Когда «Аль-Каида» напала на США в 2001 г., западные СМИ упорно писали о том, что мир кардинально изменился и больше никогда не будет прежним. Вера в наступление «конца света» сохранялась, но финал истории не наступил. Более того, доллар получил второе дыхание, а международные инвесторы вновь поверили в американскую промышленность: деньги — война — деньги. Запомните эту псевдоформулу. Она для многих стала магической. Администрация Дж. Буша — младшего дала Америке второй шанс, всеми правдами и неправдами. В январе 2009 г. Белый дом сменил хозяина, который пожелал изменить все вокруг. Б. Обама объявил против иностранной нефти «крестовый поход», для которого пришлось поднять бурю на Большом Ближнем Востоке, названную льстецами «арабской весной». Обратите внимание: поход не «за» нефтью, а «против» нее. В этом и есть ключевая разница между республиканцами и демократами. Ее главный смысл — не свержение правительств, а смена глобальной нефтяной карты. По итогам 2014 г. Обама достиг своей промежуточной цели: США стали мировым лидером по добыче нефти, увеличив за минувший год добычу на 1,5 млн баррелей в сутки до 11,81 млн, обойдя показатель России в 10,93 млн. Такова арифметика Международного энергетического агентства. Парадокс состоит в том, что катарские и саудовские миллиарды, вложенные в протестные движения на Ближнем и Среднем Востоке, обернулись против них самих. Обама сделал все, чтобы отобрать у суннитских монархий «нефтяную корону».
За эту «победу» Америка заплатила очень дорого: рост добычи в 2014 г. на ее территории и давление на рынок со стороны ближневосточных участников ОПЕК привели к тому, что крупнейшие местные нефтепроизводители оказались в тупике. Цены ниже $70 за баррель — путь к банкротству, чего нельзя сказать о России, где «Газпром» даже при $30 за баррель не будет снижать свои инвестиционные программы. «Мы просчитывали варианты развития компании при цене на нефть в $40. Даже и в $30. При таких ценах на нефть компания будет реализовывать все свои планы», — сообщил в интервью «России 24» начальник финансово-экономического департамента «Газпрома» А. Круглов. В свою очередь, глава EOG Resources У. Томас заявил, что «текущие цены на нефть являются слишком низкими для поддержания уровня добычи, который мог бы удовлетворить мировой спрос на нефть», а «падение цен приведет к существенному снижению в объемах предложения нефти». Американский предприниматель видит следующий выход из ситуации: «Мы приняли решение сократить число действующих буровых установок в 2015 г. на 50%. При этом капитальные затраты будут снижены на 40%». Прогноз Томаса звучит как приговор для нефтепрома: «Скорее всего, уровни добычи EOG Resources снизятся до своих наименьших уровней во II и III кварталах 2015 г. Мы полагаем, что по мере того, как ответные действия нефтяных компаний в виде сокращения затрат начнут проявлять себя, мы увидим снижение в объемах добычи нефти в США в 2015 г.». Т.е. американское лидерство в нефтедобыче не будет удержано.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Директор Saudi Aramco Х. аль-Фалих также пытается «залатать дыры». «Как и другие компании, мы используем текущую ситуацию как возможность укрепить нашу финансовую дисциплину. Мы сокращаем расходы там, где мы можем это сделать, тем не менее мы по-прежнему придерживаемся нашей долгосрочной стратегии развития», — цитирует аль-Фалиха портал «Вести Финанс». Предполагается, что Saudi Aramco сократит затраты на добычу и разведку до $30 млрд в год по сравнению с запланированными $40 млрд. ОПЕК отворачивается от США, приглашая Россию в свои ряды. Однако Москва отказывается от предложения. Зачем брать на себя дополнительные обязательства в чужой игре? Тем более что глава «Роснефти» И. Сечин не возражает против статуса наблюдателя. На арабском театре президент Обама достиг успеха: страны региона окончательно потеряли всякую надежду на совместное выступление против США, которые сколачивают вокруг себя международную коалицию по борьбе с «Исламским государством». Что бы делал Вашингтон без ИГ? Саудовцы в панике. Стальной стеной от Ирака уже не отделаться.
Испанская Publico.es пишет об американо-саудовской ценовой игре с изрядной долей скепсиса: «Единственной крупной победой США и Саудовской Аравии во всей этой истории стало то, что они превратили ОПЕК в жалкое подобие того, чем эта организация была с 1960 по 1990 г. И не только потому, что ее доля на нефтяном рынке сократилась с 62% до 30% в настоящее время. Главная причина в том, что Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ выступили единым фронтом против таких тяжеловесов ОПЕК, как Иран, Ирак, Алжир, Венесуэла и Эквадор». И все это лишь увеличивает возможности Москвы на мировом рынке углеводородов. Вашингтон собственными руками раскалывает потенциальный антироссийский альянс. Белому дому нечем похвастаться. Киевские карательные батальоны терпят поражения от ДНР и ЛНР, а экономическая война против России лишь укрепляет позиции президента В. Путина внутри страны. Обама превратил Кремль в осажденную крепость.
Идет многоходовая операция с участием государств, международных рейтинговых агентств и экономических организаций, которые пытаются заполнить информационное поле негативом относительно финансовых перспектив Москвы. Эти институты формируют негативный сценарий, который обретет реальность лишь в том случае, если мы в него поверим. Как этому противостоять? Ответ очевиден: нужно говорить правду о России. Проблема в том, что нашим гражданам часто забивают голову ересью о «сырьевом придатке Европы», «отсталости экономического уклада» и отсутствии возможностей «слезть с нефтяной иглы». Возникает закономерный вопрос: почему Москве стоит «избавиться от углеводородной зависимости», если Пекин, будучи второй экономикой планеты, увеличивает импорт нефти и газа в надежде покончить с гегемонией угля, уступая в своих аппетитах только Вашингтону? Ближневосточные страны — участницы ОПЕК (Саудовская Аравия, Ирак, Иран) пытаются воспользоваться этой возможностью и нарастить объемы поставок в Поднебесную. Странно слышать критику экономического уклада России от отечественных либералов, особенно на фоне того, как почитаемая ими Америка на эту «иглу» пытается вновь «сесть».
Нефтяная политика Обамы закладывает бомбу под Федеральную резервную систему (ФРС) США, стимулируя Китай, Россию и Иран постепенно уходить от доллара во взаиморасчетах. Египет также намерен последовать этому примеру, о чем заявил президент ас-Сиси в начале февраля. На подходе Индия.
«Мы считаем, что сделки в национальной валюте могут быть взаимовыгодными для двустороннего экономического сотрудничества. Центробанки РФ и Индии работают над созданием условий для этого и, как ожидается, в ближайшее время сделают конкретные рекомендации нашим правительствам», — подчеркнул индийский посол в Москве П. Рагхаван. Внешэкономбанк и индийский Export-Import Bank of India (Exim Bank) уже ведут переговоры о кредитовании потенциальных инвесторов в национальных валютах. Банк развития Китая (CDB) играет по-крупному, объявив о намерении кредитовать страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, ЮАР) в юанях. Наряду с этим Россия сокращает свое участие в казначейских облигациях США (US Treasuries), распродав только в декабре 2014 г. ценных бумаг на $22,1 млрд, отмечает министерство финансов США со ссылкой на ФРС. На конец года доля РФ в US Treasuries составила $86 млрд, против $108,1 млрд в ноябре 2014 г.
Национальные экономики готовятся к повышению учетной ставки ФРС США, которая усилит отток долларовой ликвидности с азиатских рынков, усугубив падение национальных валют. Кульминация этой игры наступит летом 2015 г. Нервозность нарастает уже сейчас. В Турции готовы посадить в тюрьму главу ЦБ за «неадекватную» кредитно-денежную политику, обвиняя его в росте инфляции. По большому счету, это бунт против доллара, который удерживается благодаря преобладанию Америки в мировой нефти. Обама пытается вернуть США ко временам Ф. Рузвельта, когда американские поставки сырья решали судьбы европейских армий. Однако в Белом доме предпочитают умолчать о том, что нефтедолларовый стандарт — результат закупки Америкой иностранной нефти, а не наоборот.
Комментарии читателей (0):