США ведут войну. Не только в Афганистане и Ираке. И даже не только на Украине. Америка воюет не против Ислама или России. Целью этой войны является Евросоюз. Разве что, в отличие от войн прошлого, их интересует не территория Европы, а ее финансовые богатства. США остро требуются деньги. Много денег. Ибо американская версия социализма стоит очень дорого. А события в Фергюсоне и Балтиморе наглядно демонстрируют — что ждет Америку, если деньги на социальные программы там вдруг закончатся.
Что бы там ни говорили СМИ на тему расизма и полицейской жестокости, корни происходящего кроются в другом. Обычный для любого государства социальный договор в Америке окончательно приобрел черты, характерные для Древнего Рима периода заката Империи. Если в 1950 году бюджетные расходы формировали около 24% ВВП Америки, то сейчас их вклад составляет более 40%. И с каждым годом зависимость американской экономики от бюджетных денег увеличивается. На что же тратятся эти деньги?
В 2011 году расходная часть федерального бюджета США равнялись $3,6 трлн., а доходная — $2,3 трлн. Разница в $1,3 трлн. составила бюджетный дефицит, покрываемый за счет государственных заимствований. К ноябрю 2014 года общий объем национального долга Америки достиг $17,9 трлн. Это примерно 109,9% ВВП. Любой долг требует обслуживания хотя бы в виде выплаты процентов. В среднем в мире государственные заимствования, ту же Грецию для примера взять, стоят 2,5-3%. Т.е. каждый год США должны бы были платить из бюджета более $537 млрд. — четверть его доходной части или примерно 15% расходной. Но платят лишь 12,6% общих расходов казны. Такое возможно благодаря тому, что США сами печатают доллары и сами устанавливают на них учетную ставку.
На протяжении почти десяти лет ФРС проводила так называемые программы количественного смягчения, т.е. просто раздавала деньги из воздуха и понижала учетную ставку. Сегодня она составляет 0,25% и таковой остается с декабря 2008 года. Нет, ФРС ее бы с радостью увела в отрицательную область, но это чревато разорением всех американских пенсионных фондов, являющихся одними из основных держателей государственных долговых обязательств в США. Но и так тоже неплохо. Цена обслуживания государственного долга искусственно снижена на 16%. Еще 18,8% ($678.1 млрд.) бюджет расходует на нужны Министерства обороны.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 25.05.15 Ливанский фронт арабо-иранской конфронтации / Али Гаджизаде
- 21.05.15 Саакашвили наградил Януковича почётным орденом за три недели до евромайдана / Арно Хидирбегишвили
- 20.05.15 США откроют базу по созданию бактериологического оружия в Харьковской области
- 20.05.15 Трёхдневный фестиваль «ШокоФест» откроет летний музыкальный сезон
А вот дальше начинается самое интересное. Министерство здравоохранения и социальных служб тратит $891,2 млрд. и Управление социальной защиты — еще $784,2 млрд. 24,7 и 21,8% соответственно. К этим цифрам следует добавить расходы Министерства труда (плательщик пособий по безработице) на $135 млрд.(3.7%) и Министерства по делам ветеранов — $126,9 млрд. (3,5%), а также $139,4 (3.9%) бюджета Министерства сельского хозяйства, направляемые на дотации фермерам. Таким образом, если обобщить, выходит примерно следующая картина: военным — 18,8%; обслуживание госдолга — 12,6%; на всяческие социальные программы — 57,6%; на все прочее (НИОКР, космонавтику, содержание Президента и Сената, пожарных, ФБР, ЦРУ, Секретную службу и всякую прочую безопасность) в сумме — лишь 11% бюджета.
Разве это не социализм? Чистой воды. Разве что с поправкой на американскую специфику. Официально США с гордостью заявляют о достижении самого низкого за многие годы уровня безработицы в 6,7%. Т.е. из 229 млн. трудоспособного населения даже хотя бы частичной занятости не имеют лишь 15,3 млн. человек. Но в действительности картина выглядит сильно хуже. Во-первых, тут учитываются лишь та часть трудоспособного населения, которая либо работает, либо не имеет работы на протяжении не более 6-8 месяцев. Все, кто не имеет работы более года, «в состав рабочей силы» просто не включаются. Таких в США насчитывается не менее 4 млн. человек. С учетом этого и ряда других, менее многочисленных «не считаемых» категорий, фактический уровень безработных достигает 9,2 — 9,5% или 21,75 млн. человек. Все они живут на пособия.
Но это далеко не все, кто в Америке получают государственную поддержку. К примеру, Управление социальной защиты, занимающееся пенсиями и пособиями по инвалидности, ежегодно предоставляет постоянную финансовую помощь около 60 млн. гражданам США. Более того, через все механизмы социальной поддержки, те или иные социальные выплаты (например, продуктовые талоны, целевую помощь малоимущим, компенсации и содействие при покупке недвижимости) получает примерно 42% трудоспособного населения Соединенных Штатов. К тому же они, как малоимущие, еще и не платят налогов. А около 6% населения вообще отродясь никогда не работали и работать не собираются. При этом они имеют собственное жилье, машины, компьютер, бесплатный интернет, бесплатное среднее образование. Не удивительно, что изрядной части из официально признаваемых бедными 14,3% населения Америки «нищими и несчастными» быть просто выгодно. Нет, когда государство заботится о том, чтобы даже самые бедные его граждане не голодали, были одеты, обуты, сыты, имели крышу над головой и были социализированы, это, безусловно, хорошо. Другой вопрос — за чей счет это государство оплачивает банкет?
Доходная часть бюджета США складывается из нескольких основных статей. Налог на доходы корпорации приносит 15%, частных лиц, т.е. те 2/3 трудоспособного работающего населения, которые эти налоги платит, — 21%. Социальные налоги, которые можно назвать «налогом на богатство», так как они считаются с дорогого имущества и собственности, дают еще 34%. Если вспомнить, что расходы бюджета на треть превышают доходы, получается так, что… работники внутри страны своими налогами финансируют только 13% государственных расходов. Бизнес, если считать вместе с налогом «на богатство» — 32,6%. Прочие налоги и сборы, как, скажем, таможенные пошлины, что, в сущности тоже в большинстве своем есть налоги на бизнес, дают 18-20%. Остальное — дыра в размере 34,5% — покрывается за счет наращивания государственного долга.
Так вот, проблема заключается в том, что США больше не могут манипулировать учетной ставкой и тем самым облегчать себе обслуживание долга. Как говорилось выше, это обрушит всю американскую пенсионную систему. И продолжать массово вливать в экономику новые деньги из воздуха ФРС уже не может тоже. В виду риска роста инфляции, которая вынудит увеличить объемы социальных выплат, т.е. еще больше увеличить дефицит госбюджета. Иначе вспышка насилия в Балтиморе покажется детским лепетом в песочнице. Так как работают чаще всего в основном белые, а почти 2/3 получателей социальных выплат и 3/4 тех, кто только на них и живет — являются цветные. Причем, они еще и убеждены (спасибо программе политкорректности и мультикультурализма!) в тотальности вины всех белых перед всеми черными за былое рабство.
Но и продолжать в наглую наращивать государственный долг США уже не могут тоже. Если до 2008 года основными держателями US Treasuries являлись иностранные государства и всякие частные инвестфонды, то вот уже седьмой год подряд основным их покупателем становится сама ФРС. А обострение международной обстановки и внешнеполитические провалы США привели к началу массового выхода «из долларовых долгов» всех крупнейших кредиторов. На $50 млрд. американских ГКО сбросил Китай, на $56 млрд. — Россия. Распродавать американские бумаги начали Таиланд, Тайвань, Чили, Израиль, Норвегия. Частично их еще скупает Япония и некоторые другие страны. Все же американские долги пока еще считаются самыми надежными в мире, но для поддержания такой их репутации наибольшую часть бумаг приходится выкупать самой ФРС. Что опять повышает давление на инфляцию и грозит обрушить и без того дефицитный внешнеторговый баланс страны.
И налог «на богатство» США также повысить не могут. По целому ряду причин. В том числе в виду риска обострения сепаратистских настроений наиболее богатых штатов и без того в значительной части дотирующих федеральные социальные программы «за себя и за того парня». Следовательно, у Вашингтона остается единственный источник пополнения бюджета — наращивание масштабов американского корпоративного бизнеса. А ему на внутреннем американском рынке уже лет пятнадцать как критически тесно. Для роста и развития корпоративной Америке нужен новый континент. В буквальном смысле этого слова. Достаточно большой и богатый, чтобы еще на несколько десятков лет обеспечить корпорации рынками сбыта, но при этом достаточно слабый, чтобы проиграть им в конкурентной борьбе.
Кроме Европы, на всей нашей планете никакого другого подходящего направления экспансии нет. Китай уже слишком силен для его поглощения. Латинская Америка слишком мала в части емкости внутренних рынков. Африка — тем более. Россия? Так ведь именно ради обрубания жизненно важных для европейской экономики, связей с РФ вся эта украинская эпопея и устроена! И Ближний Восток подожжен тоже с этой целью. На него замыкалось до трети германского и французского экспорта. Соответственно, чем больше в регионе войн, тем меньше европейской торговли. Да и обострение вокруг Ирана, Сирии и Йемена прекрасно перекрывает транспортную магистраль через Суэцкий канал в Китай. Как минимум в виде значительного удорожания страхования грузооборота, что сильно бьет по и без того через раз дышащей экономике Евросоюза. Который еще трепыхается и отказывается подписывать договор о Свободной зоне трансатлантической торговли, ради которого США все и затеяли.
Подписание TTIP для США, это как для СССР было Знамя Победы над поверженным Рейхстагом. Это не просто символ, это единственный путь выживания Америки на ближайшие четверть века. И единственный достижимый вариант спасения всего американского социализма. Иначе, когда бюджет больше не сможет выдавать талоны на еду и оплачивать бесплатный интернет для пожизненно безработных, на улицы все громить, жечь и мародерствовать, выйдут не пара тысяч человек, как в Балтиморе. Бунт охватит минимум пару десятков миллионов. Тем самым ставя жирную точку на истории всех США как единого и ведущего государства мира. Словом, в сущности, у США иного выбора, как попытаться завоевать Европу, просто не осталось.
Комментарии читателей (1):
За последний год разве что самый ленивый политолог не пришёл к такому же заключению. Стоило ли повторяться?