Турция перед выбором: с кем и какую «новую страну» будет строить Эрдоган

Независимый Курдистан в Ираке плюс «Халифат» и автономия курдов в Турции
12 июля 2014  14:57 Отправить по email
Печать

В Турции, согласно решению президиума Высшей избирательной комиссии, опубликован список кандидатов на пост президента Турции. На пост президента Турецкой Республики претендуют: от правящей партии «Справедливость и развитие» (ПСР) нынешний премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, от оппозиционных Народно-республиканской партии (НРП) и Партии националистического действия (ПНД) - Экмеледдин Мехмет Ихсаноглу, Селахаттин Демирташ от курдской партии «Мира и демократии» (ПМД). Определившийся расклад сил порождает серьезную многоходовую интригу, которая пока скрывается за словесными аксессуарами.

Начнем с того, что именно правящей партии принадлежит инициатива проведения выборов президента страны путем всенародного голосования, что демонстрирует ее намерение превратить республику из парламентской в президентскую. В то же время той же партии не удалось провести через парламент те поправки в Конституцию, которые наделяли главу государства повышенными полномочиями, сейчас находящимися в руках премьер-министра. Поэтому ситуация на этом направлении может либо измениться, либо остаться прежней только после парламентских выборов, которые намечены на март будущего года.

30 марта в Турции состоялись региональные выборы, на которых правящей партии удалось получить только 43% голосов. Оппозиционные партии в общей сумме получили большинство голосов. Поэтому они приняли решение выставить общего кандидата на пост президента, каким и стал Ихсаноглу. Почему выбор пал именно на эту фигуру и способен ли он составить серьезную конкуренцию Эрдогану? Прежде всего, бросаются в глаза определенные факты его биографии, на которые акцентируют внимание турецкие СМИ.

Ихсаноглу родился 26 декабря 1943 года в Каире. Он выпускник каирского Университета Аль-Азхар – престижного мусульманского учебного заведения в мире. Имеет научные степени. Владеет арабским, тремя европейскими языками и фарси, считается авторитетным специалистом в сферах мусульманской культуры и истории Османской империи. У него за плечами солидный опыт дипломатической работы: долгое время Ихсаноглу представлял Турцию в ЮНЕСКО, работал в дипмиссиях в различных странах. С 2005 по 2014 годы занимал пост генерального секретаря Организации исламского сотрудничества.

Одно время Ихсаноглу считался близким соратником премьер-министра Эрдогана. Однако из-за разногласий, прежде всего с главой МИД Ахметом Давутоглу по отношению к египетскому военному перевороту, Ихсаноглу покинул команду премьер-министра. Эрдоган выступил на стороне движения «Братья-мусульмане». Все это предполагает, что общий кандидат от оппозиции в ходе начинающейся избирательной компании главное внимание сосредоточит на проблемах внешней политики Турции.

У Турции действительно существуют определенные проблемы, связанные, в первую очередь, с неудачным участием в «арабской весне», что привело к отзыву послов из Египта, Сирии и Израиля. Но необходимо признать и то, что Анкаре удалось воздержаться от прямого участия в вооруженном конфликте в Сирии, осторожно вести политику в отношении иракского кризиса, используя приемы «мягкой силы», сохранить и развивать партнерские отношения с Россией. К тому же проблемы внешней политики страны привлекают внимание только отдельных сегментов турецкого общества. Поэтому оппонирование Эрдогану неизбежно будет дрейфовать в сторону проблем внутренней политики. Позиции Ихсаноглу с флангов будут поддерживать лидеры оппозиционных партий - республиканец Кемаль Кылычдароглу и националист Девлет Бахчели, которые «набили руку» на раскручивании сюжетов, связанных с вспыхнувшем в конце прошлого года в правящих кругах страны крупнейшего коррупционного скандала. В то же время оппозиция не имеет реформаторского контрпроекта, затрагивающего те сферы жизни турок, в которых они наиболее заинтересованы, что заметно сужает политический потенциал Ихсаноглу и союзных с ним политических сил.

Что касается сопредседателя курдской Партии демократии народов Селяхаттина Демирташа, то интерес к нему проявляется с точки зрения оценки политического потенциала нового поколения турецких политиков, тем более что он выстраивает диалог с властью в сфере этнического, культурного и языкового равноправия. Фактически он - спарринг-партнер Эрдогана. На региональных выборах курды в большинстве своем поддержали не свои партии, а партию Эрдогана, что позволило им расширить географию своего участия в муниципальных органах власти - вплоть до границ с Закавказьем. У них нет смысла срывать перспективу укрепления своих позиций в стране.

На митинге в Стамбуле Эрдоган пообещал, что если его изберут президентом страны, он введет новую Конституцию. Он заявил следующее: «Турция в своей истории имела много конституций. Но большинство из них отвечало, как правило, интересам правящей партии. В основе множества проблем, которые мы пытаемся решить, большую роль играют неправильные положения конституции. Должна быть конституция, которая обеспечит нашим гражданам чувство защищенности, спокойствия, уверенности, защитит, даст ответы на все вопросы». А накануне турецкий парламент принял законопроект из шести статей о реформах «с целью найти мирное решение курдской проблемы». Он предоставляет правительству полномочия открыто вступать в контакт и вести переговоры с Рабочей партией Курдистана (РПК), которая пока еще значится в списке террористических организаций. В прошлом году Анкаре удалось достигнуть с боевиками РПК договоренности о прекращении огня, но позже РПК приостановила вывод боевиков из Турции, заявив, что правительство Турции не сдержало своих обещаний. Кстати, в числе обещаний значилось и требование о предоставлении турецким курдам автономии.

Таким образом, налицо проявление сразу двух процессов: дрейф курдов в Ираке в сторону создания независимого государства и открывающийся шанс у их собратьев в Турции получить статус автономного образования. Если такова цена, которую должен будет заплатить Эрдоган за свое избрание на пост президента страны, то на Ближнем Востоке действительно формируется качественно новый геополитический ландшафт с последствиями, выходящими за пределы региона.

По предварительным оценкам, Эрдоган может получить 50% электората, хотя это еще не предвещает ему однозначную и убедительную победу. Федерализация страны с потенциалом развала - такая перспектива может заставить другие силы - от коммунистов до либералов-западников - идти на тесное объединение с оппозицией во имя сохранения государственных основ, заложенных отцом-основателем современной Турции Мустафой Кемалем Ататюрком. Тем более что в северном Ираке провозглашено образование «Халифата», к чему Эрдоган относится нейтрально-положительно. Так что в Турции главные битвы еще впереди.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть