Лидер фракции правящей ХДС/ХСС в Бундестаге Фолькер Каудер на днях выступил с заявлением, в котором подчеркнул: Турция не готова к Европе. Влиятельный немецкий политик говорил о преследования христиан в целом. По его словам, существует опасность того, что на Ближнем Востоке могут появиться «зоны, свободные от христиан», а это недопустимо. Также Каудер отметил существование тесной связи между верой и свободой, где нет веры - там нет свободы вообще. Кто хочет быть частью Европы с ее иудео-христианской традицией, должен гарантировать свободу вероисповедания. В этом отношении Анкара находится на приличном расстоянии «от европейской системы ценностей», сказал политик. Раз мусульманам в Германии позволено строить мечети, то и христианам в Турции должно быть разрешено «построить свою церковь».
Политику Анкары трудно назвать примером религиозной терпимости, но когда лидер фракции ХДС/ХСС упоминает ее в своем выступлении в одном ряду с Сирией или Нигерией, это вызывает вопросы. Либо положение христиан в Турции резко ухудшилось (чего пока не видно), либо «грехи» Анкары, на которые раньше закрывали глаза, теперь стали рассматривать под микроскопом. На днях немецкая и австрийская католическая пресса обратила внимание на ход судебного процесса по делу о нападении на христианское издательство Zirve. Это преступление было совершено 18 апреля 2007 года в центре города Малатья на юго-востоке страны. Прибывшие к месту происшествия полицейские обнаружили трех человек, которым преступники связали руки и ноги, после чего перерезали горло, передавало Associated Press. От рук экстремистов погибли гражданин ФРГ Тильман Геске, проживавший в Малатье с 2003 года, и два турецких протестанта Неджати Айдын и Угур Юксель. Полиция задержала по делу десять молодых человек, которые заявили следователям, что их целью была защита ислама.
В июне 2012 года открылись интригующие подробности. Прокуратура предъявила обвинения в убийстве троих христиан турецким военным. Главным подозреваемым был обозначен генерал в отставке Хуршит Толон. Согласно заявлениям правоохранительных органов Малатьи, организаторами и исполнителями преступления могли выступить члены основанного Толоном «Департамента национальной стратегии и деятельности в Турции» (Tushad). Как указывала газета Taraf, их подозревали также в покушении на католического священника Андреа Санторо и армянского журналиста Гранта Динка. Обвинение исходило из наличия тесных связей между Tushad и организацией «Эргенекон» (Ergenekon).
В феврале 2013 года в ходе судебного процесса по делу Ergenekon были осуждены несколько сотен турецких офицеров, вплоть до генералитета. Однако неблагоприятная геополитическая конъюнктура и собственные ошибки заставили в итоге премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана пойти на примирение с военными. В середине июня этого года турецкий суд постановил освободить 230 офицеров, обвиняемых в государственном перевороте. А 24 июня состоялось заседание под председательством нового судьи по делу об убийстве немецкого и турецких миссионеров из Малатьи. Подозреваемые были выпущены из-под стражи и переведены на содержание под домашним арестом. Официально это было мотивировано тем, что по закону обвиняемые не могут содержаться в заключение более пяти лет.
Австрийский журналист Вернер Бартл, освещающий процесс, выразил сомнение, что домашний арест и ношение электронных браслетов поможет контролировать подсудимых. По его словам, «это технически невозможно», поскольку «один из подозреваемых живет так далеко, что никакие сигналы не могут передаваться и приниматься» контролирующими службами. Вдова немецкого миссионера Сюзанна Геске в свою очередь выразила разочарование по поводу «халатности властей». Католическая пресса сочла, что за судебным решением стоит большая политика: Анкара не может не учитывать влияние «турецких националистических и исламистских кругов». Генерал Толон уже осужден в рамках дела Ergenekon. Но останется ли он подозреваемым в процессе об убийстве христиан? Это, во-первых. Во-вторых, в августе суд должен решить, будет ли он продолжать свои заседания или сделает паузу, поскольку следствие в отношении предполагаемых преступников, покушавшихся на миссионеров, еще не завершено. Адвокаты потерпевших прогнозируют, что в случае приостановки процесса поиски виновных могут затянуться на годы.
«Христианский фактор» в немецкой внешней политике в последние месяцы начинает набирать вес. В том числе, когда речь заходит о Турции. Затяжка судебного процесса над подозреваемыми в убийстве миссионеров может стать для Берлина еще одним плацдармом для давления на Анкару. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер недавно выступил с докладом, в котором предостерег от возрождения конфессиональных противоречий в Европе. Экономический кризис, считает дипломат, провоцирует некоторых европейских политиков говорить о противоречиях. Богатые протестантские страны Северной Европы не хотят платить за «расточительные» католические страны Юга, а все вместе они не видят в Евросоюзе места для православных Греции и Кипра. Наиболее дешевым и оптимальным способом добиться в этой ситуации христианского единства – это найти общего врага. Когда-то Османская империя сумела расколоть европейское христианство, поддержав «протестантский проект» в Германии. Сегодня у Берлина появляется возможность для ответа.
Комментарии читателей (8):
Вы довольно регулярно даете материалы, так или иначе связанные с религией и её светским институтом - церковью. Но и кроме Ваших статей периодически проходят публикации типа "Карл Бильд о православии", "демократическая тусовка и православие", "Порошенко и суки православные".
Имею вопрос.
Не кажется ли Вам, что в политике наших дорогих западных друзей и их креатур начался какой-то поворот? Я имею в виду, не кажется ли Вам, что в противостоянии "золотого миллиарда" с остальным миром (но прежде всего с РФ, мусульманскими народами и, в меньшей степени, с Китаем) всё большее нот "крестового похода"?
Что скажете?
А относительно Штайнмайера, так и подмывает поставить вопрос, а сам Штайнчик с его Германией не хочет ли принести кому-нибудь какие-нибудь извинения за крестовые походы германских и всяких других католиков, которые даже в ту древнюю пору на ряде территорий (на землях восточных славян и прибалтов, например, на юге Франции) не только не носили характера "продвижения толерантности", но носили явственный отпечаток геноцида. Про рейх даже не говорю. До рейха дело было и похоже всосано с молоком матери. Потому, может быть, и рейх приключился.
Странно это для меня. И "нетрадиционно".
В исторической ретроспективе я не наблюдал даже намеков даже на временные ситуативные союзы католицизма (папства) с православной Russia. А вот обратное - сплошь и рядом. Да и сейчас (и несколько последних статей Вашего тёзки Тарасова это только подтверждают) наблюдаю явственное "дранг нах остен" в историческую Россию:
- уже лет двадцать униаты на Украине упорно продвигаются за пределы исторической границы по Днепру, а в ходе нынешнего конфликта и ведут себя чрезвычайно агрессивно (будем честно говорить, если воспринимать христианскую проповедь, как искреннюю, то не по-христиански себя ведут) и уже агрессивно набиваются в войска хунты капелланами;
- и константинопольский "вселенский патриарх" под прикрытием разговоров об "экуменическом единстве" явно уходит в вассалы римского первосвященника, сдавая даже догматические принципы (чуть не вслух признавая "непогрешимость папы")!
Так что, если на то Ваша ласка, Станислав, объясните, пожалуйста, свою мысль про "непредсказуемые союзники, включая Россию".
И еще одно.
Сам факт агрессивного с претензиями на идеологическое лидерство поведения униатов в нынешнем конфликте на Украине может быть (по-моему) шикарно использован в пропаганде именно потому, что агрессивное меньшинство пытается навязать свою волю и взгляды православному большинству (и, кстати, преуспевает в этом). Но этого как-то НЕ видно !!!
Описанный эпизод - это судорожные попытки католической Эвропы, не находящей в себе силы остановить мощных османов. А Иван IV пытался за счет этого войти в эвропэйский круг. Но как только Московское царство после пресечения династии "рюриковичей" погрузилось в смуту и ослабло, оно сразу же стало объектом католической агрессии, полностью поддержанной папским престолом. И в последующем с ослаблением османов и усилением Москвы политика папства была неизменно враждебной к последней.
В настоящее время католическо-протестантский мир на пике могущества. Со стороны исламистов для него нет даже близко адекватного соперника. Поэтому я не считаю возможным даже временный союз папства с РФ. Более того, после проигрыша Рос.Федерацией летом прошлого года позиций в Иране католическо-протестантский, а вернее империалистический блок пойдет (и уже идет) на союз с Ираном против РФ.
В этой связи, вероятно, РФ была бы выгодна максимальная дестабилизация в треугольнике Ирак-Сирия-Турция (включая Ливан), чтобы максимально задержать строительство труб из Ирана к Средиземному морю.
Такие дела.