Беспилотники: любо-дорого

Статья эксперта ИА REX о беспилотных летательных аппаратах и не только
20 ноября 2014  11:09 Отправить по email
Печать

В апреле 2000 года состоялась международная конференция по геополитическим проблемам. Одним из основных докладчиков был Збигнев Бжезинский, который сказал следующее:
«Россия не должна даже помышлять о том, что возьмёт пример с Франции де Голля или Британской империи. После крушения СССР Россия не имеет ничего. Для России должна быть уготована примерно такая роль, как для кемалистской Турции, принявшей лидерство запада».

Наши дни

С момента выхода статьи «Над границей беспилотник хмуро. О коптерах и Новороссии» прошло всего несколько дней, а вопросов поступило немало.

В условиях войны - целая эпоха. И, устав отвечать на многочисленные, последовавшие за статьёй, вопросы, я решил ответить всем и сразу в форме интервью с самим собой. Но, по сути, это ответы очень разных людей, «которые пожелали остаться неизвестными».

Итак, определимся в терминах. То, что называют БПЛА (беспилотный летательный аппарат), на самом деле ДПЛА (дистанционно пилотируемый летательный аппарат). Разница, конечно, невелика, но порой весьма существенна. Помните анекдот? Чем отличается прекрасная белая мышка, от мерзкой крысы? Да ничем, просто у мышки лучше пиар.

О «высоких технологиях коптеростроения» (из «правил Игоря Ашманова»)

Нужно помнить, что разработчик - это инженер, а в бизнесе высоких технологий выигрывают не инженеры, а бизнесмены и менеджеры. Как и везде. Новая, сложная, впечатляющая технология не обязательно приведёт к успеху. К счастью, сегодня это уже не нужно никому специально доказывать. Всякая технология может стать успешным продуктом, а может просто привести к растрате денег инвестора. Источники успеха проекта всегда лежат вне сферы технологий - в сфере бизнеса.

Кроме того, нужно помнить, что действительно уникальные технологии возникают очень редко, и с большой вероятностью в настоящий момент точно такая технология уже обсуждается, разрабатывается или даже продается где-то ещё.

Из чего состоит БПЛА, и чем он отличается от обычной авиамодели?

По большому счёту, ничем. Рама, моторы, регуляторы, автопилот («мозги»), пульт дистанционного управления и радиомодем для управления с компьютера. Добавьте сюда видеокамеру камеру с видео-передатчиком, и классический «дрон» готов. Полётное задание вводится с компьютера или планшета, в точках можно нажимать спуск фотоаппарата или сбрасывать полезную нагрузку, например цветы для любимой девушки, но, как ни странно, данный аппарат способен поднять, пронести и прицельно сбросить пару-тройку километров, даже гранату Ф1 (индекс ГРАУ-57-Г-721). Свободно продается в магазине. Коптер, конечно. Не граната.

Увы, даже попытка обсуждения этого деяния легко укладывается в группу статей УК, начиная с 205 и далее, и сулит любопытному уму от 8 до 15 лет. Обратимся к зарубежному опыту. 31 июля 2014 года заключённые тюрьмы строго режима в Южной Каролине попытались использовать беспилотник, чтобы доставить на территорию исправительного учреждения посылку с наркотиками, мобильными телефонами и сигаретами. Однако, груз с воли так и не дошёл до адресата. Летательный аппарат не справился с управлением и врезался в тюремный забор. В общем, Гугл и Яндекс в помощь всем, кто хочет дополнительных подробностей. Главное, помните и чтите УК!

Contra jus et fas — «против закона и справедливости»

Кстати о законе. БПЛА и авиамодель по сути близнецы братья. Любопытных отсылаю к форуму:
http://rc-aviation.ru/forum/topic?id=3187

Берём ФП ИВП №138 от 11.03.2010:
- согласно определению (п.2), модель - БПЛА;
- Россия - страна большая и ВП имеет определённую структуру, свои границы и правила использования (п.9). Моделисты скорее всего подпадают под структуру п.8 п.п. и);
- полёты моделей выполняются по правилам визуальных полётов со скоростью менее 450 км/ч на высотах гораздо менее 3000 м - в классе ВП "G" -разрешение на выполнение полётов не требуется (п.10, п.п. в) и п.64);
- если полёты моделей выполняются вне контролируемого диспетчерской зоны (на высотах менее 200 метров) и границ района аэродромов (п.13, 14, 16,18, 21, 58), то вы, вроде бы, не участники Единой системы. Но, как ответственные люди, желаете входить в их круг, и:
- полёты выполняются в пределах "аэродрома" в пределах видимости, т.е. границу можно определить (п.21 и 22);
- при выполнении полётов вы придерживаетесь определённых правил и инструкций (п.24, 26 и 27);
- учитывая, что полёты будут осуществляться не постоянно, то термин "аэродром" вполне можно заменить на "посадочную площадку", не требующую аэронавигационного паспорта (п.25);
- площадки для полётов моделей выбираются обычно вблизи или на территории населённых пунктов, т.е. на территории, подвластной местной администрации, следовательно, требуется её разрешение (п.49);
- если вы обязуетесь не летать выше 50 м, то не требуется согласование с авиационным начальством (п.60).
Это - основное. Есть ещё некоторые нюансы. Знание основ поможет в разрешении "спорных", а включение в обоснование к заявке на выделение площадки для выполнения полётов моделистами - снимет основную часть вопросов и головной боли у чиновников.
Все упрощается в случае коллективной площадки (заявки) или при содействии официальной спортивной организации (того же ФАСР).

Стало понятно? Мне нет. По крайней мере, мне неизвестны случаи, когда ФСО (Федеральная Служба Охраны) поймала хоть кого-нибудь из «коптероводов» за полёты над Кремлём. А они, как минимум, еженедельные. Смотрите интернет, там их полно. Вот самый безобидный!

Кстати о птичках. Наш перспективный ультралайт весом всего 2.5 кг запросто способен стартовав, например, из Митино сесть на нашей базе в Реутово. При этом аппарат пройдёт более 50 км, ещё и запас останется. Можно ещё и Кремль во всех подробностях сфотографировать за пару кругов. Но мы чтим и «Воздушный Кодекс», и уголовный. Но это мы. Собственно, мы может и заметку эту в бумажном виде доставить на лужайку любой генеральской дачи в Подмосковье. Заказывайте. (Шутка)

Сколько стоит разработка и изготовление БПЛА?

Изготовление в больших сериях, на роботизированном оборудовании, стоит относительно недорого. Например, вполне себе приличный дрон начального уровня типа DJI Phantom c, с возможностью передачи картинки на 300 метров стоит от 30 тыс. рублей, что-то чуть более приличное - от 45 тыс., а относительно приемлемое - от 70 тыс. Но это игрушка, на которой безопасно летать можно только в поле, так как в городе, например, даже обычный металлический столб, провода, стены зданий с арматурой, обычный мост сбивают нехитрый «мозг» аппарата с толку и... «дровишки» и куча разочарования от разбитой мечты.

Что касается разработки новых аппаратов, то это совсем другая история. Увы, прежде чем полететь, они падают, бьются и ломаются, т. е. идёт типичный НИОКР. При этом они разбивают моторы, дорогие батареи и рамы. Чтобы запускать этих опасных для окружающих монстров (у некоторых беспилотников мощность моторов в несколько киловатт, а их бешено вращающиеся винты способны отрубить не только палец, но и руку), приходится уезжать в дальние безлюдные поля, а это «бензин, резин, и пробки». Плюс аренда производственных помещений, покупка станков с ЧПУ и прочая нагрузка, которую на голом энтузиазме не потянуть. Зарплата сотрудникам. Кстати, знаете ли вы, что в современном, даже самом маленьком аппарате мелочи только всякого «оловянно-серебряного припоя», «виброизолирующего скотча», силиконовых проводов, переходников, «виброразвязок» на 5-7 тыс. рублей? И моторчики, и регуляторы, а так же рама - это сущие копейки, по сравнению со стоимостью всего процесса. Поэтому, при малых сериях или единичных экземплярах БПЛА получаются очень хорошие, уникальные, но чудовищно дорогие. Законы авиастроения, как и законы аэродинамики, ещё никто не смог отменить.

И это без стоимости многочасовых испытаний. В дождь. Снег. Мороз. Туман. В условиях радиопомех. Вибраций. Резких перепадов температур. Неквалифицированного обслуживания. Неправильного хранения. Ударов и небрежного обращения. В общем, в ультрамалой авиации, проблемы точно такие же, как и в большой. Недаром считается, что стоимость разработки одного килограмма самолёта, равна стоимости килограмма золота. Байка, но цифры очень близки. Законы экономики.

Безусловно, в условиях войны стоимость одного аппарата, который способен уничтожить на земле самолёт, вертолёт или танк - это бесконечно малая, от стоимости поражённого объекта, величина. А в мирное время? А в мирное время это не бизнес вообще.

Хотя, можно большими сериями выпускать готовые платформы для пожарных, МЧС, рыбнадзора, спасателей на пляже. Но китайская промышленность не даст этого сделать, тут же выпустив аппарат сильно хуже, но в разы дешевле. Как айфон.

И чуть о «в разы дешевле». Многую редкую бортовую электронику приходится покупать полулегально. Через посредников. Знакомых пилотов. Подставные фирмы. В 2-3 раза дороже, чем «оно» стоит в США.

Кстати, знаете ли вы о знаменитой поправке Джексона — Вэника? (англ. Jackson–Vanik amendment) — поправка 1974 года к Закону о торговле США, ограничивающая торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека. Предложена конгрессменами Генри Джексоном и Чарльзом Вэником.
21 ноября 2012 года действие поправки в отношении России было официально отменено конгрессом. А неофициально ничего двойного назначения в России купить официально нельзя. Действует. Да и санкции против России, свободе торговли не способствуют.

В целом, готовьте от 500 тыс. рублей до 1 500 000 за хороший и надёжный аппарат с наземной частью. Для начала. Ибо стоимость электроники для беспилотников - это космос. Цена одного только банального тепловизора приемлемого уровня начинается от 250 000 за «чёрно-белый» 750 000 рублей за цветной.

Что такое БПЛА с точки зрения военных и спасателей?

Комплекс БПЛА предназначен для решения следующих задач:

  • разведки и доразведки объектов противника с выдачей разведывательной видовой информации в масштабе времени, близком к реальному;
  • разведки местности с целью оценки обстановки;
  • радиоразведки высокочастотных средств связи;
  • контроля результатов применения средств поражения;
  • поиска пострадавших, потерпевших бедствие экипажей воздушных и морских судов;
  • контроля маскировки своих войск;
  • обслуживания стрельбы артиллерии;
  • сопровождения колонн;
  • охраны объектов.

Полёт БПЛА и функционирование его бортового оборудования выполняются в автоматическом режиме по заранее разработанной программе с возможностью оперативного изменения полётного задания и режимов работы бортового оборудования и целевых нагрузок по командам с СУ БПЛА на всю глубину действия БПЛА.

На чём летают БПЛА?

Все наши БПЛА по системе питания – электрические, работают на аккумуляторах или топливных элементах (ТЭ) импортного производства (последние астрономически дороги, дефицитны, запрещены к поставке в Россию). Тем не менее, от коллег из профильных НИИ известно о разработке экспериментальных российских топливных элементов с энергоэффективностью в 4 раза больше чем лучшие аккумуляторы, но их использование на данных аппаратах невозможно из-за несоответствия требований к противодействию ИТР (иностранной технической разведки.) На таких элементах аппараты способны показать рекордные результаты, близкие к «самолётным», т. е. «ходить» на радиус более 50 километров с общим пробегом 100 километров и более.

Чтобы 2 раза не отвечать на вопросы, скажу: нет, на двигателях внутреннего сгорания коптеры не летают, хотя возможен «привязной полёт» с проводами питания от наземного генератора. Например, для использования в качестве ретранслятора.

Чем БПЛА думает?

Наши аппараты снабжены экспериментальным универсальным автопилотом и инерциальной системой собственной разработки и изготовления. Программное обеспечение АП также оригинальное.

Возможности работы автопилота при программировании задания с компьютера:

  • оригинальные алгоритмы управления комбинируют данные от инерциальной системы навигации с трехосевыми гироскопами и акселерометрами, GPS, магнитометра и барометра для контроля и управления. Составление полетного плана проводится на карте, что позволяет в реальности видеть, где и как будет выполняться полет
  • В программе существуют несколько типов шаблонов полётного плана: полёт по треугольнику, прямоугольнику, кругу и сканирующий полёт. При выполнении полётного задания существует возможность управлять устройствами на борту, например, спуском фотоаппарата, сброс полезной нагрузки, включение освещения.

Легко ли сбить коптер средствами ПВО или РЭБ?

Кстати, для тех, кто не в теме. РЭБ - это разновидность вооружённой борьбы, в ходе которой осуществляется воздействие радиоизлучениями (радиопомехами) на радиоэлектронные средства систем управления, связи и разведки противника с целью изменения качества циркулирующей в них военной информации, защита своих систем от аналогичных воздействий, а также изменение условий (свойств среды) распространения радиоволн.

Легко сбить профессиональный аппарат? Очень нелегко. Сначала его надо, как минимум, заметить или засечь старт аппарата по излучению пульта ДУ силами установок РЭБ (радио-электронной борьбы). Ну, а в полёте, начиная с высоты 100 метров, аппарат практически незаметен, а при его «бесшумности» и не слышен. Любительские же (хоббийные) аппараты, уязвимы даже против сильного порыва ветра, а их дальность и скорость программно и аппаратно ограничены.

Хотя, многие издания пишут об огромных успехах России в части перехвата управления беспилотниками. В частности, в качестве таковой называют изделие «Автобаза».

Как пишет Fightglobal, она вряд ли будет использоваться для защиты ядерных объектов, потому что может помешать радарам ЗРК.

Почему же? Кому надо – мешает. А кому надо – помогает. По сути, крылатая ракета – тот же дрон. Только одноразовый.

В статье отмечается, что «Автобаза» используется в составе мобильного комплекса радиоэлектронного подавления и предназначена для разведки импульсных самолетных РЛС бокового обзора, РЛС управления оружием класса «воздух-земля», а также РЛС обеспечения полетов на малых высотах. Поэтому, пишет издание, «Автобаза» могла бы стать идеальным инструментом для того, чтобы проникнуть в каналы связи, которые позволяют управлять БПЛА с удалённого компьютера. В общем, и в Иране и Крыму наши комплексы американские беспилотники сажали. Это факт.

Да, и, кстати, вы давно смотрели в небо?

Существует проблема в системе управления аппаратом, в его способности автономно выполнять поставленную задачу, в возможности работать в условиях постановки помех или потери связи с источником управления или спутниковыми сигналами позиционирования. Это заставляет аппарат перейти в полностью автономный полёт, используя лишь свой ИИ (искусственный интеллект) и скудные данные бортовой системы навигации, крайне недостоверные в условиях РЭБ противодействия.

По статистике, при возникновении в полёте хотя бы одной ситуации из вышеперечисленных, примитивные любительские китайские автопилоты «сходят с ума», аппараты «улетают обратно в Китай» и, как следствие, «превращаются в дрова» - говоря на жаргоне современных «коптероводов». То есть, всё заканчивается гибелью аппарата с дорогостоящим электронным оборудование и невыполнением задания. Кроме того, в программах есть масса «закладок», заданных производителем, которые не позволяют осуществлять полеты в запретных зонах, например, в районе аэропортов, что в ряде случаев делает их практическое использование невозможным.

Также автопилот способен при необходимости работать без внешнего программирования и пульта ДУ (дистанционного управления), путем выбора соответствующего режима на самом аппарате. В этом случае развертывание и старт БПЛА возможны из любой точки поверхности без предварительного программирования и ограничены по времени лишь «холодным стартом» системы навигации и самокалибровкой систем датчиков, акселерометров и гироскопов.

При автоматическом взлёте аппарат выполняет одну из заранее записанных траекторий с набором необходимых действий в каждой точке и на маршруте (фотографирование/видеосъемка), сброс полезной нагрузки, переход в режим ретрансляции сигнала или передачи видео с борта.

А что там у соседей?

УКРАИНА

Наши украинские коллеги весьма и весьма продвинулись в этой тематике и активно подглядывают за действием ополчения Донбаса и Луганска. А поскольку все учились в одной школе, воевали в одном Афганистане, Чечне, Осетии (правда уже за разные команды), то боевой опыт у всех примерно одинаков. Поэтому безумно интересно наблюдать за некими потугами коллег на высокотехнологичность. Помните популярный мультфильм «Простоквашино»? «У вас, что, денег нет? Деньги у нас есть, у нас мозгов не хватает». Да, их не хватает, но причина тут скорее психологическая, чем экономическая. Ментальная. Спросил тут у коллеги, который по «ту сторону баррикад»: “И не стыдно, украинским военным впаривать такой трэш за астрономические деньги?”. Получил честный ответ: “Понимаешь, Витя, Крым мы потеряли, войну уже проиграли, а кушать на что-то надо. Когда война кончится». Вот и летают в небе Новороссии уродцы, переделанные из авиамоделек с привязанными скотчем мобильными телефонами, и снимают, снимают, снимают. А потом на это место прилетают снаряды и мины. Кстати, пожалуй, это один из немногих случаев, когда количество переходит в качество, именно благодаря случайно найденным целям. Мало того, степень подлога поставок для украинских военных достигает удивительных размеров, а именно, купленный в Китае за сто долларов «плюшевый» автопилот («мозги») «прошивается» свободной прошивкой и продается украинским военным в качестве удивительного и сакрального оборудования «цены немалой» Ну, разве заставка в программе меняется. Например «OPENPILOT» на «CIBERNETICO» Поэтому эти чудо-аппараты и сыплются на головы ополченцам в виде «дровишек», даже и сбивать не надо.

Здесь я сошлюсь на нашего партнёра, генерального директора РосНИИИТ Александра Золотова:

США

Для обеспечения новой армии соответствующим вооружением и военной техникой военно-промышленный комплекс США работает над реализацией комплексной программы перевооружения национальных вооружённых сил под названием "Боевые системы будущего" (Future Combat Systems - FCS).
Программа FCS состоит из 18 компонентов и двух отдельных "надсистем". Эти две надсистемы - "солдаты" и "средства связи". 18 остальных компонентов разделены на четыре подгруппы: "сухопутные управляемые боевые машины", "сухопутные боевые автоматические машины", "автоматические летательные аппараты" и "отдельные устройства".
Каждый из этих компонентов разрабатывается в виде отдельной программы. Это касается не только проектов беспилотных летательных аппаратов и ракет, разработка которых относительно проста (надо создать один единственный вид оружия), но также более сложных систем. Таких как программы "солдаты будущего" (Future warrior) и "систем электронных коммуникаций", ("Системы управления, коммуникации, сбора и обработки информации, наблюдения и разведки", Command, Control, Communications, Computer, Intelligence, Surveillance and Reconnaissance или просто C4ISR.)
В сущности, именно эта последняя система связи с громоздким названием и есть основа основ FCS, ее скелет, нервная система - единая информационная сеть. Все остальные компоненты - танки, "дроны", спутники, командные центры, даже сами солдаты - станут щупальцами этого огромного спрута, и именно от того, насколько успешно будет функционировать C4ISR, будет зависеть успех действий группировки FCS

РОССИЯ НАШИХ ДНЕЙ

Ну, за связь без брака, как шутили в СССР связисты в свой профессиональный праздник. А если серьёзно? Извольте:

В соответствии с новой доктриной армии США (FCS) боевые действия начнутся без подготовительного периода и времени на приведение войск в боевую готовность у нас не будет. Существующие средства разведки и система связи просто не успеют среагировать на вторжение. О какой оперативности может идти речь, когда связь в ВС РФ до НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ШНУРОВЫМ КОММУТАТОРОМ П-209И! А время обработки и передачи информации с существующих БПЛА доходит до 12 часов! Ситуация осложняется и тем фактом, что научно - технический потенциал, особенно в сфере автоматизации и связи фактически уничтожен. Средний возраст ведущих научных сотрудников в отраслевых НИИ и НПО составляет 60 лет. Да и военные учёные, это - уже не военные, но ещё не ученые. Принимаемые на вооружения образцы техники, зачастую не соответствуют тем техническим заданиям (что и отмечено в докладе 16 ЦНИИИ МО РФ), которые выдавались при размещении заказов. В отдельных случаях дело доходит до прямых угроз офицерам - членам приёмных комиссий, при отказе от подписания актов приёмки - со стороны представителей ВПК и коррумпированного генералитета. Фактически, выделяемые на оборону и поддержку отечественных производителей колоссальные средства, как минимум используются неэффективно, а зачастую просто разворовываются.

После снятия с боевого дежурства МБР "Воевода", единственной на сегодняшний день российской ракеты, способной эффективно преодолеть ПРО вероятного противника, вполне возможно повторение "югославского сценария". В общем, глубоко уважаемому мной, В.В. Путину есть над чем задуматься.

Фактически, выделяемые на оборону и поддержку отечественных производителей колоссальные средства, как минимум используются неэффективно, а зачастую просто разворовываются. Увы. Бжезинский, Збигнев Казимеж (1928 г.р.) — американский политолог, социолог и государственный деятель польского происхождения — был прав, всё идёт по плану США.

Но мы не отчаиваемся. Делаем что можем. Сейчас считаем, что самое главное - это Новороссия. Ей и помогаем. В меру сил. Не очень, увы, больших. Но по-прежнему мечтаем и о новых мировых рекордах, и о большой науке. Помощников бы побольше. А не советчиков.

Для желающих узнать больше о Русском Воздухоплавательном Обществе — подробности на нашем сайте: http://pbo.ru/

Берегите себя. И «Смерть фашистским оккупантам!» - любимый лозунг детства, мы ещё хорошо помним.

Виктор Галенко, вице-президент Русского воздухоплавательного общества, специально для Информационного агентства REX.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (3):

Alex
Карма: 4
20.11.2014 11:36, #26867
Стоит по теме дронов отдельно остановится на их применении США в качестве не только пассивных наблюдателей, но и как орудий уничтожения террористов. Причем Соединенные Штаты настолько увлеклись в применении боевых дронов для этих целей, что теперь считают не нужным спрашивать разрешения на стран на подобную деятельность в результате которой гибнут в несколько раз больше невинных мирных жителей нежели самих террористов.
Plato
Карма: 63
20.11.2014 13:56, #26868
В ответ на комментарий Alex #26867 (20.11.2014 11:36)
Это Вы верно заметили, потому что, действительно, слишком много пострадало мирных жителей из-за американский беспилотников, особенно на территории Ближнего Востока. К сожалению, беспилотники не единственная причина гибели невинных людей, ведь "цветные революции" уносят намного больше жизней.
victorgalenko
Карма: 7
21.11.2014 23:22, #26880
Боевая работа БПЛА в Новороссии

http://www.youtube.com/watch?v=j4-ZWf-5h4M&list=
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть