У России нет хорошей информационной политики

10 сентября 2014  23:07 Отправить по email
Печать

Сегодня мало кто сомневается, что враги хотели бы повторения киевского майдана в Москве и развала России по украинскому сценарию. Эта угроза настолько близка и очевидна, что заставляет российские власти немедленно реагировать. Но пока реакция эта ситуационная, недостаточная, поверхностная, а порой – даже вредит интересам России. Наиболее заметны проколы в области информационной политики. А это сегодня – критическая значимая сфера.

Украинский кризис привлек к России симпатии многих народов, политических сил и политически-активных граждан. Консервативные силы восприняли Россию как своего союзника и, даже, глобальный флагман правой идеи. Но Россия пока не заслужила этот «кредит доверия». В реальной информационной политике у нас все так же господствует пропаганда избыточного потребительства, эгоизма, распущенности нравов…

Это ошибка, так сегодня мы живем в условиях экономического кризиса. Стабильность и само выживание российской политической системы от того, чтобы не было сильного недовольства граждан. А сегодня мы видим усиление расхождений между высокими запросами и ожиданиями граждан и снижающимися возможностями экономики эти запросы удовлетворить.

Усиление разрушительных тенденций в условиях современного информационного общества

Хорошо известно, что в XX веке достижения науки и техники открыли эффективные технические средства для воздействия на массовое сознание и, даже, програмированиия массового поведения. Появились и эффективные социальные технологии воздействия на массовое сознание. Эти достижения широко и ежедневно используются в коммерческих целях и в политике.

Современное общество называют «информационным», за то обилие и ту роль, которую в нем играет информация.

Кроме того, сегодня информационные каналы перегружены негативом, который создает и углубляет давящее ощущение социального стресса. Именно это ощущение непрерывного стресса порождает желание уйти в загул, забыться, ощутить себя свободным от давящего груза общих проблем.

Современное общество порождает у человека сильнейшую мотивацию к субъективно понимаемому «жизненному успеху». Мотивация эта тем сильнее, что мы живем в условиях информационного общества, когда избыточная и навязчивая рекламная информация оказывает нарастающее мотивирующее давление на личность. Изобилие противоречивой информации искажает сознание людей и нередко формирует нездоровые и завышенные потребности. Наше общество в значительной степени заражено тягой к несбыточным желаниям, иллюзиями и болезненной тягой к легкой и красивой жизни. Эта тяга часто иррациональная и подсознательна и никак не хочет считаться с нашими объективными возможностями.

Избыточная мотивация вызывает сильнейший социальный стресс. В современной России этот «мотивационный» стресс чрезвычайно силен и стал важной причиной многих личных трагедий, смерти россиян и, даже, снижения численности населения. Снимать стресс россияне часто стараются не отдыхом, а иным, еще более сильным стрессом. Даже беглый анализ медицинской статистики показывает, что россияне умирают не столько во время работы, сколько вследствие проведения досуга.

В наше время искусственно создаваемая жадность подталкивает развитие цивилизации. Она – как кровь для млекопитающего или бензин для автомобиля.

Человек в разные эпохи работал с разной интенсивностью. Капитализм так сильно мотивировал человека на труд и успех, что теперь экономическое сознание нередко перевешивает даже основные природные инстинкты. Мысли человека, цели, ценности, действия, его сознание тесно интегрированы в глобальную гонку за материальными благами. Человек превратился в homo economics и в этом качестве обретает целостность, утрачивая однако богатство внутренней жизни.

Жизнь превращается в игру, в яркое и увлекательное приключение, затягивающее, манящее зыбкостью горизонтов и осязаемым материальным изобилием. Она расцвечена невероятными красками. Но есть и «побочные эффекты». Чтобы преуспеть, человек должен отбросить «балласт», то все то, что может задержать в забеге за доминированием. Семья, дети, любовь (как чувство, а не как технология), богатая палитра эмоций, сомнения – мы каждый день выбрасываем это за борт.

Тотальная экономизация нашего сознания вызвана не объективными факторами, а ростом, уплотнением, усилением агрессивности информационных потоков, формирующих наше сознание. Над нами уже не стоит диктатор, надзиратель или нормировщик, заставляющий нас трудиться. Но мы сами себе и диктатор и надзиратель, мы сами выжимаем себя до изнеможения.

За последние сто лет физиологически человек изменился не существенно, а вот плотность информационного потока, оказывающего прямое воздействие на наше сознание, выросла в сотни раз. Яркие пятна уличной рекламы, сотни телевизионных каналов, радио в машине, тысячи людей вокруг нас что-то обсуждающие, куда-то идущие, во что-то одетые… Информационное море хлещет в мозг сквозь опрокинутые шлюзы.

Вовсе не собственная банальная предприимчивость управляет сегодня сознанием и действиями россиян. Соблазн и страх, привитые и поддерживаемые информационными потоками – вот истинный источник запредельной мотивации и многих социальных болезней.

Искажение сознания вследствие давления информационного общества проявляется не столько в сфере трудовой активности, где наше сознание остается конкретным и рациональным. В гораздо большей степени оно проявляется в сфере досуга, который всегда отодвинут «на потом», в туманную область иллюзий и мечтаний, куда почти не проникает свет разума. Наш досуг стал прибежищем иррационального отношения, попыткой дотянуться до несбыточной и нездоровой мечты.

Необходимость регионального ограничения информационных потоков. «Россия двух скоростей"

Думается, что информационная политика в России должна быть более четко разделена по региональному признаку. Должны быть «заповедные уголки» куда нет доступа нынешней соблазняющей масс-культуре. Где есть своя, другая культура. Где изучаются и пропагандируются молодежи семейные ценности. Где есть место религии, искренней вере. Где деньги, - не фетиш, не смысл жизни и не источник страстей.

Чтобы страна сохраняла политическую устойчивость, информационная политика Россия должна развиваться «на двух скоростях». Богатые регионы России могут позволить себе жить так, как живут сейчас. Здесь - высокий жизненный уровень, здесь есть возможность реализовать себя. И даже бич России – быстрое сокращение числа трудоспособных здесь не проблема, так как сюда стекаются тысячи трудовых мигрантов.

Человека сам выбирает свой образ жизни, свою судьбу. Мигрант, приехавший в большой город ради того, чтобы прожить жизнь, полную впечатлений и удовольствий, реализовать себя, сознательно делает свой выбор.

Но должны быть и «заповедные уголки Родины», где человек наслаждается жизнью, не стремясь к немедленному материальному изобилию. Уголки, где в семьях – много детей, где не столь ощутима конкуренция за раздел социального пирога. Где не надо убивать в себе человеческое, а можно просто жить и наслаждаться жизнью.

Избыточная мотивация там, где у большинства населения нет возможности реализовать себя, превращается в источник массовых пассивных страданий.

Иллюзия потребительского общества. Общество сжимающегося потребления

И, наконец, я хотел бы коснуться еще одной сложной проблемы. А именно - роста потребления иллюзорных, виртуальных услуг вместо вполне реальных продуктов и товаров.

Современную Россию вполне можно считать страной, где уже сложилось «общество потребления». Но, в отличие от богатых западных стран у нас главный потребляемый товар – образы и иллюзии. Ради того, чтобы покупать эти иллюзии, россияне порой экономят даже на продуктах питания или качественных товарах повседневного спроса.

В «сытые» 2000-е годы доходы россиян в долларовом эквиваленте выросли в несколько раз. Было хорошо, но это - «в среднем по палате». Кто-то скупал яхты, футбольные клубы, акции зарубежных компаний и бриллианты, а большинство россиян просто перестали голодать и в кредит купили бытовую технику.

В реальности за четверть века произошло существенное сокращение потребления важнейших благ. По данным Росстата большинство россиян стало хуже есть, хуже одеваться (в смысле качества материалов, из которых изготовлена одежда), и вынуждены обставлять квартиры мебелью, содержащей токсичные материалы. Даже официальная статистика подтверждает, что ухудшение потребления имело место по большинству товарных групп. Ниже, в табл.1 мы приводим данные Росстата. По сравнению с концом 1980-х (помните, это когда были очереди и дефицит!), россияне ограничивают себя в питании; стали меньше ездить и летать. Излишне напоминать, что и тогда мы не жировали и нынешнее падение потребления продуктов – признак национальной катастрофы.

Табл.1. Динамика физических объемов потребления

Годовое потребление основных продуктов питания, на человека, кг., т.ч.:

1989

2000

2008

2012

Хлебные продукты

115

118

101

119

Мясо и мясопродукты

69

46

55

68

Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко)

369

229

240

249

Яйца, шт.

309

210

250

276,2

Строительство жилья предприятиями и организациями всех форм собственности, тыс. квартир

1210

375

714,1

912,1

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом, млн. чел.

3143

1419

1278

1059

Перевозка пассажиров воздушным транспортом, млн. чел.

90

22

40

76

Посевная площадь всех сельскохозяйственных предприятий, млн.га

112,1

69,1

76,9

77,7

Поголовье КРС, млн. голов

45,3

16,4

21,1

19,5

Телевизоры цветного изображения, тысяч штук

3279

2304

7332

8612

Легковые автомобили, тысяч штук

971

1020

2038

2780

Даже длительный период экономического роста (2000-2011 гг.) не смог компенсировать провалы девяностых. На потребительском рынке в 2000-е годы рост, как правило, шел в сфере «новой экономики» - то есть в сфере гаджетов, модных игрушек, навязанных потребителю массированной рекламой.

Нет общества потребления, нет потребления, нет общества…

По большинству важнейших товарных групп видим снижение социальных благ. Так называемый «социальный пирог» сжался до пирожка с картошкой. Но одновременно Россия все еще ослеплена блеском роскоши и потребительства.

Беда России не в том, что у нас нет никакого потребительского общества, а в том, что нет общества вообще. Проблемы одной части россиян не заботят их более удачливых сограждан. Между беднейшими слоями России и богатой, благополучной ее частью пропасть столь глубока, что население благополучных мегаполисов вообще не представляет истинных масштабов бед своих сограждан.

В девяностые я служил в депрессивном сибирском городке Юрга. Телевидение вовсю смаковало подробности войны на родном мне Кавказе, а я своими глазами видел трупы замерзших бомжей на юргинских улицах. Но стало ли в «сытые» 2000-е российское общество хоть чуточку терпимее к бедствующим согражданам? Нет! Недавно телевидение скрытой камерой снимало реакцию россиян на просьбы переодетых «бомжей». Большинство прохожих брезгливо морщились или проявляли агрессию. А ведь в трудной ситуации всего двое суток без пищи и современный человек превращается в тупое животное, покорно дожидающееся собственной участи.

Статистика наглядно показывает опасное для общества снижение уровня потребления. Еще более важным фактором, маскировавшим сжатие потребления товаров и услуг, стало растущее потребление образов. Как показывают данные продаж, россияне все охотнее платят за самообман. Так, с 2000 года в стране в 3,5 раза выросло потребление телевизоров. Это – один из немногих рынков потребительских товаров, демонстрирующий столь хорошую динамику и наглядный пример роста потребления иллюзий нашим обществом. С чем, если не с погоней ли за иллюзией связан и рост продаж алкоголя в России – более чем в 3 раза за пятнадцать «постиндустриальных» лет?..

Жизнеспособность политической системы в России (и жизнеспособность самой России!) сегодня прямо зависят от эффективности информационной политики. Если в кризис наша неуклюжая информационная политика продолжит будить в людях жадность, то однажды они восстанут оттого что почувствуют себя обделенными. Напротив, сейчас нужно рассказывать им, что умеренность и скромность в потреблении – это еще не катастрофа. Что за эти благодетели человек может получить бесценные призы: сбереженное здоровье, крепкую семью, много любимых детей и счастье не остаться одиноким.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

sergeev
Карма: 999
10.09.2014 23:22, #24685
Всё правильно, за исключением одного:
У РФ не только нет "хорошей информационной политики", а нет вообще никакой, за исключением абсолютно провальной.
Эй, кто там зав. агитпропом РФ? Покажись!
aleks 13x
Карма: 190
11.09.2014 15:16, #24716
"Думается, что информационная политика в России должна быть более четко разделена по региональному признаку. Богатые регионы России могут позволить себе жить так, как живут сейчас. Здесь - высокий жизненный уровень, здесь есть возможность реализовать себя". - Интересное мышление, автор хочет разделить общество на успешных богатых, но одиноких и на нищих несчастных, но многодетных. Дескать мегаполисы пусть зарабатывают и пользуются всеми благами, а провинция живя в избах снабжает их рабочей силой. И тут же негодуя заявляет, что существует большая пропасть между богатыми и бедными. Соглашусь с автором в одном, что пропаганда духовности и семьи должна быть обязательной и более массовой, но по всей стране, по всем слоям общества и во всех регионах не разделяя их на более или менее успешных.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть