Хочется надеяться, что перспективы России США действительно недооценили

В политике, как правило, лучше, чтобы потенциальный противник не воспринимал тебя слишком серьёзно
30 июля 2014  13:20 Отправить по email
Печать

Президент США Барак Обама обратился к президенту России Владимиру Путину с открытым письмом, в котором обвинил российскую сторону в нарушении Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Этот договор был подписан США и СССР в 1987 году Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачёвым и считается одним из документов, положивших конец холодной войне.

Михаил Нейжмаков:

Безусловно, США не заинтересованы в усилении военного потенциала России. Потому Обама и не хочет, чтобы Москва отказывалась от ограничений, которые накладывает на нее Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Да и не в первый раз Вашингтон поднимает схожие темы в связи с украинским кризисом. Так, в мае, в ходе обсуждения конгрессменами военного бюджета США на 2015 год предлагалось увязать военное сотрудничество Вашингтона с Москвой с соблюдением последней «территориальной целостности Украины», Договора об обычных вооруженных силах в Европе и упомянутого выше договора, о котором Обама теперь напомнил в письме Путину. Послание Обамы создало еще один повод для разговоров о возобновлении «холодной войны» между Россией и США. И все же, «холодная война» - не самое удачное определение для нынешних отношений Москвы и Вашингтона.

Предположим, в эпоху «Холодной войны» в одном из государств у границ СССР появились просоветские повстанцы, взявшие под контроль приличную часть территории этой страны, а отношения между данным государством и Москвой обострились бы до предела. Что в таком случае практически непременно предприняли бы США? Безусловно, в спешном порядке оказали бы такой стране масштабную финансовую и военно-техническую помощь и наверняка воспользовались бы случаем для размещения там элементов своей противоракетной обороны. Точно так же реагировал бы Советский Союз на аналогичные события у американских границ. Причины понятны – любое усиление противника по «Холодной войне» могло серьезно изменить общий расклад сил, любой промах противника нужно было использовать немедленно.

Что же мы наблюдаем сегодня? В марте, как известно, США приняли решение предоставить Украине 1 миллиард долларов, но в виде не прямого займа, а лишь гарантий по долговым обязательствам. 25 июля посол США в Киеве Джеффри Пайетт пообещал выделить украинской стороне около 30 миллионов долларов на нужды обороны и безопасности. Если исходить из расчетов того же украинского Минфина, предполагающих, что месяц силовой операции обходится Киеву в 1,5 миллиарда гривен, такая помощь могла бы покрыть расходы лишь на несколько дней силовой операции, а помощь обещана на период до конца года! Ранее представитель Госдепа США Виктория Нуланд пообещала выделение Киеву «невоенной помощи в плане обеспечения безопасности». Глава украинского МИД Павел Климкин посетил Вашингтон именно в поиске военно-технической и финансовой поддержки, но гарантий конкретной помощи в оборонной сфере, насколько известно, в рамках этого визита он не получил. Госсекретарь Джон Керри на совместной пресс-конференции с украинским коллегой на вопрос, что именно США будут делать в случае вторжения России на Украину заявил, что «Германия, Франция и другие страны Европы, без сомнения, отреагируют на это», о действиях собственно Вашингтона не сказав ничего. Странная форма поддержки «стратегического партнера» в условиях «холодной войны», не так ли?

Отметим, что украинские дипломаты еще в марте заявляли о возможности размещения элементов системы ПРО США в Европе, но вскоре украинский МИД опроверг информацию о таких инициативах, да и Вашингтон интереса к ним не проявил.

Для сравнения – с соседями Китая по региону США работают куда активнее. Вашингтон продает Тайваню многоцелевые истребители F-16, а в Южной Корее размещает элементы своей системы ПРО. При этом, о жестком противостоянии с Китаем сейчас речи не идет.

В марте Обама назвал Россию «региональной державой». Для россиян, помнящих о советской мощи, эта оценка безусловно обидная, но не такая уж безнадежная. Збигнев Бжезинский в «Великой шахматной доске» и Китаю давал именно такое определение (впрочем, эта книга была написана в 1997 году, когда Пекин был далеко не так силен, как сейчас).

Как бы то ни было, вряд ли оценка России американскими верхами в реальности сильно отличается от той, что дал Обама. В конце концов, региональные державы тоже могут иметь ядерное оружие (как Пакистан или Израиль) или широкую сеть партнеров, агентов влияния и интересов далеко за пределами своего региона (как Иран). А с такими державами США, как правило, не ведут «холодных войн» в «советско-американском формате». Они просто всячески ограничивают их влияние в регионе в случае, если оно, по мнению Вашингтона, может стать слишком большим. Для этого пытаясь оторвать от них давних партнеров, создать очаги напряженности у их границ, ослабить их экономически. И снижают давление, если ослабление такой державы нарушает местный баланс сдержек и противовесов (снова вспомним Иран). С Россией США явно придерживаются такой же тактики.

В этом тоже есть свои плюсы. В политике, как правило, лучше, чтобы потенциальный противник не воспринимал тебя слишком серьезно. Хочется надеяться, что перспективы России США действительно недооценили. Но, повторимся, та «Холодная война», под знаком которой прошла добрая половина 20 века, не является аналогом нынешних российско-американских отношений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть