Информационное Агентство REX публикует статью Татьяны Матвеевой об изменениях в Гражданском Кодексе Российской Федерации.
Новая редакция ГК РФ, вступившая в силу с 1 сентября 2014 года разделяет юридические лица на коммерческие и унитарные, из списка организационно-правовых форм исключает общества с дополнительной ответственностью, вводит вместо открытых и закрытых акционерных обществ (АО), публичные и непубличные АО.
Статус публичности АО приобретают если имеет место:
- акции общества и ценные бумаги, конвертируемые в акции, размещаются в свободном доступе ( путем открытой подписки)
- акции общества и иные конвертируемые в них ценные бумаги публично обращаются в соответствии с законодательством о ценных бумагах
- если акционерное общество не соответствует ни одному из вышеназванных критериев, но его устав и фирменное наименование содержат информацию о том что. это общество является публичным. то к нему применяются положения о публичных обществах (п.1 ст. 66.3 ГК РФ).
Что касается Обществ с ограниченной ответственностью, то они все являются только непубличными.
При подготовке решения о создании АО (одним или несколькими учредителями), кроме обязательных условий (п.3 ст. 50.1 ГК РФ) необходимо определить тип создаваемого АО.
Указание на то, что "общество является публичным" должно содержаться в уставе и фирменном наименование. Данная норма относится и к тем АО, которые не являлись в момент создания общества публичными, но в будущем планируют публично размещать свои акции, в устав такого АО должны быть внесены соответствующие изменения. Т.е. АО, планирующим публичное размещение, требуется изменить свое фирменное наименование на "публичное акционерное общество".
Что касается тех АО, которые не осуществляли публичного размещения акций или завершили их публичное обращение до 1 сентября 2014 года, то они являются непубличными.
АО, которые по состоянию на 1 сентября 2014 г. находились в процессе публичного размещения акций либо их ценные бумаги предлагались неограниченному кругу лиц, вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным, получают статус публичных АО.
В отношении непубличных АО, так как в их фирменном наименовании может не содержаться указание на "непубличное", указать тип общества надо в его уставе.
В решении о создании АО должны быть указаны сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения общества и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию общества. Решение о создании принимается единогласным голосованием. В решении должны содержаться сведения об учреждении юридического лица, утверждении устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании и назначении его органов.
Единственным учредительным документом для всех юридических лиц, кроме хозяйственных товариществ, теперь является устав. Возможно использовать типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом.
Для непубличных АО, (в том числе и для ООО) предусматриваются следующие положения, которые могут по решению учредителей быть включены в устав:
- вопросы деятельности общества могут быть отнесены на рассмотрение коллегиальному органу управления или исполнительному органу, за исключением вопросов: внесения изменений в устав ( утверждение устава в новой редакции), реорганизации, ликвидации общества, избрания и определения полномочий коллегиального органа, определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций, непропорционального увеличения уставного капитала ООО, утверждения внутренних регламентирующих документов.
- функции коллегиального исполнительного органа и коллегиального органа управления могут быть совмещены
- функции коллегиального исполнительного органа могут быть переданы единоличному исполнительному органу
- возможность отказаться от создания ревизионной комиссии
- порядок созыва, полготовки и проведения общего собрания участников непубличного общества может отличаться от установленного законом, при условии, что такой порядок не должен лишать участников права на получение информации об общем собрании и участия в нем
- количественный состав, порядок формирования и деятельность коллегиального исполнительного органа (или коллегиального органа управления может отличаться от установленного законом
- преимущественное право покупки долей / акций в уставном капитале, максимальной доли участия в уставном капитале ООО одного участника общества может отличаться от установленного законом
- к компетенции общего собрания акционеров можно отнести вопросы, не указанные законом.
Обратим внимание на нововведение, которое будет препятствовать недобросовестным действиям со стороны органов управления общества, но в свою очередь добросовестным обществам прибавит дополнительные хлопоты.
Так, в соответствии с п.3 ст.67.1 ГК РФ факт принятия решения общим собранием участников непубличного АО и состав присутствующих участников подтверждается путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров и выполняющим функции счетной комиссии.
Для ООО в уставе можно установить альтернативный способ удостоверения факта присутствия лиц и принятия ими решений на общем собрании.
Следует обратить внимание, по нашему мнению, при создании общества нотариального заверения принятого учредителями решения об учреждении общества не требуется, поскольку в ст.67.1 ГК РФ речь идет об участников, а на момент создания общества учредители еще не являются акционерами(участниками) общества.
В заключение
Что касается учредительных документов и наименований юридических лиц, то они подлежат приведению в соответствие с новыми нормами при первом внесении изменений в учредительные документы.
Госпошлина за внесение изменений в соответствии с законом ФЗ-99 не взимается.
В отношении тех АО, которые отвечают признакам публичности, регулируются нормами ГК РФ.
По всем вопросам создания или ликвидации юридических лиц, а также иным вопросам обращайтесь за быстрой корпоративной поддержкой www.aoforma.ru
Комментарии читателей (0):