Военное противостояние в Йемене длится уже 2 недели без решающего перевеса сторон. Во многом это возможно только потому, что настоящие мировые и региональные игроки пока выжидают. Самый сложный сейчас вопрос – чью же сторону принять?
Пакистан – не безысвестная страна, которая к тому же сильно обязана Саудовской Аравии (более половины чиновников существуют на дополнительные зарплаты Эр-Рияда). Но, и сосед Иран пакистанцам тоже не безразличен, особенно учитывая наличие слабоконтролируемой границы и белуджистанского сопротивления.
Однако оба партнера Пакистана придерживаются разных сторон в этом конфликте. Эр-Рияд – за свергнутое суннитское правительство, ну а Иран – за шиитское меньшинство хуситов, которые вступили на путь революции.
В настоящий момент ситуация такова, что при отсутствии других игроков региона маятник Пакистана окажет решающую роль в разрешении конфликта. У страны большая и реально сильная армия, обученная сражаться в сложных метеологических и климатических условиях, справляться с партизанами и подпольем, да к тому же еще и отлично вооруженная.
Саудовская сторона уже официально просила парламент Пакистана оказать военную помощь. В Исламабад приехали представители правительства королевства. Министр обороны Пакистана Хаваджа Асиф уже обращался от имени Эр-Рияда к парламенту. Однако четкого ответа не получил. Премьер Наваз Шариф конечно утвердительно высказался насчет помощи, но пока только моральной. Т.е. признал правоту саудитов и свергнутого правительства на словах. Реальных дел, да и более менее конструктивного обсуждения до сих пор не было – есть только кулуарные пересуды.
Прибывший в среду министр иностранных дел Ирана Мухаммад Джавад Зариф, как это и предполагалось, уговаривал пакистанцев не принимать реального военного участия в йеменском конфликте, а попытаться поискать компромисс. И Исламабад даже как-то пообещал не вмешиваться.
Реально, для Пакистана в принципе не выгодно выступать ни на одной, ни на другой стороне. Ситуация в стране такова, что достаточно самого малого промаха Наваза Шарифа и оппозиция ему этого не спустит. Начнутся массовые выступления, такие, как в конце прошлого года (тогда только терракт в пешаварской школе помог окончить конфликт власти с оппозицией). В Пакистане уже слишком много недовольных премьером и слишком многие хотят его сместить. Однако, не стоит сбрасывать со счетов военных, которые довольно поднаторели в организации в стране переворотов. А армия сейчас на стороне саудовцев (ну фактически все современное вооружение пакистанской армии приобретено на саудовские деньги) и если будет эскалация конфликта или срочно потребуется дополнительное вливание сил в антихуситскую коалицию, то Пакистан усилиями армии придет на помощь, даже если придется сместить руководство страны.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В общем, всё говорит о том, что Пакистан в лице Наваза Шарифа не решил пока, как действовать дальше. Какая ставка окажется выгоднее материально, причем не только для страны, но и для него лично. Переговоры идут за закрытыми дверями. И скорее всего Исламабад присоединится к тому, кто больше пообещает. Хотя не желая обижать своих обоих партнеров будет тянуть до последнего. А тянуть время в Пакистане умеют делать гораздо лучше всего остального.
К сожалению ситуация такова, что сам Пакистан может вспыхнуть от спички йеменского конфликта. И это ещё хорошо, если только вспыхнуть, а не взорваться.
Комментарии читателей (0):