Прежнего Ирака больше не будет

Рояль в кустах и ружье в «багдадской пьесе»
13 июня 2014  20:47 Отправить по email
Печать

Обстановка в Ираке остается напряженной с момента, когда экстремисты из группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» захватили административный центр северной иракской провинции Найнава — Мосул. Поступают сообщения о боях в районе города Самарра в 125 километрах от Багдада. Но полной картины о происходящем сейчас в Ираке пока нет. Ясно пока иное. События в этой стране развиваются по сценарию Антона Павловича Чехова, которому приписывается известная фраза: «Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить». Можно предположить и обратное: если в третьем акте должно выстрелить ружье, то в первом его надо повесить на сцене. Значит, между первым и третьим актом с ружьем должно что-то произойти. Применительно к событиям в Ираке вся проблема сводится к тому, что считать там «первым актом», поскольку от этого зависит грамотная диагностика складывающейся в этой стране ситуации и оценка перспектив ее развития.

Можно ли считать случайностью выход на иракскую сцену боевиков из абсолютно экзотической организации «Исламского государства Ирака и Леванта», которые ранее обозначила свое присутствие в Сирии, а сейчас уже в Ираке взяла миллионный Мосул и Самарру, а также родину Саддама Хусейна Тикрит, остановились буквально в 150 километрах от Багдада с явным намерением продолжить движение и взять столицу ? Как и почему это удалось добиться силе, которая, по данным западных источников, насчитывает всего около 5 тысяч боевиков? Ответить на эти вопросы можно, но при условии, если удастся правильно определить первый акт «иракской пьесы», когда формируется завязка сюжета, в котором действия главных игроков становятся предсказуемыми. Тут не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.

В конце мая месяца министр иностранных дел России Сергей Лавров на встрече со своим коллегой из Словении Карлом Эръявецом заявил, что «кризис на Украине основан на тех же предпосылках, что и события в Ливии, Ираке и Сирии». По его словам, «сейчас на первый план выходят тяжелейшие кризисы, созданные спорным путем в Сирии, Ливии, Ираке — да и на Украине те же побудительные мотивы — в результате линии на смену режимов». Это верно, но только с точки зрения оценки последствий начавшейся в конце 2010 года — начале 2011 в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока так называемой»арабской весны», в результате чего сменилось руководство Туниса и Египта. В Ливии началась гражданская война, во время которой был убит ливийский лидер Муаммар Каддафи. В Сирии война еще продолжается.

В свою очередь постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, анализируя причины кризиса в Ираке, призвал искать их в событиях 2003 года, когда США ввели войска в страну с целью свержения режима Саддама Хуссейна. «На самом деле, происшедшее в 2003 году было не просто свержением диктатора, но попыткой изменить весь строй страны, который, по оценкам некоторых экспертов, существовал почти тысячелетие. Изменить этот строй к моменту вывода войск США -последние боевые части покинули страну в конце 2011 года- не удалось», - отметил российский дипломат. Это также не совсем точная оценка ситуации, ведь в 2005 году США оказали поддержку курдам в процессе создания на территории Ирака собственного территориального образования со статусом полуавтономии с самими широкими полномочиями.

По оценке многих британских экспертов, со стороны Вашингтона это было стремление избавиться от так называемого «первородного геополитического греха», который возник после Первой мировой войны при разделе Османской империи. В опубликованном 18 ноября 2002 года интервью в газете New Statesman бывший британский министр иностранных дел Англии Джек Стро признался, что «много проблем, с которыми мы имеем дело в настоящее время, являются следствием нашего колониального прошлого, странные линии границ Ирака были начерчены британцами». Кстати, об этом говорил и бывший директор ЦРУ и Пентагона Роберт Гейтс на одной из Каспийских форумов в Стамбуле, в работе которого принимал участие и автор. По словам Гейтса, « опыт пребывания вооруженных сил США на Ближнем Востоке показал, что решить проблемы региона без возврата к анализу политико-дипломатического наследия, оставленного там Первой мировой войной, будет невозможно».

Когда в 2003 году США совершили вооруженное вторжение в Ирак, бывший тогда старшим научным сотрудником Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace) Майкл Макфол выступил в московском филиале фонда перед собранием российских экспертов, в котором принимал участие и автор этих строк. Макфол тогда заявил, что военная операция США имела многоцелевое назначение, и предполагала, помимо решения иракских проблем, «продвижение американских интересов на иранском и сирийском направлениях - через курдский фактор».В то же время американцы не могли не понимать того, что это напрямую затрагивает интересы такого их союзника по НАТО, как Турция, где на территории юго-восточных вилайетов проживает значительное число курдов. Ведь было очевидно, что первые шаги на пути осуществления геополитического проекта «Большой Курдистан» приведут к развалу Турции.

К сожалению, этот эпизод в новейшей истории региона почти не изучен специалистами. Существуют только экспертные мнения, согласно которым США якобы планировали перенос из Восточной Анатолии базы ВВС «Инджирлик» в Иракский Курдистан в случае ухудшения отношений с Турцией, перевод акцент своих интересов в регионе на курдов Ирака и шиитов, которые должны были стать главными союзниками США в процессе установления контроля над регионом - от Ирака, Каспийского региона до Персидского залива. Вот почему была реанимированы идеи такого договора, как Севрский, подписанный в августе 1920 года, который предусматривал создание независимого курдского государства Курдистан на территории Мосульского вилайета.

Как ни относиться к американским планам реорганизации Ближнего Востока - факт состоит в том, что они очень близко подошли к осуществлению этого проекта, рискуя - может быть и сознательно - вызвать «исторического джина из бутылки». Только с учетом этого фактора можно найти в действиях США в регионе какую-то осмысленную логику, когда они под любыми предлогами вели дело к коренным геополитическим преобразованиям на Большом Ближнем Востоке, создавая шаг за шагом «заделы» на будущее. Поэтому абсолютно прав бывший министр иностранных дел России в 1998–2004 годы, секретарь Совета безопасности России в 2004–2007 годы, член редакционного совета журнала «Россия в глобальной политике» Игорь Иванов, когда пишет:

«Кризис вокруг Украины нельзя представлять как какой-то неожиданный сбой мировой политики, как изолированное явление, противоречащее основным тенденциям развития международной жизни в последние десятилетия. На самом деле кризис имеет длительную предысторию, включая и вооруженную агрессию НАТО против Югославии, и военное вторжение в Ирак, и односторонний выход США из Договора о ПРО, и недавние события в Ливии и Сирии. Возникло много острых споров по базовым вопросам международного права. Что такое «легитимное правительство»? Как понимать термин «несостоявшееся государство»? При каких условиях следует признать право на самоопределение? Все эти и многие не менее существенные вопросы возникали и в ходе предыдущих кризисов – в бывшей Югославии, в Ираке, на Южном Кавказе, в Ливии, Сирии и т.д.».

Разваливая систему международного права, американцы застали мировую дипломатию врасплох. При этом, возвращаясь к Севрскому договору, необходимо отметить, что речи нет о букве этого документа, а только о реализация его идей, которых предполагает создание промежуточных геополитических комбинаций, которые так или иначе с из Ирака через Иракский Курдистан, Турцию, Иран станут приближаться к южным рубежам России, в Закавказье.

Пока же в Ираке происходит фиксация некоего промежуточного, противоречивого состояния. Глава Миссии ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ) Николай Младенов оптимистически заверил Совет Безопасности, что «орудующие на севере страны террористы на данный момент не представляют угрозы для Багдада», хотя «выразил озабоченность, что хаос может выйти за пределы северных районов Ирака». В свою очередь постпред России в ООН Чуркин призвал «свежим взглядом оценить происходящее», что, по его словам, «должно также повлиять на наши соображения по поводу урегулирования кризиса в Сирии».

В то же время США ведут себя странно. Как сообщает газета The Wall Street Journal, с прошлого года они тайно использовали в Ираке беспилотные летательные аппараты для сбора информации о боевиках, связанных с «Аль-Каидой». Но почему-то, как утверждает эта газета, «захват исламистскими боевиками двух крупных иракских городов стал для США полной неожиданностью». Более того, когда в мае премьер-министр Ирака Нури аль-Малики обратился к администрации Барака Обамы с просьбой нанести удар по исламистам, он получил отказ. В то же время США начали эвакуацию своего персонала с крупной авиабазы, расположенной в центральной части Ирака. Эта база, как отмечает Fox News, является одним из наиболее значимых объектов в Ираке, на котором до последнего времени осуществлялась подготовка сил безопасности для Ирака американскими инструкторами, в частности, там обучали операторов беспилотных летательных аппаратов. Значит, опасность, вопреки мнению Младенова, существует, а по словам официального представителя МИД России, боевики группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» при помощи бульдозера уничтожили пограничные знаки на сирийско-иракской границе, «подкрепляя свою заявку на создание исламского халифата на этом пространстве».

Тем временем голосование в иракском парламенте по предоставлению премьер-министру страны Нури Малики чрезвычайных полномочий было отложено в связи с отсутствием кворума. По мнению наблюдателей, Ирак четко раскалывается на три сектора: суннитский, шиитский и курдский. Курдские военизированные формирования «пешмерга» установили полный контроль над городом Киркук на севере Ирака. В заявлении государственного департамента США говорится о состоявшихся консультациях с правительствами Ирака и Турции и о том, что США готовы предложить им любую необходимую помощь, кроме своего прямого военного участия в конфликте. В свою очередь Иран - союзник иракского правительства, в котором доминируют шииты, изъявил готовность «помочь Багдаду в борьбе с джихадистами».

Одним словом, «иракская пьеса» постепенно развивается от акта к акту. По мнению Би-Би-Си, кульминацией «пьесы» можно будет считать момент, когда «двойной кризис» в Сирии и Ираке обернется появлением двух государств: «халифата, которое объединит восток Сирии и запад Ирака, где господствуют джихадисты», и, возможно, Курдистана. День ото дня шансы помирить и объединить все религиозные и этнические сообщества Ирака во имя сохранения единой государственности катастрофически тают. У всех свои задачи и цели. По поступающим сообщениям, только 50 километров отделяют боевиков «Исламского государства Ирака и Леванта» от столицы Ирака. Наступление на Багдад идет сразу по трем направлением. Чем бы ни завершился нынешний иракский кризис, ясно, что прежнего Ирака больше не будет.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть