Верховная рада Украины, объявив, что следующая ее пленарная сессия начнется 12 августа, оставила нерешенным вопрос о председателе правительства.
Ситуация с кабинетом министров там временем оказалась запутанной. Премьер Арсений Яценюк 24 июля заявил о своем уходе и направил соответствующее заявление в секретариат парламента. Однако его отставка юридически до сих пор не принята, то есть, формально он остается главой кабинета. При этом «временно исполняющим обязанности» – странная и непонятная конструкция – назначен вице-премьер Владимир Гройсман. Все это размывает законность последующих решений правительства, чьи действия будут держаться лишь на негласном желании тех или иных органов власти исполнять указания «временно исполняющего обязанности».
Сама Верховная рада превратилась в «хромую утку», когда фракции УДАРа и «Свободы» объявили о выходе из большинства. Официального назначения досрочных выборов еще не произошло, но в нынешних условиях и на фоне принятия законов и постановлений голосами 150-160 депутатов из 450 легитимность парламента, как и в случае с кабинетом министров, также теперь держится на «честном слове». Дело здесь не столько в юридических полномочиях, сколько в практике государственного управления. В такие сложные времена, которые сейчас переживает Украина, исполнение властных функций должно подкрепляться имеющимися административными, человеческими, финансовыми ресурсами и силовым контролем. Если рассматривать конституционные институты, то на сегодня единственным более-менее отвечающим этим требованиям является президент Петр Порошенко. Фактически, только он, только один человек отделяет Украину от диктатуры.
Однако обладает ли Порошенко потенциалом, чтобы удержать страну от нового переворота? Как отмечает известный киевский политолог Константин Бондаренко, Украина пребывает в том состоянии, в котором Россия пребывала в 1917 году: «Февральская революция состоялась, и к июлю 1917 года Россия получила своего Керенского, как мы Порошенко, и теперь живем ожиданием Учредительного собрания». Самого президента эксперт считает «крайне нерешительным человек в кадровом плане», который «очень долго сомневается, прежде чем сделать назначение». Он назначает менеджеров, ожидая от них выполнения таких же менеджерских функций в государстве, которые те делали в бизнесе. Он считает, что если человек смог сделать свой миллиард, то он сможет дать миллиард государству. Порошенко подходит к менеджерам как к универсальным солдатам. У него нет и не было никогда свой команды, у него всегда был расходный материал, констатирует Бондаренко.
Между тем, система обеспечения повседневной жизни людей на Украине стоит безо всякого преувеличения на грани краха. По данным Ассоциации городов Украины, которую цитирует газета «Вести», выделенных Госказначейством бюджетам местных уровней средств хватит на выплату зарплат бюджетникам лишь до октября. Общий объем недофинансирования бюджетной сферы на местах на текущий момент составляет порядка 4 млрд. грн. В фонде образования сейчас не хватает денег на один месяц, в здравоохранении – два месяца. От муниципалитетов требуют решать проблемы за счет тотальной экономии — сокращения содержания госслужащих, отправки их в неоплачиваемый отпуск. От городов – экономить на энергоносителях. Первый удар будет нанесен с началом отопительного сезона, когда снова увеличатся тарифы на ЖКХ, отмечает издание.
Более того, денег нет даже на то, чем сейчас держится хрупкий консенсус общества и политиков – так называемую «антитеррористическую операцию» на Донбассе. По словам министра финансов Александра Шлапака, в бюджете отсутствуют средства на зарплаты участникам АТО уже с 1 августа. До сих пор гражданская война оттягивала на себя внимание пассионарной части киевского Майдана как в прямом смысле через участие в добровольческих батальонах и Национальной гвардии, так и в переносном через систему масс-медиа и тылового обеспечения. Чем грозит для Киева их резкий и одномоментный вывод с линии фронта тоже понятно. Учитывали ли данный фактор разработчики операции «отставка премьера»? Вероятно.
Но, судя по всему, желание в отсутствие этой «третьей силы» в столице осуществить технологические комбинации с целью переформатировать политическое пространство превозмогло рассчитанные риски.Однако намерение участников процесса оставить в «одиночестве» президента Порошенко, возложив на него всю ответственность за происходящие события, способно сыграть с ними злую шутку, если сам глава государства примет решение о своей отставке, что наряду с внеочередными парламентскими выборами приведет к внеочередным президентским выборам. Проблемой для любого кандидата станет ответ на вопрос, где он возьмет деньги на поддержание повседневной жизни украинцев. Вариантов немного – либо внешние займы, либо реквизиция внутренних ресурсов, иначе говоря, раскулачивание олигархов. На это хватило бы воли Юлии Тимошенко, она бы пошла и дальше, договорившись с «чертом», каковым сейчас для Киева выступает Москва. Но это не в интересах США. У них другая проблема – на Украине практически не осталось перспективных политиков, на которых можно было бы сделать ставку. В Прибалтике в подобной ситуации решением становился «варяг», выходец из диаспоры в одной из западных стран. Не исключено, что Вашингтон сейчас подбирает кого-то из среды из среды американских украинцев. Не будем также забывать, что в США до сих пор находится экс-премьер Павел Лазаренко.
Но сохранит ли Украина ко времени реализации подобного плана «скелет» своего государственного администрирования? И не решится ли какой-нибудь горячий полковник поднять с пола власть? Вопрос на миллион.
Комментарии читателей (4):
Как только свернется АТО - свернется и все киевское правительство, не иначе.