Новая эпоха для Тегерана

Новые перспективы для Ирана и США
6 апреля 2015  15:53 Отправить по email
Печать

Договоренности по иранской ядерной программе, достигнутые в Лозанне, открыли новые перспективы перед Тегераном и Вашингтоном. А если быть точнее «новые старые перспективы». Ибо Иран до исламской революции 1979 года уже был главным союзником США в Азии и главным проводником американской политики.

После революции за эту роль боролись Ирак, и Саудовская Аравия в результате выбор пал на Эр-Рияд.

Достигнутое рамочное соглашение позволит иранской элите переосмыслить пройденный путь и открывающиеся перспективы. Стоит отметить, что Иран имеет нестандартный и, на первый взгляд, хаотичный властный аппарат. В результате чего, в стране существует несколько центров власти, и они не всегда выступают в симбиозе. Однако почти каждому властному центру в Иране присущи имперские замашки, которые культивируются в Иране в той или иной форме почти на всем протяжении существования иранского государства.

Отказ от ядерного оружия, точнее от возможности его создания, должен быть компенсирован с лихвой, для того чтобы все центры власти в Тегеране были удовлетворены и их имперские амбиции не пострадали. Следует учесть, что не президент не высший духовный лидер, которому, кстати, подчиняется армия, не имеют в Иране абсолютную власть. В стране есть целая система сдержек и противовесов, которые делают все центры власти взаимозависимыми и взаимно контролируемыми.

Вот почему так важен консенсус среди всех центров власти внутри страны. Такой компенсацией не может послужить только лишь снятие санкций с Ирана. Иранские власти и общество привыкли жить в условиях санкций. Иранский имперский аппетит может быть удовлетворен постепенным возвращением Тегерану статуса союзника номер один в регионе со стороны США, (со всеми вытекающими отсюда последствиями), но на сей раз на более выгодных для Тегерана условиях. Если еще пару лет это казалось бы безумием, то сейчас выглядит вполне реалистично. Естественно, такая перспектива не вызывает энтузиазма у целого ряда стран и имеет большое количество противников и в самих Штатах.

Возможно, администрация Обамы хочет компенсировать свои проколы и неудачи во внешней политике превращением Тегерана в своего нового союзника. Такая попытка может стать либо триумфом внешнеполитического гения Обамы, либо окончательным крахом всей его внешней политики.

Хочу подчеркнуть, что этим шагом администрация Обамы ополчила против себя не только республиканцев, но также мощное еврейское и саудовское (под саудовским лобби также можно понимать и лоббистские возможности других арабских монархий залива) лобби внутри страны. Израильские власти уже выступили с резкой критикой достигнутого рамочного соглашения с Ираном. Нетрудно догадаться, что Тель-Авив и Эр-Рияд - две главные столицы, в которых за ходом переговоров следили с особым вниманием и обеспокоенностью.

Все это время главным объектом пристального внимания израильской разведки стал отель «Beau Rivage Palace» в Лозанне в котором, проходят переговоры. Происходящее в этом отеле и своевременно полученная информация оперативно ложилась на столы высшего политического руководства Израиля. Израильская общественность и политическая элита недовольны прогрессом на переговорах и еще больше недовольны позицией администрации Обамы. Хотел бы подчеркнуть, что этот отель в 1923 году уже был свидетелем кончины довольно длительной эпохи. Именно здесь был подписан договор, с анкарским правительством, который юридически оформил распад 600-летней Османской империи.

Стоит подчеркнуть, что наследники этой империи также пристально следят за событиями, разворачивающимися вокруг Ирана. Их не особо радовала перспектива ядерного Ирана, но не впечатляет Анкару и перспектива возможного Ирано-Американского партнерства. Тем более что, долгое время роль одного из главных союзников США в мусульманском мире играла именно Турция. Недовольство Турции также вызвало участие Ирана в сирийском и йеменском конфликтах. Что также выразилось в гневном заявлении президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана касательно роли Ирана в событиях в Йемене.

В этой большой игре есть целый ряд игроков, видимых и не очень, игроков первого плана и второго плана. Говоря об игроках первого плана, тут конечно стоит подчеркнуть сам Иран, США, Израиль, Саудовскую Аравию. Далее следует Оман (за лояльность которого борется Иран и Саудовская Аравия) Турция, которая не в восторге от появления динамично развивающегося Ирана имеющего хорошие отношения с Западом, Россия, которая может потерять большой рынок для своей продукции оборонного назначения и крупных контрактов в ядерной области. Ряд более мелких региональных игроков вроде, Ирака, Армении, Азербайджана. Не стоит забывать про Пакистан, который многим обязан Эр-Рияду, и который выступает в роли союзника Эр-Рияда, Египет, который не прочь побороться с Турцией и Ираном за роль лидера исламского мира.

А также ряд не публичных игроков в лице крупных западных производителей оружия и ряда крупных корпораций, тесно связанных с арабскими монархиями. Почему я упомянул западные компании производящие оружие (главным образом Американские) торговля оружием во всем мире это не только бизнес, но и политика, торговля современным оружием в больших объемах это большая политика. Эр-Рияд и его союзники по Заливу долгие годы являются покупателями дорогого и высокоточного американского оружия, за эти годы у них в ВПК США появились могущественные друзья, в свою очередь имеющие большое влияние и лоббистские возможности в Вашингтоне, естественно Эр-Рияд пользуется, и будет пользоваться возможностями своих друзей.

В целом регион охвачен войной между Ираном и странами Персидского залива. В Сирии союзник Ирана Башар Асад сражается с поддерживаемой арабскими монархиями оппозицией, в Йемене Саудовская Аравия и ее союзники напрямую участвуют в конфликте против проиранских Хуситов в Бахрейне благодаря саудовскому вмешательству проиранский переворот провалился в Ливане ливанская армия перевооружается за счет средств предоставленных Саудовской Аравией, чтобы быть в состоянии противостоять Хэзболле которую финансирует Иран. Как видим в том или ином виде весь регион вовлечен в ирано-арабское противостояние. Даже самоназвание залива является объектом спора. А именно арабские монархии называют залив Арабским, а Иран (как впрочем, и большая часть мира) Персидским.

Не сомневаюсь, что достигнутые договоренности подхлестнут ирано-арабские противоречия в регионе.

На фоне этих событий вполне реальным выглядит негласное сближения Израиля и Саудовской Аравии, ибо их интересы теперь совпадают как никогда. А в перспективе и образования оси Тель-Авив, Каир, Эр-Рияд.

Как на эти альянсы будут реагировать Иран и США, покажет время…

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть