Хотя официально турецкая правящая партия «Справедливость и развитие» еще не выдвинула своего кандидата на пост президента, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган предпринял предвыборное турне по ряду европейских стран, где проживает турецкая диаспора. По сведениям турецкого управления по делам соотечественников, сейчас за рубежами Турции находятся шесть миллионов турок. Официально заявленной задачей турне Эрдогана было обозначено призвать проживающих в Европе турок принять участие в намеченных на 10 августа президентских выборах.
Напомним, что правящая партия на региональных выборах 30 марта получила относительное большинство - 43% голосов. Эти выборы имели свои особенности. Впервые за всю историю турецким гражданам в Европе была предоставлена возможность голосовать в крупных городах их проживания в консульских и других турецких учреждениях. При этом, как правило, большинство зарубежных турок голосуют за партию Эрдогана. Но дело в том, что региональные выборы в Турции проходили в атмосфере негативного информационного шлейфа в Европе. Жестокий разгон летом прошлого года акций протеста в Анкаре, Стамбуле и других городах, громкий коррупционный скандал в конце прошлого года, в котором были замешаны высокопоставленные турецкие чиновники, массовые чистки в органах полиции и прокуратуры не только инициировали в Европе кампанию критики турецких властей, но и «заморозили» переговорный процесс по интеграции Турции в ЕС. Конечно, для некоторой, меньшей части натурализовавшихся в Европе турок это - просто политическая досада, поскольку они являются фактором внутренней европейской политики. Но большинство турок в Европе не имеют гражданства в странах проживания. Поэтому активизация переговорного процесса по вступлению Турции в ЕС или его прекращение непосредственно затрагивают их интересы. Это определяет для них возможность трудоустройства, будущего их детей (от которых, например, выросших с младенчества в Германии, прежде натурализации требуют вернуться в новую для них Турцию и пройти все стадии натурализации сначала), да и спокойной жизни в дружбе с законом. Поэтому эта часть турецкой диаспоры наиболее чутко реагируют на заявления Эрдогана о перспективах и значении «евроинтеграции». Как им жить дальше - воспитывать ли детей в духе европейской идентичности, или, как призывает Эрдоган, «не забывать культуру своих предков, не позволять детям отчуждаться от своих корней». Речь идет о серьезном жизненном выборе миллионов людей.
Четкого и ясного ответа турецкая диаспора до сих пор так и не получила. Более того, по словам министра по делам Европейского союза Турции Мевлюта Чавушоглу, «Анкара почти во всех сферах провела реформы, но ЕС по политическим мотивам не оценил их». А сейчас еврокомиссар по расширению и политике соседства Штефан Фюле обвиняет Турцию в «отдалении от европейских стандартов», в том, что она «не стала консультироваться с Евросоюзом в вопросе кадровых перестановок и законодательных преобразований». При этом он подчеркивает, что «переговоры о вступлении в ЕС и политические реформы являются сторонами одной медали».
Это - откровенная фальсификация сложившейся ситуации. С 2005 года - момента вступления в переговорный процесс с Брюсселем – Анкару под самыми разными предлогами – то кипрская проблема, то армянский вопрос, а сейчас - соблюдение прав человека и принципов демократии - держат в европейском «предбаннике». Парадокс в том, что Турция, стремясь в ЕС, понимает, что став его членом, она неизбежно расстается с заметной частью своего национального суверенитета. В такой ситуации Брюссель мог бы легко «продавить» Анкару с целью провести почти любое решение. Да и в момент развития коррупционного скандала и роста протестного движения правительство Эрдогана могло бы действовать иначе, если бы рядом был ЕС. Сейчас же положение усугубляется и тем фактором, что Турция оказывается в сирийско-иракской кризисной дуге, которая, по словам Чавушоглу, «грозит стране разжиганием межнациональной розни и упадком страны».
Заметим, что Чавушоглу был одним из тех турецких министров, который ранее обвинил ЕС в «провоцировании на Украине гражданской войны», в чем оказался абсолютно прав. Сейчас он подозревает Брюссель в осуществлении в отношении Анкары политики «двойных стандартов». Так в ходе своего визита в Лион Эрдоган заявил, что «Турция необходима Евросоюзу, так как является молодой и динамично развивающейся страной». В то же время он уточнил, что «Турция не будет вечно ждать своего членства в ЕС». То есть в ситуации прекращение переговоров о вступлении в ЕС заявления Эрдогана можно оценивать и как контрагитацию против потенциальной ассимиляции турок в Европе, как намек на то, что в случае дальнейших осложнений в отношениях между Брюсселем и Анкарой европейские турки могут вернуться на историческую родину. Не случайно один из европейских обозревателей следующим образом охарактеризовал евротурне Эрдогана: «Он призывает Брюссель активизировать процесс вступления Турции в ЕС, а турецкую диаспору предупреждает не питать особых евроиллюзий».
Комментарии читателей (0):