100-летие начала Первой мировой войны и 70-летие окончания Второй мировой войны, а также всё возрастающая конфронтация на Украине, снова ставят вечные вопросы о причинах войны и мира, о смысле человеческой жизни и правильности человеческого поведения. Современная наука не в состоянии прогнозировать мировые конфликты и управлять ими. Не может она и найти удовлетворительные ответы на экзистенциальные вопросы: что такое человек, что такое жизнь, что такое смерть, почему события происходят именно таким образом, а не иначе, и др. Конечно, есть научные методы, которые позволяют предсказывать определённые события с определённой долей вероятности, но не более того. Это объяснимо, поскольку невозможно учесть всё многообразие личных, социальных и природных факторов, влияющих на масштабные социальные процессы и создать модели, адекватно отражающие действительность. Люди, обладающие властными полномочиями, также ограничены в своих возможностях по управлению социальными процессами. Далеко не всё зависит от их решений и сами они зависимы от многих обстоятельств и условий. Исторический процесс представляется стихийным и, в решающей степени, метафизическим. Под метафизикой в данном случае подразумевается абстрактное и мистическое познание: речь идёт о философии и религии. В критические периоды истории и сложные моменты личной жизни люди обращаются к философии и религии как способам логического, интуитивного и мистического познания окружающего мира, в своём стремлении найти решение важнейших проблем.
Человечество часто сталкивалось с масштабными войнами на протяжении своей истории и пыталось осмыслить этот феномен с художественных, философских, религиозных и иных позиций. Памятников таких исследований много и все они, безусловно, представляют большой интерес. Более известны документы европейской цивилизации, которая сформировалась под влиянием идей античности, христианства и западного рационализма. Но есть и уникальные произведения других цивилизаций, которые представляют собой результат длительного политического, религиозного, культурного и интеллектуального развития в рамках соответствующей эпохи и среды.
Опыт познания древнеиндийской ведической цивилизации изложен в религиозно-философской поэме Бхагавад-Гита (Песнь Господня). Это часть состоящей из 18 книг древнеиндийской поэмы «Махабхарата» - повесть о Великой Войне. Историки по-разному определяют время её создания и реальность описываемых военно-политических событий, но в восприятии древних индийцев они были аналогом мировой войны. Бхагавад-Гита представляет собой мировоззренческое осмысление описываемых в поэме сюжетов с точки зрения древнеиндийской религии и философии. Это важно, интересно и поучительно и с позиции сегодняшнего дня. Рассмотрим основные посылы этого во многих отношениях удивительного сочинения.
Прежде всего, отметим, что ведическая религия Бхагавад-Гиты не политеизм (язычество), а монотеизм. Согласно тексту, Бог Бхагавад-Гиты - Абсолютная Истина, Господь всех существ, нерожденный вездесущий и вечный, являющийся при помощи специальной энергии - майи. Он - Вечная Божественная Личность, Высший Дух, пребывающий в сердце каждого существа, способный принимать любую форму и являться в человеческом образе. Такой подход напоминает христианскую и мусульманскую традиции.
Как сказано в Бхагавад-Гите, существует материя и познающий её дух. Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум, эгоизм - это всё виды и свойства материи. В конце каждого космического дня – кальпы, все существа входят в Божественную личность, а в начале следующей возрождаются. В представлениях древних индийцев видится определённый дуализм материи и духа, утверждение глобального циклического подхода в отношении физических тел, времени и событий. Всё материальное исчезает, но неизбежно появляется вновь.
Каковы взаимоотношения индивидуальной души, Бога и материи? Бхагавад-Гита: Душа - частица Высшего Духа, попав в материальный мир, привлекает находящиеся в материи чувства и разум. Материя является причиной возникновения тела и чувств; дух считается причиной восприятия радости и страдания. Высший Дух и душа каждого человека вечны, они никогда не прекратят существование. Душа не рождается и не умирает. Она не погибает, когда убивают тело. Душа переходит из одного тела в другое. Душа каждого человека это часть Бога, она бессмертна. Человек это сочетание души и материи, где материальная составляющая определяет чувства и разум.
Очень интересной представляется в Бхагавад-Гите трактовка основных свойств материи через специальные категории. В книге говорится, что природа имеет три основных качества, называемых гуны - благость, страсть и невежество. Они связывают вечное существо - душу, когда оно попадает в тело, и заставляют каждого человека действовать в соответствии с ними. Материальная природа человека накладывает на него определённые правила поведения, обусловленные самим фактом его существования в физическом мире. Существование человека в материальном мире и под действием материальных сил, согласно рассматриваемой традиции, обрекает его на страдания. Разрыв связи со страданием в Бхагавад-Гите именуется йогой. Чтобы достичь духовного совершенства, одни созерцают Высший Дух через внутреннее сосредоточение (медитацию), другие - совершенствуя знание, а иные - через практическую деятельность без привязанности к её плодам. Не знающие этих путей, поклоняются Высшему Духу, слушая других.
Удивительно, но древние индийские учёные уже владели системным подход в изучении окружающего мира, считая его основным, вытекающим из самой божественной природы мироздания. Знанием в Бхагавад-Гите называется постоянство в самопознании, понимание цели постижения Истины. Всё отличное от этого есть неведение. Знание, с помощью которого человек видит во всех существах единую непреходящую природу, неразделенную в раздельном, есть знание в гуне благости. Знание, посредством которого видят разделенность сущностей различных созданий из-за разделения тел, считается знанием в гуне страсти. Знание, порождающее привязанность к одному единственному следствию, без учета всеобщей причины, не отражающее истину, ограниченное, называется знанием в гуне невежества. Мудрец, укротивший чувства, ум и разум, стремящийся только к освобождению, отбросивший желания, страх и гнев, - навсегда свободен.
На основании глубокого онтологического и гносеологического фундамента Бхагавад-Гита переходит к праксеологии – теории деятельности. Для живого существа невозможно отказаться от действий. Необходимо исполнять свой долг, ибо деяние лучше недеяния. Бездействуя, человек не сможет даже поддерживать свое тело. Невежественный человек совершает действия с привязанностью к результатам, в то время как мудрые действуют без привязанности, ради блага людей.
Исходя из воздействия гун, деятельность, которая предписана, свободна от привязанности, которая совершается без любви и ненависти и без желания плодов это деятельность в гуне благости. Деятельность, которая совершается желающим исполнения желаний, или из эгоизма, или с большим усилием, является деятельностью в гуне страсти. Деятельность, совершаемая вследствие заблуждения, без учета последствий, причиняющая гибель и страдание другим - деятельность в гуне невежества.
Метафизический посыл о действиях и деятельности в природном мире определяется и через категорию кармы: жизненное предназначение человека определяется его предшествующими действиями. Бхагавад-Гита устанавливает необходимость совершения человеком деятельности в физическом мире и критерии деятельности в зависимости от нравственных мотивов, целей и комплексного учёта последствий. Оптимальны те действия, которые направлены на благо людей, не содержат эгоизма и не причиняют страдания другим людям.
На основе Абсолютной Истины, свойств души и материи, уровня духовного развития и кармических следствий, Бхагавад-Гита определяет социальную структуру древнеиндийского общества. Как сказано в книге, в соответствие с разделением природных гун, Господом созданы четыре сословия: брахманы; кшатрии, вайшьи и шудры. Спокойствие, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, правдивость, мудрость, самоосознание, вера в Бога - обязанности и качества брахманов. Героизм, сила, стойкость, находчивость, храбрость в битве, благородство и умение руководить - обязанности и качества кшатриев. Земледелие, скотоводство, торговля - обязанности вайшьев. Служение другим - обязанность шудр.
Социальные функции, роли и личностные качества представителей социальных слоёв в Бхагавад-Гите неразделимы. Характеристика управленческих групп – брахманов и кшатриев – акцентируется на нравственных качествах, а в отношении управляемых – вайшьи и шудры - названы только функциональные задачи. Отсюда вытекает важное следствие: управленческие кадры, элита, должна обладать выдающимися характеристиками с точки зрения понимания экзистенциальных основ устройства мира, личного поведения и профессиональных компетенций.
Как говорит Бхагавад-Гита, лучше исполнять свои обязанности несовершенно, чем чужие в совершенстве. Это связано с тем, что социальный статус каждого предопределён гунами и кармой. Добросовестное исполнение собственных функций - самое правильное поведение человека. Когда герой эпоса военачальник Арджуна пытался в смятении уклониться от сражения, и думал, что не будет сражаться, то ему было сказано, что его собственная природа всё равно вовлечет его в битву. Война и мир не зависят от воли конкретных людей. Это предопределённая данность. Господь, в воплощении царского советника Кришны, обращаясь к Арджуне, говорит, что он – это само время разрушающее мира и все воины участвующие в битве неизбежно погибнут, но души их бессмертны. Господь призывает Арджуну сражаться невзирая на личные привязанности, поскольку таков его долг военноначальника.
В этом видится глубокий смысл. Человеческое существование предполагает оптимальное исполнение своих обязанностей в социальной среде и эта установка обязательна для каждого представителя каждой социальной группы. Личные привязанности не должны препятствовать исполнению предписанного долга. Внешние глобальные события не зависят от воли конкретного человека, они предопределены свыше. Всё материальное в этом мире имеет разрушительную тенденцию, но это необходимое условие духовного роста и последующего возрождения.
Духовное развитие человека зависит не только от социального статуса. Люди в гуне благости поклоняются полубогам; люди в гуне страсти поклоняются демонам, а люди в гуне невежества поклоняются духам и привидениям. Согласно Бхагавад-Гиты, каждому будет по вере его. Поклоняющиеся полубогам идут к полубогам, поклоняющиеся предкам идут к предкам, поклоняющиеся духам и призракам идут к духам.
Вне социальной стратификации оказывается и другая классификация людей по их внутренним качествам, которая содержится в Бхагавад-Гите. Она различает божественную и демоническую человеческую природу. Божественная природа ведет к освобождению, демоническая - к рабству. Демонические люди не знают, что следует делать и чего не следует, у них нет ни достойного поведения, ни правды. Они говорят, что мир лишен духовного основания. предавшиеся похоти и гневу, они стремятся удовлетворить свои желания, добывая богатства незаконными путями.
Самое важное для достижения совершенства на пути духовного развития и социального поведения, говорит Бхагавад-Гита, это избавиться человеку от действия природных сил - гун, стать выше их. Следует освободиться от двойственной духовной и материальной природы, от стремления к приобретению и сохранению, научиться равно относится к почестям и поруганию, другу и врагу. Когда человек осознает, что различные состояния бытия существ пребывают в Едином и от Него происходят, он достигает Высшего Духа. На этом уровне он освобождается от рождения, смерти, старости и страданий и достигает бессмертия.
Конечно, духовный и философский опыт древней Индии не может быть напрямую применён к жизни Русского мира, который представляет собой, прежде всего, Православную цивилизацию. Но, с другой стороны, Истина одна, и путь, который проделали в древности жители Индии, имеет мировую ценность независимо от цивилизационной принадлежности.
Отметим также, что евразийская интеграция, помимо экономического сотрудничества, предполагает наведение культурных мостов между странами и народами, которые участвуют в интеграционном проекте. В этом контексте, особенно актуально знать восприятие мира другими народами, уметь пользоваться их цивилизационным потенциалом, в том числе тем, который содержит Бхагавад-Гита.
Комментарии читателей (1):