бензин в РБ составлялоболее 40%.
Сейчас превышение сохраняется, но за зиму-весну 2015 года цена бензина в российских рублях в Беларуси снизилась – за счет инфляции белорусской валюты. Тем не менее, на 01.06.2015 г. превышение по стоимости составляет около 20% по всем видам топлива.
Интересно - почему же?
За что же такое законопослушные граждане Республики Беларусь переплачивают ?
Может за дополнительные налоги на строительство дорог ? Нет,все сборы на строительство дорог уже включены в цену топлива – и в РБ и в России. Причем, для России с ее огромными просторами было бы логично ввести сбор на дорожное строительство еще больший чем в РБ. Следует также напомнить, что год назад в Беларуси был введен и дополнительный сбор с автовладельцев в зависимости от веса автомобиля – от 100 у.е. в год и выше. Так что никаких дополнительных сборов в объеме 40% от стоимости топлива нет.
Может белорусские заводы по технологическим причинам не обеспечивают достаточную рентабельность переработки ? Исключено, ведь оба крупнейших НПЗ (Новополоцкий и Мозырский) несколько лет назад проводили модернизацию именно с целями повышения экономичности и глубины переработки, а также для производства высокооктановых бензинов новых европейских стандартов. К тому же, зарплата сотрудников белорусских НПЗ ниже уровня зарплат соответствующих категорий сотрудников на российских НПЗ почти в 2 раза. Т. е. на белорусских заводах в целом затраты ниже, а значит и бензин должен быть дешевле!
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Может нефть белорусским НПЗ обходится дороже чем в России ? Тут следует еще раз напомнить всем – от рядового гражданина РБ до маститых чиновников в коридорах кабмина – Россия поставляет Беларуси на наши НПЗ нефть в объемах внутреннего потребления всей республики по внутрироссийским ценам! И только сверхлимитные объемы, продукция переработки которых идет на экспорт, поставляются по более высоким ценам. Которые, тем не менее, все равно ниже мировых. Таким образом, цены на сырье (нефть) и для наших, и для российских НПЗ совершенно одинаковы. (Никто – ни США, ни Польша, ни Украина, ни Великобритания, ни другие – никогда не поддерживали и не будут поддерживать Беларусь поставками дешевой нефти, это делала и делает до сих пор только Россия)
Даже если учесть последствия «налогового маневра» в Российской Федерации, то тут же следует вспомнить о полученной компенсации в 2 млрд. долларов от России для Беларуси.
Налицо непонятная ситуация – когда затраты на производство бензина на белорусских НПЗ ниже, цены на нефть одинаковы, сборы на дорожно строительство одинаковы, а тем не менее – итоговая цена на бензин у нас выше чем в России, в 2014 году – на 40%, в 2015 – на 20% !
Вспоминая минувший 2013 год, читаем старых новостях (http://www.autonews.ru/automarket_news/news/1762869/ ), что еще годом ранее Беларусь имела самый дешевый в СНГ бензин – всего около 29 российских руб. за литр.
Наиболее возможный, хоть и невероятный ответ лежит немного в стороне от экономики. Вспомните, что 04 августа 2014 года Лукашенко запретил лишать Украину нефтепродуктов (http://www.profi-forex.by/news/entry5000025290.html, http://neftegaz.ru/news/view/128104 ).Это было решение нашего горячо любимого и всенародно избранного Гаранта – поставлять топливо на дружественную Украину якобы для проведения “уборочной кампании”. И как дружно вся белорусская оппозиция, финансируемая американскими фондами (NDI, Iri, Counterpart и пр.), хором поддержала это решение. Очередное повышение цены постарались не заметить.
Хотя было очевидно всем, кто хоть немного думает своей головой – топливо поставлялось для заправки танков, бронетехники и авиации украинской армии для проведения военной операции в Донбассе. Операция, как известно, завершилась в августе-сентябре 2014 года известным окружением под Иловайском, гибелью нескольких тысяч солдат, и нескольких тысяч мирных украинцев.
Вместо того, чтобы склонять новоявленное руководство Украины к проведению мирных переговоров, наш Гарант сразу выступил в поддержку войны, для чего старательно все лето поддерживал украинскую армию, в том числе и поставками топлива.
Естественно, что ни президент, ни премьер-министр Украины, ни поставщик украинской армии - Коломойский и не собирались расплачиваться за поставки бензина, керосина и дизтоплива из Беларуси. И поэтому теперь за них платим мы – граждане Республики Беларусь. Чем фактически поддерживаем войну на Донбассе независимо от того – согласны мы или нет.
Комментарии читателей (1):