Раскол в среде крымских татар дошёл до Турции. «Яблоко раздора» – Крым. Это, прежде всего, ставит под сомнение попытки незарегистрированного Меджлиса татар Крыма доминировать на внешнеполитических фронтах.
На днях в Симферополе прошла пресс-конференция главы Федерации крымско-татарских обществ Турции Унвера Селя. По сообщению Крыминформ, Сель выразил «согласие с переходом Крыма в состав Российской Федерации», а референдум 16 марта назвал законным. Он добавил, что крымско-татарскому и славянскому населению необходимо преодолеть взаимное недоверие и страхи, так как «у России есть большой опыт в этом, потому что на её территории много лет проживают люди разных национальностей и вероисповеданий». Федерация подготовила ряд предложений по доработке нормативных актов, касающихся крымско-татарского народа. По словам Селя, «необходимо провести работу, направленную на возвращение в Крым крымско-татарского народа, проживающего на территории других стран, а также обеспечить плотное сотрудничество крымско-татарских диаспор с представителями народа, проживающего в Крыму».
Заявления главы Федерации крымско-татарских обществ вызвали острую реакцию Общества культуры и взаимопомощи крымских татар Турции. В ответном письме они обвинили Россию в том, что она продолжает «строить козни и использовать всяческие безнравственные методы, среди которых – попытки уничтожить или нейтрализовать представительный орган крымских татар; разделить организацию изнутри; погасить авторитет лидеров крымских татар, тем самым сделав их позицию невесомой для всех». Правда, в следующем абзаце «лидеры» сократились до одного человека – Мустафы Джемилева, «примеру которого мы всегда будем следовать». Заодно Общество решило дискредитировать своих конкурентов, назвав их «самозванцами, выдающими себя за законных представителей крымскотатарской диаспоры в Турции».
Единение вокруг личности их крымского соотечественника Джемилева вызывает удивление и вот почему. Ещё в сентябре прошлого года предложение руководителя отдела внешних связей Меджлиса татар Крыма Али Хамзина провести II Всемирный конгресс крымских татар в Румынии вызвало бурные споры в Турции. По сообщению симферопольского информационного агентства QHA, глава Стамбульского филиала Общества Джелял Ичтен заявил, что Стамбульский дернек (организация) не поддерживает эту идею. Он обвинил Хамзина в том, что тот разделяет дернеки «как в случае с Крымскотатарским обществом Северной Европы в Германии». Руководитель отдела внешних связей Меджлиса парировал: «Чтобы попасть в турецкую диаспору, нужно пройти определённые, я бы сказал, проверки, поэтому у нас с диаспорой в Турции так и не сложились нормальные рабочие отношения». В отличие от румынской диаспоры, благодаря работе которой «возникла стратегически правильная позиция болгарской, польской и литовской диаспор».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 09.06.14 Украина – сон разума, психопатология общества, болезненная утрата здравомыслия: мнения
- 04.06.14 Советник Кремля: «Руководство России насыщает Юго-Восток Украины добровольцами»
- 04.06.14 Киев переживает обычный синдром провинциальной элиты, вдруг ставшей столичной / Ростислав Ищенко
- 30.05.14 Национальный вопрос в советском государственном строительстве / Олег Иванников
Вряд ли такое переориентирование с турецкого вектора на европейский происходило без ведома председателя Меджлиса татар Крыма. Почему же тогда спустя несколько месяцев в Джемилеве турецкая община крымских татар «вдруг» увидела лидера «мирового масштаба»? Знатокам известно, что восточные люди склонны искать подступы к сердцам самого, по их мнению, главного начальника, которого стараются окружить почитанием, переходящим в лесть. Таким «начальником» сегодня некоторые крымские татары видят президента США Барака Обаму, который публично покровительствовал экс-главе Меджлиса на церемонии получения последним в Варшаве премии «Награда Солидарности». Однако международное «признание» Джемилева пока что приносит дивиденды лишь ему самому, но не решает проблем обустройства крымских татар в новых реалиях, связанных с воссоединением полуострова с Россией. Более того, дезориентированный Меджлис скатывается постепенно в архаику времён Крымского ханства.
По словам председателя Постоянной комиссии Госсовета Крыма по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан Эдипа Гафарова, начались запугивания пророссийски настроенных крымских татар. «Вот, в частности, что произошло в Черноморском районе. Лемара Алиева сообщает: их с мужем пригласили на заседание крымско-татарской общины с участием представителей духовенства и председателя местного меджлиса. Вынесли абсурдное решение: исключить из членов национального общества, не здороваться, не приглашать на свадьбы, не хоронить. И всё потому, что они — за Россию и не скрывают этого. Да ещё на референдуме участвовали в работе избирательной комиссии. Парадокс! Но факт остаётся фактом. Имеется протокол заседания. Аналогичные сигналы поступают из Первомайского, Ленинского районов», - заявил «Крымским известиям» Гафаров. Такое откровенное нарушение прав человека является перебором даже для Турции, не говоря уже о Европейском союзе и США. Сомнительно, что общественное мнение этих стран позитивно воспримет антидемократические действия Меджлиса, от имени которого сейчас на внешнеполитических фронтах выступает Джемилев. А, значит, тень падёт на всех крымских татар. Это, во-первых.
Во-вторых, хотя сегодня крымские татары в Турции хорошо обустроились, имеют возможность сохранять и поддерживать свою культуру, заниматься бизнесом, добиваться успехов в политике (пример чему – министр иностранных дел Ахмет Давутоглу), кто знает, что будет с приютившей их страной в будущем. Существуют прогнозы, по которым усиленное внимание Вашингтона к Анкаре может обернуться большой «турбулентностью» для Турции, которая в настоящее время старается сохранить хорошие отношения с Россией. Если вдруг турецкое общество столкнётся с нестроениями, подобно украинским, идея возвращения на историческую родину для местных крымских татар способна показаться привлекательной.
Благо есть исторический опыт. 10 февраля 1922 года ЦИК и Совнарком Крыма принимает постановление «О татаризации государственных аппаратов и о применении татарского языка в учреждениях республики». 13 января 1925 года в ЦИК СССР направляется «Доклад Крымского ЦИК и СНК о реэмиграции крымских татар из Болгарии и Румынии в Крым и о причинах эмиграции татар». В нём, в частности, указывалось: «Теперь оставшихся в Румынии и Болгарии крымских татар насчитывается приблизительно 400-450 тысяч человек; в Турции, в Европейской её территории и в Малой Азии, количество татар намного больше от указанных цифр Румынии и Болгарии. Из эмигрантов, наиболее желающих вернуться в Крым, являются румынские и болгарские татары».
Станет ли актуальным для турецких крымских татар то, чем воспользовались менее ста лет назад их соотечественники из Румынии и Болгарии? Не исключено. В любом случае, отношение общины к событиям в Крыму далеко не однозначное. Многое будет зависеть от политики Москвы. Как писал о крымских делах в начале XIX века граф Семён Романович Воронцов своему сыну Михаилу Семёновичу, генералу-губернатору Новороссии, «беспорядки, пренебрежения и несправедливости во времена Екатерины и Павла разрушили эту несчастную страну, и бедные татары были вынуждены, вследствие причинённых им обид, покинуть свою родную страну, а только они могли бы сделать её цветущей». Ныне появляется шанс исправить былые ошибки. Но это требует в ответ протянутой руки со стороны диаспор крымских татар по всему миру. Возможно, первый шаг на этом пути последует со стороны турецкого берега.
Алушта – Москва
Комментарии читателей (2):
Почему эти варвари забыли каким образом он пришли этот остров, как они убивали и разаряли живущих там народ.
Почему они забыли, что до них жили тысячалетиями совсем другой, хрестянскии народ?
История татар Крыма всего лишь пару сотен лет. Они являются ворами чужих земель.
Крым захотели...