Известный советский большевик Лев Давыдович Троцкий, уделявший много внимания Грузии, в середине 1920-х годов писал, что получив в 1918-ом году власть в Тифлисе, грузинские меньшевики «первыми в Закавказье удостоились чести получить на Западе патент на устройство демократии , а в действительности превратили регион в «кавказские Балканы», и в результате самая могущественная в крае демократия выродилась в империалистскую аристократию». Чем от них отличается экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, осуществивший в Грузии «цветную революцию», ставший в глазах Запада «главным демократом» в Закавказье, а затем развязавший в августе 2008 года кровавую кавказскую войну, в результате которой от Грузии окончательно отложились Абхазия и Южная Осетия? Ничем.
Троцкий писал, что, оказавшись в эмиграции, грузинские политики «стали кричать на всех языках демократической цивилизации о том, что «состоялся набег советского волка на невинную Красную Шапочку» и призывали Запад «обставить этого волка красными флажками». Так ведет себя сейчас и Саакашвили, хотя сегодня у власти в Грузии находятся далеко не большевики. Так на днях стало известно, что Саакашвили создал в Киеве «Штаб освобождения Грузии», который занимается подготовкой силового захвата власти в стране. Операция намечена на осень нынешнего года. «Штаб» регулярно проводит инструктаж лицам, ранее работавшим в министерствах обороны и внутренних дел Грузии. При этом эта работа находит поддержку со стороны нынешних киевских властей, которые, если верить официальной версии, «используют грузинских политиков для консультирования украинского правительства в вопросах борьбы с коррупцией и в развитии экономики». По имеющейся информации, работу грузинского «штаба» поддерживают представители партии Юлии Тимошенко «Батькивщина», президент Порошенко, а также некоторые европейские политики правоцентристского толка, американские сенаторы и конгрессмены, в том числе и небезызвестный Маккейн.
Можно ли утверждать, что Запад решил сделать ставку на «националов» и Саакашвили, и намерен устранить нынешнюю власть в Грузии, несмотря на то, что Грузия в конце июня подписала договор об ассоциации с ЕС, заявляет о стремлении вступить в НАТО, пытается по-прежнему лепить свой образ как «вариант восточноевропейской демократии на Кавказе»? Да, кто-то на Западе может стремиться вернуть к власти Саакашвили, исходя из своих интересов. Но не только на Западе.
Оппозиционное «Единое национальное движение» (ЕНД) и её лидер Саакашвили считают, во-первых, «неоправданной позицию грузинских властей по вопросу Украины». Как известно, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что, несмотря на то, что на Украине происходят очень тяжелые события, в отношениях с Россией Грузия должна быть «ориентирована на собственные интересы», а «люди, которые пытаются помешать сбалансированным отношениям», им были объявлены «врагами страны». Во-вторых, Гарибашвили пояснил, что «потепление отношений с Россией является результатом политики конструктивного диалога, которую начало проводить правительство Грузии после смены власти в 2012 году, хотя в вопросе Абхазии и Южной Осетии позиция Тбилиси остается бескомпромиссной». Оппозиция, наоборот, призывает Тбилиси вступить в сколачиваемый Киевом «общий антироссийский фронт», чтобы объединить «в международном контексте проблему Крыма, восточной Украины, Абхазии и Южной Осетии - из-за своей абсолютной проблемной идентичности».
Наконец, в-третьих, сторонники Саакашвили утверждают, что «возобновление торговых отношений России с Грузией, спокойная реакция России на подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, является на самом деле подготовкой следующего удара по Грузии, намеченного на осень». Поэтому для того, чтобы помешать осуществлению «планов Москвы», к этому времени в Тбилиси, по их мнению, необходимо устроить «майдан». «Россия рано или поздно обязательно займется Грузией, но, к сожалению, позиция нашего правительства способствует тому, что к тому времени мы окажемся уже без надлежащей поддержки международного сообщества», – заявила в этой связи сторонница экс-президента Грузии Елена Хоштария.
Есть ли логика в такого рода суждениях? Геополитические процессы в мире, а также ситуационные изменения в Закавказье, конечно, по-разному, но воздействуют на все страны региона. Ранее, при правлении Саакашвили, Грузия и Азербайджан объявили себя «стратегическими партнерами» с геополитической опорой на Турцию. На первый взгляд, может показаться, что Тбилиси и Баку объединяла общая проблема - возврат контроля над утерянными территориями. Однако на первых порах президентства в России Дмитрия Медведева существовал шанс добиться изменения внешнеполитического курса Грузии, о чем, кстати, говорил сам глава России в интервью грузинскому ТВ. Однако в августе 2008 года Саакашвили сорвался на «тропу войны», что привело не только к утрате Грузией официального контроля над Абхазией и Южной Осетией, но и к блокаде Грузии с севера, что объективно еще больше «привязало» ее к Азербайджану. В свою очередь Баку добивался получить согласие от Тбилиси на полное блокирование соседней Армении. В этой интриге исследователям еще предстоит детально разобраться, поскольку наряду в серьезной утратой Грузией своего геополитического положения в регионе, сформировалась и стратегия постепенного внедрения НАТО в этот регион под предлогом обеспечения безопасности экспорта и транзита азербайджанских энергоресурсов.
Поэтому со сменой власти Грузия стала вносить коррективы в свою внешнюю политику, прежде всего, в отношении России, вступив на путь деэскалации отношений с ней. К тому же время от времени в СМИ стали проскальзывать сообщения о возможной деблокаде Абхазской железной дороги, что позволило бы напрямую связать Грузию и Армению с Россией, а также о возможном открытии границ между Арменией и Турцией. Кстати, грузинские эксперты не исключает в перспективе движения Грузии в сторону Таможенного Союза с Арменией, Беларусью, Казахстаном и Россией. В случае осуществления таких сценариев, Грузия меняется местами с Азербайджаном, который оказывается в зоне геополитической маргинализации, поскольку становится заложником транзита своих энергоресурсов через Грузию. Вот почему в Баку нервно воспринимают потепление в российско-грузинских, да и в грузино-армянских отношениях, поскольку он лишается рычагов своего влияния на региональные процессы. Возможно, поэтому в зоне карабахского конфликта возникла напряженность, и не случайно посол США в Азербайджане Морнингстар выступил с предупреждением о вероятности бакинского «майдана».
Иное дело, если Саакашвили удастся провести «реставрацию власти» в Грузии, когда все может «стать на свои места». Правда, официально Баку никак не реагирует на создание «штаба» Саакашвили в Киеве, поскольку ждет развязки украинского кризиса. При этом он проводит в Москве пиар-акции, целью которых является убедить Россию в своей «лояльности и толерантности». Но на практике все иначе: Азербайджан проголосовал в ООН за антироссийскую резолюцию по Украине и никак не дезавуирует «игру» Запада, называющего Баку альтернативным российскому «каналом получения энергоресурсов».
Пока же грузинские власти начали борьбу с Саакашвили своими «средствами». Они пригласили нескольких известных прокуроров из США и Израиля с целью изучить возможности привлечения к судебной ответственности экс-президента. Так что, как пишут грузинские газеты, «осень в Тбилиси может стать очень политически насыщенной».
Комментарии читателей (1):