Сформированная за последние двадцать лет (с 1994 года) в республике политическая вертикаль власти, основанная на силовом контроле над политическим пространством республики и отсутствии оппонентов в публичном информационном пространстве, доказала свою эффективность.
Население, чиновники, бизнес-элита, средний класс, гуманитарная интеллигенция и, в принципе, даже значительная часть прозападной оппозиции смирилась с той политической реальностью, которую президент республики и его администрация выстраивала все последние годы. Сегодня не видно ни одного направления, с которого для правящего клана могли бы исходить какие-либо именно политические риски внутри республики.
Население аморфно и политически индиферрентно. Перестало проявлять интерес к выборам всех уровней, включая президентские. Гражданская война на Украине с тысячами погибших, отразилась и на общественном мнении в республике. Сегодня подавляющая часть населения готова проголосовать за все, что угодно, лишь бы не было войны. Тем не менее, политическая апатия и неверие в то, что выборы могут что-то изменить со стороны той части населения, которая моложе 40-45 лет, скорее всего, приведет к тому, что эта часть населения вообще не придет на выборы в 2015 году. Сказывается и отсутствие любой вменяемой политической альтернативы Лукашенко.
Значительная, наиболее экономически активная часть населения, которая могла бы стать движущей силой каких-либо протестов или даже просто перемен в обществе, политике и экономике, вообще выдавлена из республики в Россию и на Запад по причинам политической и экономической стагнации, а также низкого уровня доходов, который может обеспечить нынешняя экономическая политика властей.
Сказывается также и то, что население запугано той репрессивной машиной, которая действует в республике в отношении несогласных. Поэтому желающих активно протестовать с каждым годом все меньше и меньше.
Чиновники также запуганы действующей системой надзора и подавления любых самостоятельных шагов. Если сопоставить степень свободы первых министров Лукашенко и нынешних, то она снизилась в разы. Сегодня министр — не самостоятельное лицо, принимающее решение по подведомственной отрасли, а лишь исполнитель поручений администрации президента и правительства.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В результате двадцати лет внутри системы произошел отрицательный отбор с активных и могущих самостоятельно принимать решения лидеров на безынициативных и лишенных любых лидерских и волевых качеств исполнителей. С одной стороны, это хорошо сказалось на стабильности и предсказуемости системы. С другой стороны, в республике жесткий кадровый кризис. На всех уровнях выше среднего отсутствуют новые молодые амбициозные кадры, а тасуется старая кадровая колода, которая с каждым годом становится все старше и старше. Поэтому в условиях прессинга сверху система работает, однако, как только прессинг исчезнет, система начнет разваливаться и очень быстро.
Бизнес-элита также научена горьким опытом тех своих коллег, у которых отняли бизнес по политическим и иным причинам, поэтому на сегодня можно сказать, что практически весь крупный и средний бизнес, который функционирует в республике, сегодня завязан на вертикаль власти.
Остается средний класс и интеллигенция, однако этим двум социальным стратам для активизации необходимы публичные лидеры, которые готовы будут действовать активно. Однако именно лидеров сегодня в белорусском обществе и не наблюдается, в результате чего ожидать каких-либо активных движений со стороны среднего класса и интеллигенции не приходится.
Не в лучшей ситуации и оппозиция. В ней также, как и в госаппарате происходят весьма показательные процессы деградации. Во-первых, значительная часть лидеров в силу возрастных причин вышла из разряда политиков первого уровня. Во-вторых, другая часть зрелых политиков в силу безынициативности и отсутствия лидерских качеств также сняла с себя в общественном мнении претензии на большую политическую игру. В-третьих, молодые лидеры не известны белорусскому обществу. Молодежь также разочаровалась в возможности что-то изменить через силовые акции и протест, и в силу целого ряда экономических причин сконцентрировалась на обеспечении элементарного выживания.
В результате тенденций деградации общественной жизни, власть даже вынуждена была немного допустить представителей оппозиции на телеканалы, чтобы показать народу хоть какую-то видимость дискуссии и «политического процесса». На этом фоне администрация президента с помощью силовых структур тотально и довольно эффективно в рамках созданной системы контролирует все политические процессы, протекающие в республике. Тем не менее, сложившуюся в общественно-политической и социально-экономической системе республики ситуацию можно вполне охарактеризовать по аналогии с такими же процессами в 70-е годы в Советском Союза и получившими название «застой».
Напомню, что период застоя в истории СССР, не имеет четких границ, однако, чаще всего, под ним историки понимают период правления Ленида Брежнева. Каковы характеристики этого периода и что общего в советском и белорусском застое?
Консервация политической системы. Отсутствие серьезных изменений в структуре правящего аппарата, привело к его заморозке. Если в начале своего правления Лукашенко еще пытался найти новые кадры, то за последние десять-четырнадцать лет никаких значительных кадровых изменений в системе нет. Чиновники передвигаются с одной должности на другую, не выпадая из системы, даже после отсидки в тюрьме.
Притчей во языцех стал пример вице-премьера Петра Прокоповича, который в свои 70 с лишним лет занимает 21 должность в правительстве: 1. Заместителя премьер-министра Республики Беларусь; 2. Представителя Правительства Республики Беларусь для участия в заседаниях Правления Национального банка; 3. Председателя Совета по развитию предпринимательства в Беларуси; 4. Председателя Межведомственного совета по государственной статистике; 5. Председателя комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров и т.д.
В результате, в настоящее время средний возраст членов структуры высшего государственного управления в Беларуси, как и во времена Брежнева, составляет 60-70 лет.
Возрастание роли силовых структур. Если в СССР это была армия и КГБ, то в Беларуси, в силу отсутствия серьезных внешних угроз и отсутствия необходимого финансирования армии, эта роль перешла к силовых структурам, призванным обеспечить политическую и экономическую стабильность режима: КГБ, Комитет государственного контроля (КГК), Следственный комитет, МВД.
Упадок аграрной промышленности. Несмотря на огромные дотации из бюджета (около 40 млрд. долларов за последние 10 лет) и бурный рост последние 2-3 года экспорта сельскохозяйственной продукции республики в Россию (достиг 2-3 млрд. долларов), сельское хозяйство республики остается глубоко убыточным. Система осталась прежней, в основании ее лежат совхозы и колхозы, которым, как и в советские времена, спускают разнарядки на урожайность, время посевов и уборки и т.д. Даже по официальным данным, около 60% всех предприятий Минсельхозпрода убыточны.
Нефть — основа экономики и валютных поступлений. Основные средства СССР получал от продажи нефти и газа за границу. В Беларуси аналогичная ситуация — около 50% валютной выручки идет в страну от продажи нефти и нефтепродуктов из российской нефти на Запад. С введением Россией нефтяных пошлин этот ручеек в разы сократился, в результате чего для продления агонии той экономической системы, что существует в Беларуси, Россия вынуждена каждый год дотировать белорусскую экономику кредитами. Конечно, это более короткий поводок, чем бесконтрольная продажа нефти и нефтепродуктов за границу, организованная белорусскими властями вместе с нефтяными компаниями России. В результате значительная часть валютной выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов через белорусский нефтяной оффшор стала возвращаться в Россию.
Загнивание общественной жизни и социальной активности населения. Эти явления мы также в полной мере наблюдаем в республике в виде оттока активного населения из республики и маргинализации общественно-политической жизни в стране. Можно сказать, что на сегодня период общественно-политического застоя в республике вполне оформился. И если не будет форс-мажоров, то продлится следующие пять лет до президентских выборов 2020 года.
Комментарии читателей (3):
Будем надеяться на успех Русского восстания, а там, дай Бог, - всё образуется.
Уйдёт он и появится Белорусский ФО,а ещё уместней- генерал-губернаторство.
Подавляющее большинство наших людей будут только за.