Сопредседатели Минской группы ОБСЕ провели встречу в Брюсселе с главами МИД Азербайджана и Армении. Ее итоги оказались в некотором роде сенсационными. В пресс-релизе ОБСЕ в отчете указывается: «Стороны ..обсудили возможные пункты повестки дня на саммите президентов, подчеркнув значимость встречи между президентами Армении и Азербайджана для достижения прогресса в мирных переговорах, и встречи, которые могли бы иметь место в Нью-Йорке в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН».
Как всегда, интригу внес сопредседатель от США Джеймс Уорлик.
На своей странице в Twitter он написал следующее: «Я напомнил представителям ОБСЕ, что, несмотря на глобальные проблемы, урегулирование карабахского конфликта должно быть приоритетным». И сразу возник вопрос: «Минская группа ОБСЕ призвана заниматься не глобальными вопросами, а конкретно проблемами карабахского урегулирования, поэтому кто из участников конфликта - Азербайджан или Армения - использует при выстраивании аргументации в своих позициях «глобальные проблемы и почему?».Еще один ход с американской стороны. На прощальной церемонии по случаю завершения своей дипломатической миссии посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар выступил с многозначительным заявлением: « В период, когда Азербайджан старается сохранить суверенитет и независимость, США должны быть рядом с ним. Мы знаем, что важнейшей задачей правительства является сохранение стабильности. США также желают помочь сохранению стабильности в Азербайджане». При этом Морнингстар решил напомнить, что «США продолжат прилагать усилия по урегулированию нагорного конфликта». Эти фразы посла США представляют интерес в двух аспектах. Во-первых, США квалифицируют Азербайджан как страну с непрочным суверенитетом и неустойчивой стабильностью. В противном случае трудно объяснить использование американским послом глагола настоящего времени - «является». Ранее Морнингстар предупреждал руководство Азербайджана о «потенциальном майдане», но только ли в этом он усматривает опасности для Баку, и как в такой контекст вписывается желание Вашингтона прилагать усилия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта? Является ли случайным факт готовящейся встречи президентов Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Серж Саргсян Нью-Йорке в рамках Генассамблеи ООН, а не в Париже? Означает ли это провал «проекта» президента Франции Франсуа Олланда по карабахскому урегулированию, ведь буквально накануне посол Франции в Азербайджане Паскаль Монье связывал «самые высокие ожидания от предстоящей встречи президентов Азербайджана и Армении в Париже», и напоминал, что «Франция уже выдвинула целый ряд предложений по долгосрочному урегулированию конфликта»?
Далее: «Можно ли считать, что саммит Алиев-Саргсян в Нью-Йорке является переводом проблемы карабахского урегулирования в формат ООН, или это саммит только на американской площадке, демонстрация того, что инициатива этом направлении переходит к американской стороне?
К сожалению, реконструировать переговорный процесс по карабахскому урегулированию очень сложно. В этой связи мы решили привести цитату из армянской газеты «Новое время», которая, на наш взгляд, наиболее подробно, хотя, надо полагать, несколько односторонне, опубликовала отчет о переговорах в Брюсселе сопредседателей Минской группы ОБСЕ с главами МИД Азербайджана и Армении: «В ходе встречи министров с посредниками были обсуждены вопросы ускорения процесса урегулирования карабахского конфликта на основе известных Мадридских принципов и заявлений президентов стран — сопредседателей МГ ОБСЕ. Между тем Эдвард Налбандян вновь обратил внимание посредников на то, что «Баку пытается перенести наработанный внутренний опыт и навыки коррупции на уровень межгосударственных отношений, держит собственное общество в заблуждении, пытается добиться от некоторых стран заявлений, которые, искаженно представляя содержание переговорного процесса, наносят ему вред». Этот эпизод для нас важен тем, что он демонстрирует уровень ведущейся между конфликтующими сторонами полемики: не указывается конкретный факт, но предпринята попытка выстроить логическую выкладку, исходя из понимания того, что не озвученная информация «есть факт». Аналогичным образом действует и азербайджанская дипломатия.
И все-таки.. Почему Азербайджан, толкующий о восстановлении «исторической справедливости», о «необходимости выполнения по Карабаху четырех резолюций СБ ООН», не заявляет о выходе в переговорном процессе из режима конфиденциальности, и почему Баку атакует американского сопредседателя в Минской группе ОБСЕ Уорлика, когда он приоткрывает некоторые завесы над ходом переговоров? Может быть, на эти вопросы ответят бакинские политики и эксперты?
Пока складывается устойчивое ощущение того, что Минская группа ОБСЕ через Мадридские принципы выводит проблему Карабаха из –под формально существующей юрисдикции Азербайджана на уровень так называемого «промежуточного статуса». Остановить этот процесс Баку не удается. Видимо, неслучайно, пожалуй, впервые, бакинские эксперты стали серьезно обращать внимание на правовую квалификация возможных действий. Так доктор юридических наук, профессор Кямиль Салимов считает, что сложившаяся ситуация «обязывает нас искать пути выхода»: разбираться в международной практике использования методов разведения конфликтующих сторон, иметь четкое представление о способах установление «коридора безопасности», введение миротворческих сил, иметь правовое определение термина «армия Нагорного Карабаха», так называемых «мирных коридоров» и т.д., «Зачем сталкиваться с факторами последствий, когда можно, предупредив события, с самого начала спланировать сценарий будущих действий»,- справедливо предупреждает Салимов. Кстати, он выступил с предложением «срочно создать рабочую группу для досконального изучения практики миротворчества, выработки методологии основных подходов и, соответственно, разработки к представлению заинтересованным ведомствам рекомендаций по тем или иным аспектам проблемы». И еще один, как нам кажется, неслучайный Факт: британские парламентарии намерены «поднять в парламенте страны вопрос об урегулировании нагорно-карабахского конфликта и возвращении вынужденных переселенцев в родные места».
Пока же просматривается следующая картина: отказ от «проекта Олланда» означает отказ от так называемого «пакетного решения» проблемы - Турция в ответ на освобождение некоторых районов Азербайджана должна открыть границу с Арменией. В свою очередь блокируется попытка Азербайджана- на уровне словесных договоренностей с Турцией – оставить проблему Карабаха в сферу ее компетенции. Так что, судя по многим признакам, саммит Алиев-Саргсян в Нью-Йорке обещает быть очень насыщенным.
Комментарии читателей (1):