Позиция России относительно Сирийского конфликта повлекла за собой обоснованные утверждения о том, что российская внешняя политика возвращается на Ближний Восток и с мнением Москвы придётся считаться. Но помимо Сирийского конфликта на Ближнем Востоке существует огромное количество взрывоопасных ситуаций. Например, палестино-израильский, или в более широком смысле арабо-израильский, конфликт. Объявление о создании палестинского правительства единства дают России возможность перехватить инициативу в разрешении конфликта ввиду того, что Москва не признает ХАМАС террористической организацией, а значит, может сотрудничать со всеми сторонами конфликта. Но насколько это в интересах Российской Федерации и следует ли ей принимать более активное участие в ближневосточном урегулировании?
Но сначала немного о конфликте
Арабо-израильский конфликт имеет давние корни и совсем углубляться в историю не имеет смысла, однако о последних тенденциях необходимо упомянуть.
Во-первых, сам конфликт перестал быть главной угрозой безопасности в регионе, как это было лет 40-50 назад. На данный момент основными угрозами являются: Арабская весна и её последствия, ирано-израильское и ирано-саудовское противостояния, а также религиозные распри. Арабская весна уже повлекла за собой хаос в Египте, Ливии и Сирии. В независимости от её причин последствия оказались разрушительными не только для региона, революции оказались благодатной почвой для роста исламского фундаментализма. Провал более либерального политического ислама братьев-мусульман в Египте может стать сигналом о том, что только при помощи военной силы и революций можно построить исламское государство, что в свою очередь повлечет переход умеренных партий в более радикальное русло. Иранская ядерная программа грозит распространением ядерного оружия во всём регионе, Израиль уже заявил о готовности ведения военных операций против ядерных объектов Ирана в случае провала переговоров, а Саудовская Аравия может обеспечить себя ядерным оружием в сжатые сроки ввиду близких отношений с Пакистаном.
Во-вторых, Арабский мир больше не представляет собой консолидированного игрока с жесткой позицией по этому вопросу и этот фактор обусловливает существование Израиля на сегодняшний день, а также наличие у Израиля богатого арсенала оружий массового уничтожения. Самая мощная арабская страна Саудовская Аравия нуждается в Израиле ввиду общей цели – недопущения регионального лидерства Ирана, который теперь парадоксальным образом занимает позицию Арабского мира пятидесятилетней давности. Официальный Тегеран не признаёт право Израиля на существование и считает, что долгом каждого мусульманина является борьба против «сионистской оккупации Палестины».
В-третьих, урегулирование палестино-израильского конфликта не является главным приоритетом даже для Израиля. Биньямин Нетаньяху неоднократно заявлял, что первоочередная задача его правительства – не допустить развитие ядерной программы Ирана.
В-четвертых, с прагматичной точки зрения игра не стоит свеч. Урегулирование конфликта вряд ли повлечет за собой какую-то выгоду для страны-посредника. А если учитывать то, что враждующим сторонам придётся идти на серьёзные уступки, то существует небольшая вероятность того, что они начнут с благодарностью относиться к посреднику. Скорее наоборот.
В-пятых, перспективы урегулирования настолько укоренившегося и иррационального конфликта не велики. Для примера далеко ходить не надо, урегулирование было одним из столпов внешней политики администрации Обамы и они действительно довольно активно старались разрешить конфликт. Для полноценной ориентации внешней политики США на АТР необходимо раз и навсегда помирить Израиль с Палестиной, чтобы конфликт больше не отнимал ресурсов и времени, но упорство сторон является главным препятствием. Буквально десять месяцев назад стороны находились в благоприятных условиях для результативных переговоров. Ослабленное палестинское движение, главой которого был лидер, наиболее приверженный к мирному решению за всю историю. Израиль после террористических атак 2002 и 2003 годов пребывал в состоянии относительной безопасности и большинство населения поддерживало дипломатическое решение проблемы. А также этим процессом активно занималась американская дипломатия во главе с Джоном Кэрри. В ходе переговоров Аббас шёл на уступки, а Нетаньяху всё сводил к игре с нулевой суммой, пытаясь добиться максимума. Так, в ходе мирных переговоров Израиль одобрил возведение почти 14000 домов на оккупированных территориях, а темпы стройки возросли в 2 раза по сравнению с 2012 годом. Учитывая нежелание израильской стороны и ослабление позиций ХАМАС (сокращение финансирования от Катара и свержение братьев-мусульман в Египте с последующим закрытием границы), Махмуд Аббас подписал сделку о создании правительства единства и подал заявку на членство в 15 учреждениях ООН. Таким образом, обе стороны добавили головной боли США, которым теперь при урегулировании придётся сотрудничать с ими же признанной террористической группировкой ХАМАС, потому что в новый кабинет министров входят 3 представителя данной организации, хоть они и заявлены как аполитичные технократы.
Российские перспективы
Если даже США с их желанием, ресурсами и рычагами давления на обе стороны не удаётся достичь прогресса на этом направлении, каковы шансы России?
Отношения с Палестиной – традиционно хорошие. Россия оказывает гуманитарную помощь, естественно несравнимую с европейской или американской, а также содействует обеспечению безопасности. За последние годы, по данным МИД РФ, Россия выделила четыре транша по 10 млн. долларов на нужды бюджета ПНА в сферах образования и здравоохранения. Ежегодно палестинские территории посещают около 300 тыс. российских туристов. Палестинским студентам предоставляется 150 мест в год в российских вузах за счет федерального бюджета. В 1998 г. учреждено палестинское общество дружбы с Россией (почетный председатель – М.Аббас). В 2001 г. воссоздано Общество российско-палестинской дружбы. В 2008 г. создан российско-палестинский деловой совет. Политические контакты на высшем уровне происходят регулярно. По данным Минэкономразвития РФ, товарооборот между Россией и Палестиной в 2012 г. снизился по сравнению с предшествующим годом на 61,8%, до $580 тыс., а инвестиционное сотрудничество, и это не удивительно, характеризуется как «отсутствующее».
Во время визита в Россию Аббас заявил: «Мы выступаем за то, чтобы Российская Федерация играла также центральную роль и в мирном процессе на Ближнем Востоке по целому ряду причин. Прежде всего, потому что вы великая держава, потому что вы являетесь членами «международного квартета» ближневосточных посредников, потому что вы дружественное нам государство и, в конце концов, потому что у вас есть свои собственные национальные интересы в этом регионе. Поэтому мы хотим, чтобы вы и здесь играли ведущую роль». Тогда же было объявлено о подготовке к сделке на 1 миллиард долларов, в результате которой Газпром получает право на разработку газового месторождения у побережья сектора Газа. Однако вероятность успешного завершения сделки не высока ввиду притязаний Израиля на те же газовые залежи. Также, на территории Палестины находятся Святые земли для православных, некоторыми из них владеет Россия. Вот уже 125 лет действует одна из старейших российских неправительственных организаций - Императорское православное палестинское общество. Российские патриархи регулярно посещают Палестину и встречаются с руководствами Палестины и Израиля. А также Палестина начала поставки в Россию королевских фиников. В целом, возможности для капитализации дружественных политических отношений не так велики.
Товарооборот между Израилем и Россией многократно выше российского-палестинского и составляет примерно 3 млрд. долларов. "Взаимный товарооборот может достичь $4 млрд в год и более, - считает руководитель израильско-российского делового совета Шрага Брош. - Нынешние темпы роста товарооборота позволяют ставить задачу его увеличения в несколько раз уже в ближайшие годы". По данным МИД РФ Россия поставляет в Израиль необработанные алмазы (37%), товары топливно-сырьевой группы (30%) и продукцию АПК (зерно и продукция мукомольно-крупяной промышленности составляют порядка 17% экспорта). Главными статьями израильского экспорта в Россию продолжают оставаться сельскохозяйственная продукция (овощи, фрукты, соки, живые растения – до 25%), фармацевтические препараты (22%) и изделия промышленности высоких технологий и машиностроения (15%).
Также глава МИД Израиля Авигдор Либерман заявил: «В 2014 году будет разработано и подписано соглашение о создании зоны беспошлинной торговли между Израилем, Россией и еще двумя странами, входящими в Таможенный союз - Казахстаном и Белоруссией». Не совсем понятна последовательность российской внешней политики, учитывая свободную торговлю между ЕС и Израилем, ведь это оказалось невозможным в случае Украины (но мы-то понимаем, что дело далеко не в этом). По мнению Авигдора Либермана, освоение морских газовых месторождений - один из приоритетов долгосрочного сотрудничества с РФ.
При этом отношения нельзя назвать стратегическими. Да и разве они могут быть такими для Израиля со страной, которая плотно и на разных уровнях сотрудничает с Ираном, не признаёт ХАМАС террористической организацией («как все цивилизованные страны») и более того на официальном уровне принимает представителей ХАМАС в Москве? Израиль пытается использовать теплые отношения России с Ираном для продвижения своих интересов. Так, в 2009 году Нетаньяху тайно прибыл в Москву, чтобы отговорить Россию от продажи комплексов С-300 Ирану. Возможно, последствиями этого визита стали подписание 6 сентября 2010 г. долгосрочного соглашения о военно-техническом сотрудничестве между Россией и Израилем и указ "О мерах по выполнению резолюции СБ ООН за номером 1929 от 9 июня 2010 г.", в котором, в частности, оговаривался запрет на передачу Ирану зенитных ракетных систем С-300. Москва сотрудничает с Тель-Авивом в военной сфере ввиду лидерства последнего в производстве высоких технологий, а также регулярной обкатки израильских вооружений в полевых условиях против террористов. И не только. Россия прежде всего заинтересована в освоении технологий БПЛА, в 2012 году на предприятии "Уральский завод гражданской авиации" (УЗГА) началось производство беспилотных самолетов по израильской лицензии. Серьёзным препятствием для развития отношений в военной сфере являются российские договоры по вооружению Египта и Сирии. Стоит также отметить, что в 2013 г. состоялся очередной тайный визит Нетаньяху в Москву, в ходе которого премьер-министр Израиля по мнению израильской газеты Маарив убеждал оставить санкции против Ирана прежними. «Убедить в этом Путина не удалось, зато президент России, якобы, пообещал, что станет гарантом безопасности Израиля в ближневосточном регионе. А именно — Россия не согласится ни при каких вариантах на предложение США о созыве международной конференции по ядерному разоружению стран ближневосточного региона».
А что в итоге?
Таким образом, Россия не преследует каких-то жизненно важных интересов в отношениях с обеими сторонами. Экономические отношения с Израилем можно приравнять к второстепенным приоритетам, а с Палестиной их и приравнивать не к чему, разве что стратегическая торговля финиками вытащит отношения на новый уровень. Учитывая это, а также бесперспективность урегулирования конфликта, наиболее прагматичная позиция для России – стоять в стороне и быть неким пассивным наблюдателем. Как сказал бы Давид Маркович Гоцман: «А оно мине надо?».
Как оказывается, надо. Пусть не очень, но надо ввиду притязаний России на звание глобальной державы. Это подтверждается и в основных внешнеполитических документах Российской Федерации, в которых содержатся небольшие упоминания о конфликте. В Указе о мерах по реализации внешнеполитического курса от 2012 года говорится: «содействовать всеобъемлющему урегулированию арабо-израильского конфликта на общепризнанной международно-правовой базе». В концепции внешней политики Российской Федерации от 2013г. – «Используя свой статус постоянного члена Совета Безопасности ООН и участника «квартета» международных посредников, Россия продолжит мобилизацию коллективных усилий для достижения на международно признанной основе всеобъемлющего и долгосрочного урегулирования арабо-израильского конфликта во всех его аспектах, включая создание независимого палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем». В предвыборной статье «Россия и меняющийся мир» Владимир Путин также отметил, что «учитывая, в частности, наши близкие отношения с руководством Израиля и палестинскими лидерами, российская дипломатия продолжит на двусторонней основе и в формате ближневосточного «квартета» активное содействие возобновлению мирного процесса, координируя свои шаги с Лигой арабских государств».
На деле же ближневосточный квартет уже давно не играет ведущей роли в переговорном процессе. А существующая позиция России, когда Москва вроде бы что-то декларирует о стремлении достичь урегулирования, но при этом мало делает, является наиболее рациональной и соответствует российским интересам в регионе. И данная позиция являлась бы таковой даже в случае отсутствия Украинского и Сирийского конфликтов. Первый, ввиду приоритетности СНГ для РФ, отнимает большое количество ресурсов во всех ведущих внешнеполитических ведомствах. Сирийский конфликт и вовсе затмил остальные процессы, происходящие на Ближнем Востоке, в том числе и палестино-израильский конфликт.
Комментарии читателей (0):