В Анкаре состоялась церемония инаугурации Реджела Тайипа Эрдогана, ставшего 12-м президентом Турецкой Республики. Власти предприняли максимум усилий для того, чтобы эта акция прошла как можно торжественнее, поскольку Эрдоган является первым президентом в истории республики, который был избран всенародным голосованием.
Не получилось. Если представители курдской и националистической партий решили принять участие в этой акции, то лидер главной оппозиционной Народно-Республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу решил лично ее проигнорировать, хотя предоставил членам партийной фракции принимать на сей счет самостоятельное решение. Те, кто наблюдал за прохождением церемонии инаугурации в парламенте по турецкому ТВ, не мог не почувствовать при появлении там Эрдогана заметного напряжения. Нервничал и председатель парламента Джемиль Чичек. Причина такой обстановки стала очевидной тогда, когда один из представителей НРП перед инаугурацией потребовал сначала слова, а когда ему в этом было отказано, бросил в председателя парламента Джемиля Чичека книгу с текстом конституции Турции, а вслед за этим депутаты от НРП демонстративно покинули заседание. Зная, что на инаугурацию прибыли представители более 40 стран, что она транслируется по многим европейским телеканалам, оппозиция решила таким образом нанести удар по медийному имиджу Эрдогана. На наш взгляд, ей это удалось, и что является сигналом начало нового, более жесткого тура обострения политической борьбы в Турции.
Дело в том, что на президентских выборах кандидат от правящей партии Эрдоган получил всего 51,8 % голосов избирателей. Общий от оппозиционных партий кандидат Экмеледдин Ихсаноглу набрал 38,5% голосов. Это при том, что Эрдоган, в отличие от своего оппонента, вовсю использовал в предвыборной борьбе административный ресурс. В итоге половина избирателей оказались в оппозиции курсу, проводимому правящей партией "Справедливость и развитие" (ПСР). Правда, достигнутый Эрдоганом результат позволил ему занять пост президента страны, но он не достаточен для осуществления заявленного сценария – для расширения президентских полномочий. Решение этой задачи возложено на нового главу правительства и нового лидера правящей партии экс-министра иностранных дел Ахмета Давутоглу. На предстоящих в марте парламентских выборах он должен обеспечить, как минимум, 330 депутатских мандатов из 550. Сейчас правящая партия имеет в парламенте 313 депутатов. Только большинством в три пятых голосов она может инициировать референдум об изменениях в конституции, необходимых для введения системы президентского правления.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Тут и начинается самое интересное. В дальнейшем Эрдоган, как глава государства, не сможет вести публичную жесткую политическую борьбу со своими оппонентами. Хотя Давутоглу до сих пор позиционировал себя в качестве безоговорочно преданного Эрдогану, никто не знает, как он поведет себя дальше, а точнее, в какую сторону его поведут события, влиять на которые он окажется не в состоянии. Речь, в первую очередь, идет о региональных геополитических процессах, с которыми Давутоглу на посту главы МИД откровенно не справлялся. Неслучайно лидер НРП Кылычдаоглу назвал его "самым слабым министром иностранных дел за всю историю республиканской Турции". Самые большие сложности для экс-министра иностранных дел, а ныне премьер-министра, начинаются уже сейчас, когда Турции с трудом удается контролировать противоречивую ситуацию на Ближнем Востоке, а США постоянно продвигают в регионе не согласованные с ней проекты.
Маловероятно и то, что Давутоглу будет выступать в роли главного идеолога в продолжении экономических реформ при наличии в правительстве серьезных профессионалов, деятельность которых во многом способствовала выдвижению Турции в формат "большой двадцатки", а по темпам развития - в первую десятку государств мира. Единственный ресурс Давутоглу, который позволит ему состояться как главе правительства, это - консолидация общества на основе укрепления принципов демократии в общественно-политической жизни страны, в управлении государством, что может вывести его из-под контроля Эрдогана, тем более что, возглавив правящую партию, он получает возможность вести самостоятельную кадровую политику. В противном случае сохранить авторитет в партии ему не удастся – особенно в ситуации, когда в ее ряды решил вернуться экс-президент Абдуллах Гюль, которого Эрдоган вместе с Давутоглу откровенно "задвинули".
Гюль может стать серьезным оппонентом Эрдогана и создать в партии свою оппозицию. Не случайно Давутоглу заявил, что не намерен до очередного съезда партии, который намечен на 2015 год, менять ее руководство. Это – первая попытка выстроить барьеры на пути Гюля. Кстати, накануне в турецкие СМИ просочилась информация о об итогах проведенных ранее закрытых социологических опросов, согласно которым 76% членов правящей партии желали бы видеть на посту премьер-министра Гюля, и только 1% поддержал Давутоглу. В этой связи многие турецкие эксперты считают, что раскол в правящей партии - вопрос ближайшего времени. Как заявил в этой связи директор Центра стратегических исследований Kafkassam (Анкара) Хасан Октай, "между соратниками по партии Эрдоганом, Давутоглу и Гюлем наметился раскол, который усугубился после президентских выборов". По его словам, "назначение Давутоглу премьер-министром пошло вразрез с чаяниями других групп внутри ПСР, и ему будут сложно, с одной стороны, удержать единство в партии, с другой — выполнять инструкции президента, с третьей - выдерживать удары оппозиции". Тем более что так называемые "молодые", заявляющие о своих политических амбициях, уже ввели в поле жесткой дискуссии вопрос о будущем партии, что, по мнению проправительственной газеты Yeni Şafak daily, остро ставит и проблему о возможности сохранения "политической гармонии между премьер-министром и президентом". К тому же свое слово ещё не сказали и такие турецкие политические "тяжеловесы", как вице-премьер Бюлент Арынч и заместитель председателя правящей партии Нуман Куртулмуш.
Сейчас вся интрига состоит в том, в каком состоянии Турция, и в особенности ее правящая партия, дойдут до выборов в парламент в марте 2015 года. Пока очевидно, что избранный президент Турции Эрдоган будет стремиться сохранить свое влияние на политику страны через режим "ручного управления". В то же время ни один политический актор в Турции не даёт возможности четко определить, какие сюрпризы готовит ей будущее. 29 августа Давутоглу, 26-й премьер-министр Турции, приступит к формированию нового правительства. Отчет времени в тандеме Эрдоган-Давутоглу начинается. И если к 2015 году Давутоглу не справится с поставленными перед ним задачами, можно будет констатировать, что "аппаратный переворот " в Турции все же состоялся.
Комментарии читателей (0):